Новый закон о рекламе - попытка кардинальной реформы рекламного законодательства

... будет уже осенью представлен в Госдуму комитетом по экономической политике и предпринимательству. Его называют попыткой начать кардинальную реформу рекламного законодательства.

Во-первых, новый документ должен дать другое определение самому понятию "реклама", которое сегодня может толковаться неоправданно широко. Например, к рекламе относится такая обязательная информация для потребителей, как режим работы, вывеска на магазине и т. п. Международный институт рекламы предлагает считать рекламой только заказанное и оплаченное сообщение о товарах, услугах или идеях с целью стимулирования их сбыта. Кроме того, в последнее время стали активно развиваться такие секторы рынка, как социальная и государственная реклама, которые сегодня находятся в сиротском положении по сравнению с любой другой рекламой.

Также законопроект предусматривает введение новых положений, определяющих состав обязательных сведений и порядок их предоставления в рекламе, осуществляемой при дистанционных продажах. Законопроект устанавливает обязанность рекламодателей и рекламопроизводителей информировать рекламораспространителя о наименовании и фактическом адресе производителя, исполнителя, продавца рекламируемого товара. В случае отсутствия в рекламе, осуществляемой при дистанционных продажах, информации о наименовании и фактическом адресе производителя, исполнителя, продавца рекламируемого товара или не соответствии ее действительности, потребитель вправе предъявить претензии в отношении качества приобретенного на основе рекламы товара непосредственно к рекламораспространителю.

Что касается тарифов, то рекламораспространители настаивают, чтобы в ценообразовании был наведен порядок, определен верхний предел, а также четко разграничены полномочия разных уровней власти (сейчас сказано только, что "размер платы за выдачу разрешений на установку наружной рекламы не может превышать затрат на оформление и контроль"). МАП России считает, что содержание рекламы должно контролироваться федеральными органами, а муниципальные власти - принимать решения по месту размещения.

Новым законом может быть введено поэтапное ограничение рекламы табачных изделий, вплоть до полного ее запрета, как это имеет место во многих европейских странах. А по пивной рекламе - лишь установлены ограничения на содержание, форму и способы распространения.

В остальном, судя по всему, требования к рекламе будут более либеральными. Иссяк, например, давний спор о детях в рекламе. В рекомендациях слушаний появился пункт о том, чтобы ограничения снять. Правда, отстояли алкоголь и табак, к которым детей нельзя допускать ни под каким видом.

Кстати, можно будет сколько угодно будет крутить по телевизору один и тот же ролик - все ограничения на частоту показа одной рекламы или одного товара предлагается снять.

Работа над новой редакцией закона в самом разгаре, создан экспертный совет. Правда, создание абсолютно нового закона может затянуться на годы, поскольку надо совместить полярные интересы.

Как у них

В Москве с июля увеличены расценки на размещение наружной рекламы. Хотя повышение оказалось более скромным, чем планировалось - базовая ставка возросла на 30%, а не на 50% и теперь составляет 12800 рублей, - по мнению независимых экспертов, доходы мэрии от этого могут не увеличиться, а упасть. Дело в том, что поступление средств от размещения наружной рекламы в московскую казну напрямую зависит от количества рекламщиков, а не от суммы их выручки, а количество это может сократиться. Хотя новые ставки вступают в силу уже с июля, расходы столичных компаний на размещение наружной рекламы возрастут лишь с осени, потому что рекламщики, как правило, рассчитываются с мэрией ежеквартально. Вместе с тем некоторые аналитики считают, что в ближайшее время увеличение базовых ставок не отразится на стоимости размещения "наружки": крупные компании повышать свои цены, скорее всего, не будут, плюс многие работают по долгосрочным договорам, в которых нередко прописана определенная сумма.

Кстати, "наружкой" в Москве занимается комитет рекламы, информации и оформления города (до недавнего времени - управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города). В начале этого года комитет

лишился контроля за формированием и использованием денежных средств, поступающих в столичный внебюджетный фонд рекламы и городской информации. Его функциями осталось проведение конкурсов на право размещения рекламы, формирование заказов на художественное оформление Москвы и распределение кредитов, полученных на эти цели.

В Нижнем Новгороде рекламное агентство "NewsOutdoor", входящее в медиа-империю Руперта Мердока, купило три крупные фирмы, занимающиеся наружной рекламой: "Ректайм", "Россерв" и "АНЖ". В результате "NewsOutdoor" получило возможность контролировать около 70% всех городских щитов формата 3х6. Оборот наружной рекламы Нижнего Новгорода оценивается примерно в $7 млн. в год и является четвертым по величине в стране. По словам одного из менеджеров "NewsOutdoor", сумма сделки составила около $5 млн. По имеющимся данным, у чиновников антимонопольного ведомства к "NewsOutdoor" претензий нет - все три компании принадлежат разным лицам. Однако компания фактически монополизировала рекламное пространство целого города.

В Курске каждый пятый рекламный щит установлен с нарушением закона - это данные ГАИ. "Незаконные" щиты должны исчезнуть с улиц до 21 июля, при этом приводить свои щиты в надлежащий вид или демонтировать их рекламные агентства должны за свой счет. Территориальное управление МАП уже возбудило три дела по факту нарушения правил размещения рекламы. Рекламщикам, не пожелавшим расстаться с доходными объектами, грозит штраф от 2000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Кстати, в Курске за порядком на рынке наружной рекламы следит МУП "Наружная реклама Курска".

В Ставрополе ГОСТу не соответствует около 90% щитов. По этому поводу операторы ставропольского рынка наружной встречались с представителями МУП "Муниципальная реклама", который пока не готов принять какие-либо меры. По мнению наших ставропольских коллег, если "Муниципальная реклама" будет добиваться четкого соответствия требованиям нового стандарта, рынок наружной рекламы окажется под угрозой исчезновения, а цены на оставшиеся рекламные площади значительно вырастут.

В Екатеринбурге с установлением платы за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы цены заметно снизились, что весьма радует рекламщиков. Раньше существовала стандартная плата за одно рекламное место: 7.2 тыс. руб. за размещение рекламы в центре и 5.6 тыс. руб. - за размещение рекламы в других районах города. Базовая ставка в 3.6 тыс. руб. значительно удешевила получение разрешений.

В Воронеже работала рабочая комиссию по разработке новых правил размещения наружной рекламы. Проект правил вроде бы устраивал рекламистов, но расценки (как в Санкт-Петербурге) - нет. Между тем, мэрия была недовольна малыми сборами в бюджет (для сравнения с ивановской действительностью укажем, что в 2000 году от "наружки" там было получено 5 млн. рублей...) В результате компромисс был найден, а правила - приняты и действуют.

Кстати, в Воронеже действует Ассоциация рекламных агентств, которая коллективно отстаивает права рекламщиков.

В Хабаровске открылся мини-завод по производству неоновой рекламы. Открыт именно сейчас потому, что городская дума для установки неоновой рекламы установила специальный понижающий коэффициент и одновременно обязала наружную рекламу в центре города иметь неоновое освещение. Таким образом, депутаты послужили "двигателем торговли". Любопытно, что американское оборудование стоимостью свыше полумиллиона рублей, закуплено мэрией и отдано в аренду.

21 Июля 2003, 19:58 +128

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...