Образование в СЗАГС – новый шаг в развитии

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Эта древнеримская мудрость могла бы стать девизом любого тренинга или курсов по повышению квалификации. Ведь не секрет, что выгоднее вкладывать деньги в подготовку или переподготовку кадров, чем нести огромные убытки из-за низкой квалификации работников. Для того, чтобы идти в ногу со временем, мыслить стратегически, видеть перспективу, добиваться успеха, нужно постоянно учиться. 17 мая свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации по теме: «Инновационный менеджмент» получили директора ивановских школ и учреждений дополнительного образования. Занятия проходили на базе ивановского филиала Северо-Западной академии государственной службы. Программы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, которые проводит ивановский филиал СЗАГС, дают возможность профессионалам в самых разных областях развиваться, добиваться успеха в бизнесе и карьере, чувствовать себя увереннее. В условиях модернизации новые знания постоянно требуются и руководителю образовательного учреждения. Новые условия ставят директора школы перед необходимостью подняться на качественно новый уровень профессионального мастерства. Школе требуется не просто должность «директор» или «руководитель», а человек, способный решать сложные профессиональные задачи. Среди инноваций, которые ожидают школу в ближайшем будущем – переход на систему ЕГЭ (наша область присоединилась к эксперименту по его проведению в этом году), а возможно и переход на европейскую трехступенчатую систему образования: бакалавр, специалист, магистр. Цель этих нововведений – добиться того, чтобы образование, полученное в России, котировалось на мировом и европейском уровне. В связи с введением системы ЕГЭ очень непросто складываются взаимоотношения в систему «школа-вуз». С одной стороны вузы выражают опасение, что введение ЕГЭ приведет к коррумпированности школ, подтасовке результатов тестов. С другой стороны, школы говорят о завышенных требованиях к абитуриентам со стороны вузов. Пока законы, по которым развивается страна в целом и среднее образование – разные. Но, в конечном итоге, система образования должна стать единой, реально готовящей выпускников сначала школы, а потом – вуза к жизни и работе в современных условиях. При столь глобальных задачах, стоящих перед школой, ее финансовые и кадровые ресурсы остаются ограниченными. По оценкам ряда экспертов, одна из причин отставания России от промышленно развитых стран – мизерное финансирование образования и науки из госбюджета (в 50-100 раз меньше, чем в промышленно развитых странах, в расчете на одного человека). В этих условиях принятые ранее традиционные и устойчивые техники управленческой деятельности становятся не эффективными, что требует от руководителя радикального изменения взглядов и поведения Задачи модернизации образования неотделимы от повышения уровня профессионализма работников образовательной сферы. Министерство образования и науки, планируя модернизацию образования и перевод его на новый качественный уровень, считает повышение квалификации кадров главной возможностью реализации поставленных задач. Руководитель образовательного учреждения обязан не только знать современные управленческие технологии, но и владеть культурой внедрения этих технологий в жизнь образовательного учреждения. Традиционные системы повышения квалификации для обеспечения эффективности управленческой деятельности, не всегда актуальны. Северо-Западная академия государственной службы, как вуз, тоже заинтересована в модернизации школы, в том, чтобы выпускники школ были по-настоящему подготовлены к получению высшего образования. Поэтому проект, подготовленный ивановским филиалом СЗАГС, оказался весьма своевременным и эффективным. Без хорошей теории практика слепа. Программа краткосрочных курсов повышения квалификации «Инновационный менеджмент» для директоров ивановских школ включала в себя 76 учебных часов. Лекции читали не только специалисты ивановского филиала СЗАГС, но и профессура из Санкт-Петербурга. Качество образования – это то, о чем в СЗАГСе заботятся всегда. Именно здесь предоставляется возможность, не выезжая из Иванова, приобщиться к достижениям российской науки, послушать лекции лучших преподавателей. Директора вникали в тонкости менеджмента, изучали сущность и содержание инновационной деятельности, роль инноваций, технологии реализации инновационного менеджмента, связанные с ним социально-психологические и кадровые проблемы. И это не случайно. Уже сегодня директор школы принимает кадровые решения и тем самым формирует команду, распределяет ресурсы (правда, пока весьма ограниченные и не стабильные), занимается продвижением школы и формированием ее имиджа, налаживает отношения с родителями, представителями власти, проверяющими органами. Как отметил директор Ивановского филиала СЗАГС, доктор социологических наук Евгений Смирнов, работа директора школы – это искусство. Директор не может и не должен действовать по жестким стандартам, разработанным специалистами по менеджменту. Директор школы – всегда изобретатель, новатор. В каждом отдельном случае он принимает решение самостоятельно. И здесь его работа сродни деятельности риск-менеджера, который принимает ответственные решения, или стресс-менеджера, который должен эффективно действовать в трудных условиях. При этом об эффективности работы директора и его команды, судить гораздо сложнее, чем об эффективности работы коммерческой структуры по продвижению на рынок того или иного бренда. Но, несмотря на явные отличия между коммерческой структурой и школой, специалисты СЗАГС вообще, и Евгений Смирнов в частности посчитали, что, пусть не в чистом виде, жесткие западные стандарты в области управления персоналом, управления расходами (логистики) и собственно менеджмента, могли бы пригодиться директорам школ в их работе. При разработке курса для директоров нужно было выбрать именно те знания, которые они могут использовать в своей работе. - Успешный директор школы может дать сто очков вперед руководителю предприятия, - отметил Евгений Смирнов, - уже хотя бы потому, что, имея гораздо более ограниченные ресурсы, он управляет таким сложнейшим механизмом, которым является современная школа. И знания, которые мы дали в ходе прохождения курсов, востребованы уже сегодня, а завтра без них будет уже просто не обойтись. Мы все равно придем к тому, что через год-два директору придется заниматься и менеджментом, и логистикой, и мотивацией персонала. Состоявшиеся курсы – это только начало совместной работы ивановского филиала СЗАГС и управления образования. Продолжится работа с директорами школ, их заместителями. В следующем году будут организованы специальные курсы повышения квалификации для педагогов. Тем самым директора школ получат возможность усилить свою команду. Кроме того, рассматривается возможность, чтобы руководители школ могли пользоваться богатейшей библиотекой СЗАГС. Что касается дополнительного образования, необычайно востребована сегодня такая сфера деятельности СЗАГС, как повышение квалификации и переподготовка федеральных, государственных и муниципальных служащих. Ведь никто не рождается главой муниципального образования или чиновником областного масштаба. Этой работе необходимо учиться так же, как и любой другой. Но это уже совсем другая история.
27 Мая 2005, 14:33 +84

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...