О реформировании систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы

Правительство РФ 31 октября предполагает рассмотреть проект Концепции реформирования систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. В связи с этим Центральный комитет профсоюза работников образования и науки выразил решительный протест против предлагаемой Концепции реформирования системы оплаты труда педагогов. Протест поддержан и областной организацией профсоюза, об этом говорилось на состоявшейся вчера пресс-конференции.

Дело в том, что предлагаемый проект ликвидирует обязательную на территории Российской Федерации Единую тарифную сетку (единые минимальные размеры ставок заработной платы и должностных окладов работников образования). Таким образом педагоги лишатся главных государственных гарантий оплаты труда. Каждый регион, муниципалитет будут самостоятельно устанавливать размеры ставок, сроки и порядок индексации, исходя из имеющихся финансовых средств.

Начиная с 2003 г. в федеральном бюджете не предусматриваются средства помощи субъектам (муниципалитетам) на финансирование зарплаты работников общеобразовательных учреждений. Несмотря на поручения Президента, Минтруд РФ своей Концепцией предлагает полностью переложить всю ответственность за оплату труда на местные власти. Предлагаемое увеличение фонда оплаты труда с 1 октября 2003 в 1,33 раза не позволит провести полноценную индексацию ставок окладов и создать отраслевую систему оплаты труда.

Профсоюз работников образования настаивает:

на необходимости переноса сроков рассмотрения Концепции по введению новых условий оплаты труда в бюджетной сфере,

а также на сохранении предусмотренного Законом об образовании и Трудовым кодексом государственных гарантий по нормированию оплаты труда работникам образования.

***

Мнение профсоюзов

о проектах Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы и федерального закона «О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы», представленных Минтрудом России

1. Профсоюзы будут категорически возражать против предлагаемой Минтрудом России Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы (но не против отраслевых систем оплаты труда, поскольку они еще требуют длительного периода разработки). Профсоюзы поддерживают идею разделения отраслевых тарифных систем на части (руководители, специалисты и служащие, рабочие).

По мнению профсоюзов, изложенная в материалах Минтруда РФ мотивация необходимости отказа от ЕТС и перехода к новым системам оплаты труда, не является убедительной, а заявленную цель, ради чего все это затевается, проект Концепции фактически не отражает.

Профсоюзы будут категорически против регионализации и самое главное - против муниципализации систем оплаты труда работников образования, здравоохранения, других бюджетных отраслей. С точки зрения сферы образования эта идея противоречит Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ, законодательству об образовании, Указу Президента № 1511 от 28.12.2001г. по вопросу изменения порядка финансирования муниципальных образовательных учреждений и Концепции готовящегося законопроекта; сложившемуся порядку формирования объемов финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.

Фактически предлагается полное снятие ответственности государства и закрепление за органами власти субъектов РФ и местного самоуправления права самостоятельно определять размеры должностных окладов (ставок заработной платы) и других выплат, а также порядок и сроки их индексации (повышение).

Учитывая, что при этом не предусматривается решение проблем межбюджетных отношений, достаточного увеличения доходной базы муниципальных образований и то, что сегодня около 80 процентов муниципальных образований не в состоянии содержать бюджетные учреждения - результат подобного нововведения очевиден. Для образования это означает: «музыку заказывает» федеральный центр. То есть он формирует государственный образовательный стандарт общего образования, разрабатывает федеральные нормативы бюджетного финансирования в расчете на одного занимающегося, а уровень оплаты труда работников при реализации государственного образовательного стандарта определяет муниципалитет, что не позволит ввести нормативное финансирование расходов на общее образование и реализовать государственный образовательный стандарт.

2. Профсоюзы возражают против «подгонки» отраслевых систем оплаты труда под планируемое увеличение фонда оплаты труда в 1,33 раза. Поскольку: введение новой системы оплаты труда, создающей мотивацию повышения качества и эффективности труда, требует дополнительных средств - увеличения, как минимум, в два раза фонда оплаты труда.

Для образования эти дополнительные затраты вызваны необходимостью:

- введения стимулирующих надбавок, в том числе в зависимости от продолжительности непрерывной работы в учреждениях отрасли (Декларировать необходимость этого шага в Концепции модернизации российского образования, а также в Концепции реформирования системы оплаты труда и не предусмотреть его реализацию при введении новой системы оплаты труда - дополнительный повод к созданию противостояния этой новации.);

- включения в тарифный фонд оплаты основных дополнительных работ, которые обеспечивают полноценный учебно-воспитательный процесс, но оплачиваются в настоящее время из надтарифного фонда (проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами и т.д.), который в регионах имеет постоянную тенденцию к сокращению;

- сохранения в обязательном порядке 25-процентного повышения тарифных ставок (окладов) специалистов в сельской местности и установленного в настоящее время размера (в процентах) повышения ставок за работу в учреждениях с умственно-отсталыми детьми и т.д.;

- оказания дополнительной помощи органам местного самоуправления на введение новых систем оплаты труда, поскольку схема, по которой «сроки введения и расходы, связанные с введением отраслевых систем оплаты труда», для школ будут определяться органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов, приведет к полному хаосу в организации оплаты труда учителей;

- построения новой системы оплаты труда, инициирующей мотивацию повышения качества и эффективности труда, привлечения молодых и закрепления квалифицированных кадров.

Кроме того, профсоюзы не согласятся с тем, что в течение 2-х лет (2002-2003 гг.) для работников бюджетной сферы не будет проведена индексация заработной платы, поскольку увеличение фонда оплаты труда пойдет на дополнительные расходы, связанные лишь с реформированием систем оплаты труда.

3. В предполагаемые сроки (до 1.10.2003 г.) необходимо, в случае принятия предложений Минтруда РФ, разработать, обсудить и принять значительное количество поправок в законодательные акты, внести изменения в Конституцию РФ о передаче системы общего образования в полное ведение муниципалитетов. Предложенный Минтрудом РФ законопроект «О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы» перечисляет далеко не все законодательные акты, в которые, в этом случае, необходимо будет внести изменения. При формировании непосредственно новой системы оплаты труда предстоит разработать нормы и нормативы по труду, подготовить и принять новый порядок тарификации, аттестации и показатели определения квалификационных категорий руководителей, специалистов и служащих, квалификационные характеристики и квалификационные требования к должностям работников; объемные показатели и порядок отнесения организаций и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей; дополнения и изменения в действующий ЕТКС; положение об оплате труда; отраслевую, номенклатуру бюджетных организаций и многие другие нормативные правовые акты. Без этого вводить новую систему оплаты труда нельзя. Это огромная и трудоемкая работа, требующая согласования с органами управления образованием субъектов Федерации.

ЦК профсоюза работников

народного образования и науки РФ

31 Октября 2002, 15:26 +108

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...