Областной бюджет - в законе. Где все остальные?..

Принятие областного бюджета на 2004 год было, пожалуй, самым зрелищным мероприятием подобного рода. Были и экономические выкладки, и политические провокации, и выяснение отношений между исполнительной и законодательной властями, и удовлетворение в конце большого пути от все-таки найденного компромисса.

Впрочем, можно ли считать компромиссом стремление любой ценой войти в Новый год с бюджетом? Думается, что и губернатор, и депутаты "показывали характер". Чисто номинально перевес оказался на депутатской стороне: общая сумма расхождения "исправленного и дополненного" проекта законодателей с проектом областной администрации - 591 млн. руб. Депутаты переписали бюджет практически заново - всего было более 90 поправок. Самое значимое изменение - пересмотр процентного распределения подоходного налога (80% - муниципальным образованиям, 20% - в областной бюджет, вместо предложенной администрацией пропорции 50/50). Законодатели проголосовали за это при поддержке глав районных администраций, хотя губернатор и после принятия бюджета настаивает на том, что все города и районы области (кроме областного центра) по деньгам проиграют. Что произойдет на самом деле, выяснится, когда бюджет будет исполняться. А на сегодняшний день муниципальные образования ощутили на себе всю прелесть бюджетного дефицита - когда в конце прошлого года буквально не получили ни копейки из-за секвестирования областного бюджета.

С другой стороны, несмотря на заверения спикера ЗС Павла Конькова, что это "не политическое, а экономическое противостояние законодательной и исполнительной власти", губернатор использовал политические методы воздействия на ситуацию и наложил на первый вариант закона о бюджете вето. Которое снабдил политическим же контекстом: "При принятии закона о бюджете определенные политические силы в рамках эйфории от победы "Единой России" на выборах пришли к выводу, что в этих условиях надо попытаться сместить губернатора-коммуниста. А так как законным способом это сделать нельзя - ситуация в области не ухудшается, а улучшается, законов я не нарушаю, - они решили дестабилизировать обстановку и парализовать работу исполнительной власти. Вопреки Конституции, законодательная власть пытается диктовать условия исполнительной и по структуре, и по численности, и по всему остальному", - заявил он на пресс-конференции, посвященной бюджетной теме. Именно таким образом Владимир Тихонов истолковал попытку законодателей уменьшить расходы на государственное управление (читай - содержание чиновников) на 36 млн. рублей.

Преодолевая губернаторское вето, депутаты смогли отстоять сокращение на 17 млн. рублей (варианты сокращения на 15 и 20 млн. не набрали нужного количества голосов).

Сумма в 15 млн. рублей была предложена губернатором и являлась беспрецедентной уступкой депутатам - в начале "переговоров" шла речь максимум о пяти миллионах. Чиновники готовы отказаться от ремонта и покупки выходящего из строя оборудования (10 млн.), а также урезать расходы на управление "Ивавтодор" (4 миллиона), которому придется реорганизоваться. Депутаты ЗС урезали себе расходы без звука - показывая пример исполнительной власти: по словам Павла Конькова, на 2,4 млн рублей, 1,8 млн. из которых - расходы на госуправление.

Эти телодвижения дают основание говорить, что Владимир Тихонов все же не был настроен на то, чтобы сделать бюджет Ивановской области на 2004 год всероссийским прецедентом, препарируя его в суде. А то, что председатель ЗС Павел Коньков загодя заготовил "компромиссный" вариант и быстренько согласовал его с губернатором, не менее красноречиво свидетельствует, что к масштабному противостоянию не были готовы и народные избранники.

Депутаты должны вернуться к вопросу о соответствии структуры штатов областной администрации выполняемым государственным функциям по итогам первого квартала наступающего года. Как показывает практика, в начале года проблема обычно стоит не так остро, как в конце, а по поводу расходов на государственное управление власти конфликтуют не в первый раз: при принятии бюджета-2003 комитет по экономическим вопросам настаивал на их снижении на 6,5 млн., но цифра уменьшилась всего на 3 млн. рублей.

Сказать, как бюджет спроецируется на реальную жизнь большинства жителей Ивановского региона, сказать трудно. Слишком малая часть нашей жизни охвачена бюджетными отношениями, слишком далека власть от народа. Одно можно сказать точно: все чиновники получат свои зарплаты в запланированном объеме (потому как не сократилось ни количество первых, ни размер последней).

Ему не так уж плохо

Несмотря на стоны большинства депутатов, что это "бюджет хреновенького выживания" (выражение депутата ЗС Владислава Тихомирова) , бюджет-2004 получился даже "пожирнее" прошлогоднего: вместо 5 млрд. 615 млн. - 6 млрд. 513 млн. рублей. Прибавил в весе и дефицит - он составит не 155 млн., а 201 млн., (согласованные 182 млн. плюс еще "госуправленческие" 19 млн., которыми пополнили эту статью после преодоления губернаторского вето).

55% денег наш глубоко дотационный регион традиционно получит из федерального бюджета.

По утверждению В. Тихонова, приоритетами бюджета стало общее сокращение расходов (которое выразилось в том, что не были учтены инфляция и рост энерготарифов) и выделение денег муниципальным образованиям на погашение долгов перед промышленными предприятиями за энергопотребление. По словам депутатов, - то, что они "повернулись лицом к муниципальным образованиям". Губернаторский приоритет может сыграть с областью злую шутку: как всегда, в конце года денег просто не хватит, поскольку и инфляция, и энерготарифы друг другом буквально погоняют. Что касается планового дефицита, начальник главного финансового управления области Александр Грузнов всерьез опасается, что кредиты, которыми он гасится, окончательно затянут регион в финансовую пропасть.

12 Января 2004, 20:40 +35

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...