Новый ЕНВД: можно ли спать спокойно?:

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в главу 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации на период с 1 января 2007 года до 1 января 2009 года полномочиями по введению в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Осенью этого года он будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу, а сейчас проходит экспертизу в рабочей группе по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате РФ. В чем суть готовящихся нововведений и как скажутся они на деятельности ивановских предпринимателей, значительная часть которых использует именно эту систему налогообложения – ЕНВД? На эти и другие вопросы, связанные с новым законом, мы попросили ответить члена рабочей группы при ТПП, руководителя юридического бюро «Константа» Марка ГЕЛЛЕРА. - Законопроект предусматривает три основных нововведения. Во-первых, планируется передать полномочия по введению в действие единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определению видов деятельности в отношении которых применяется ЕНВД и значения коэффициента К2 от муниципальных районов и городских округов – субъектам Российской Федерации. Во-вторых, намечено увеличение размера базовой доходности по отдельным видам деятельности. Так, предлагается увеличить размер базовой доходности для розничной торговли - на 20 % (с 1 800 руб. до 2 150 руб. и с 9 000 руб. до 10 800 руб. для стационарной и нестационарной розничной торговли соответственно), для оказания бытовых услуг - на 10 % (с 7 500 руб. до 8 250 руб.) и для оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - на 25 % (с 12 000 руб. до 15 000 руб.). И, в-третьих, вводится новый корректирующий коэффициент базовой доходности К3, определяемый как отношение среднего уровня заработной платы в регионе к среднему уровню заработной платы в Российской Федерации. - Чем вызваны такие кардинальные изменения? - Сам факт передачи полномочий по ЕНВД от муниципалов региональным властям, в целом, процесс объективный и неизбежный. Дело в том, что в 2004 году, при рассмотрении законопроекта, предусматривающего передачу полномочий по введению ЕНВД от субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям, предполагалось, что Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступит в силу в полном объеме с 1 января 2006 года. Однако, учитывая, что до 1 января 2006 года было невозможно сформировать полноценные органы местного самоуправления, было принято решение о введении данного федерального закона в полном объеме только с 1 января 2009 года. Вместе с тем, соответствующие изменения, сохраняющие за субъектами РФ полномочия по введению ЕНВД, приняты не были. В результате статистика применения ЕНВД в 1 квартале 2006 года показала, что большинство муниципальных образований не готово к осуществлению переданных им полномочий, считают авторы проекта. Местные власти либо устанавливают корректирующий коэффициент К2 на максимальном уровне, не производя его адекватного расчета, либо устанавливают его на заведомо заниженном уровне, используя данный коэффициент в качестве инструмента переманивания налогоплательщиков на свою территорию, с целью увеличения доходов своего бюджета. Передача в ведение субъектов Российской Федерации полномочий по введению в действие ЕНВД, по мнению авторов законопроекта, должно способствовать более справедливому и равному распределению налогового бремени на налогоплательщиков в рамках одного региона. Это также позволит сократить издержки органов местного самоуправления, связанные с организацией нормотворческого процесса. - А не означает ли все это окончательный крах реформы местного самоуправления? - Не думаю. Законопроектом предполагается, что передача субъектам Российской Федерации полномочий по ЕНВД будет носить временный характер и действовать до 1 января 2009 года – момента окончательного вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ, когда в полном объеме будут сформированы органы местного самоуправления. Кроме того, передача указанных полномочий субъектам Российской Федерации не предусматривает изменение порядка зачисления доходов от ЕНВД. Данный налог в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации будет продолжать оставаться источником формирования доходов местных бюджетов. - Ну, а увеличение ставок базовой доходности с чем связано? - По мнению авторов законопроекта (цитирую пояснительную записку к законопроекту), «статистика развития рынков данных видов предпринимательской деятельности (розничная торговля, оказание бытовых услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств) в 2005 году и первом квартале 2006 года по Российской Федерации в целом без учета инфляции показывает, что существует устойчивая тенденция к росту оборотов розничной торговли и объемов предоставляемых услуг, следовательно, растет доходность данных видов предпринимательской деятельности». Лично меня такая аргументация не очень убеждает, но, думаю, здесь все ясно: правительство в очередной раз за счет предпринимателей хочет пополнить бюджет. В целом по стране при помощи нового закона планируется получить дополнительно почти 3 миллиарда рублей. - Значит, опять – держись, предприниматель?! - Как это ни парадоксально, для ивановских предпринимателей новый закон даже выгоден. Это – тот редкий случай, когда быть «бедным» полезно. Настоящие нововведения станут существенным бременем для богатых регионов с высоким уровнем заработной платы, а такие «бедняки», как мы, возможно, платить будут даже меньше, чем сейчас. А все дело в новом коэффициенте К3. Поскольку средняя заработная плата в области одна из самых низких в стране, то и этот коэффициент будет минимальным. (Напомню, он определяется как отношение среднего уровня заработной платы в регионе к среднему уровню заработной платы в Российской Федерации). В результате складывается следующая картина. В 2005 году поступления платежей по ЕНВД в нашей области составили 349 млн. руб. А если бы действовали нормы нового закона, ивановский коэффициент К3 составил бы 0,61, и даже с учетом увеличения размеров базовой доходности наши предприниматели перечислили бы по ЕНВД на порядок меньше – 229 млн. руб. Разумеется, получив такую дыру в бюджете, региональные власти при осуществлении полномочий по введению ЕНВД будут вынуждены увеличивать коэффициент К2. Кроме того, политика областного правительства, направленная на «осветление» зарплат, неминуемо приведет к сокращению разрыва между нашими и среднероссийскими зарплатами, а значит – повышению коэффициента К3. Однако, пока для ивановских предпринимателей картина вырисовывается в целом положительная. - Таким образом, вы – «за» новый закон? - У законопроекта есть и плюсы, и минусы. Большие преимущества нашим предпринимателям дает коэффициент К3: он не только сдерживает рост налогов, но и позволяет эффективней конкурировать на всероссийском рынке. С другой стороны, этот же коэффициент уменьшает поступления в местный бюджет, что плохо само по себе, плюс создает почву для разногласий между властью и бизнесом. Не до конца продумана, на мой взгляд, и техническая сторона передачи полномочий по применению ЕНВД на региональный уровень. Прежде всего это касается порядка определения коэффициента К2. Муниципальные власти, устанавливая этот коэффициент, исходили из знания особенностей своего города или района. Смогут ли областные власти увидеть и захотят ли учесть специфику отдаленных населенных пунктов? Вопрос. Есть в законопроекте и другие спорные моменты. И я не буду сегодня расставлять точки над i. Моя задача как члена рабочей группы при Торгово-промышленной палате представить консолидированную позицию всего региона. Поэтому предлагаю продолжить обсуждение этого, безусловно, важнейшего законопроекта на страницах «Частника». Хотелось бы услышать мнения как представителей власти, так и бизнес-сообщества. Свои предложения можно направлять и в юридическое бюро «Константа». Мы, кстати, готовы предоставить все материалы, касающиеся нового закона. В предыдущих материалах, освещающих деятельность Рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства при ТПП РФ, я уже неоднократно говорил о том, что данный механизм в виде предварительной «бизнес-экспертизы» предлагаемых законопроектов и вносимых изменений в существующие законодательные акты, является реальным инструментом для решения наших, ивановских проблем на федеральном уровне. Полагаю, пора научиться им пользоваться. Надеюсь, что обсуждение законопроекта о едином налоге на вмененный доход станет первым шагом в совместной работе. Записала Татьяна Цветкова
31 Июля 2006, 14:50 +80

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...