Ольга Ракова: «Фестиваль затягивает»

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что из всех проводимых в июле фестивалей Грушинский — самый известный и самый массовый. В Иванове идеологом, а зачастую и организатором выезда на Грушинский уже много лет является Ольга Ракова — предприниматель, человек, увлеченный туризмом и авторской песней. — Ольга, что привлекает в Грушинском фестивале? Почему вы ездите туда уже много лет и даже возите других? — Я сама начала ездить на Грушинский фестиваль 20 лет назад. Каждый год кто-то хотел присоединиться. Теперь некоторые ездят и отдельно. В нашей компании многие были на Грушинском уже раз по десять. Затягивает это. Интересно. — И сегодня это все тот же Грушинский фестиваль, как и двадцать лет назад? — Нет, конечно. Фестиваль изменился за эти годы. Во-первых, он разделился на два отдельных мероприятия. В этом году был суд, и официальное название «Грушинский» теперь принадлежит фестивалю, который проводится на так называемой «новой поляне». Как будет называться фестиваль на месте, куда мы из года в год ездим, не знаю… — Из-за чего так получилось? — Версий очень много. По одной из них организаторы поссорились между собой по идейным мотивам, разошлись во мнениях о том, как фестиваль должен развиваться дальше. Честно говоря, не очень хочется разбираться в этой «кухне». — А как вы выбирали, с кем остаться? — На самом деле выбор был нелегкий, интересны оба фестиваля. Но успеть полноценно посмотреть оба мероприятия, скорее всего, не получится. Я поеду вместе с командой, которая занимается организацией сцены «Междуречье». Уже второй год я нахожусь в оргкомитете этой сцены. Она существует несколько лет, среди организаторов — люди из Кирова, Москвы, Казани, Перми. Кстати, название сцены пошло от кировского фестиваля «Междуречье». Обычно спрашивают, что это значит. «Междуречье» — это не «между рек», а «между речью». — Чем интересен фестиваль? — Во-первых, приезжают очень много хороших авторов-исполнителей. На все концерты в стране не съездишь, хотя периодически я пытаюсь выбираться на выступления любимых авторов хотя бы в Москву. На Грушинском можно увидеть друзей, с которыми видимся порой раз в год. Есть что посмотреть, кого послушать. Мы приезжаем туда обычно не на три фестивальных дня, а на неделю: во-первых, некоторые сцены начинают работать раньше, во-вторых, съезжаются все постепенно. Сейчас и ивановская команда уезжает раньше. — Бытует мнение, что на фестивали ездят люди творческие, а значит, небогатые. Насколько сейчас дорого съездить на Грушинский? — На самом деле я бы не смогла однозначно охарактеризовать тех, кто ездит на фестиваль регулярно. И по возрасту, и по образованию, и по социальному положению это абсолютно разные люди — врачи, коммерсанты, студенты… Многие из них как-то связаны с туризмом. А что касается стоимости поездки, можно уложиться в очень небольшую сумму. Билет на поезд стоит около 3000 рублей (туда и обратно). У нас уже была практика, когда мы заказывали на всю команду «Газель», которая доставляла нас прямо до места. В этом году я сама еду на машине. Что касается остальных расходов, никаких сборов за участие в фестивале не существует. Только если приезжать на машине, въезд на «поляну» будет платным. Варианты питания разные. В основном на эти цели скидываются, готовят на команду. Но при желании можно питаться на месте в точках общепита. Деньги могут понадобиться еще на диски (если вы планируете их покупать). Очень многие покупают на фестивале еще и туристическое снаряжение, так как туда приезжает целый ряд известных фирм — и производителей, и продавцов. — То есть представители бизнеса тоже проявляют интерес к фестивалю? — О коммерциализации фестиваля говорят очень часто. И почти всегда — с негативным оттенком. Я же не вижу в этом ничего плохого. По-моему, происходит закономерный процесс формирования инфраструктуры фестиваля. Теперь совсем не обязательно тащить с собой из Иванова все продукты, как мы это делали раньше. Если купить все необходимое там, это обойдется ненамного дороже. Ивановцы в этом году повезут с собой только тушенку, да и то лишь потому, что они предпочитают определенную марку. Особенно хорошо, что на рынке рядом с «поляной» продаются свежие овощи и фрукты. Кроме того, работают кафе, есть баня и душ. Противники «коммерциализации» говорят, что так пропадает вся походная романтика. Есть и те, кто недоволен, что наиболее известным авторам оплачивается дорога и работа на концертах. Но стоит помнить и о том, что организаторы фестиваля каждый год все убирают, засеивают гору, чтобы она не сползала окончательно, а это серьезные расходы. Соответственно, они ищут спонсоров и возможности хоть как-то заработать. Те, кто ни разу не занимался организацией концертов, а уж тем более фестивалей, не могут понять, какие это расходы. Я не хочу считать деньги в карманах организаторов. — Как устроен фестивальный быт? — Ставим палатки лагерем, еду готовим коллективно (в этом году из Иванова поедут человек 10-15). Разведение костров сейчас не приветствуется. Во-первых, существует проблема с дровами. Понятно, что, если столько лет на одно и то же место приезжает огромное количество людей, сухостоя там быть уже просто не может, а живые деревья и горят плохо, и рубить их жалко (впрочем, дрова сейчас продаются на том же рынке неподалеку, причем уже сухие и готовые к применению). Во-вторых, в последние годы на «поляне» стоял самый настоящий смок от костров. Особенно в выходные, когда людей больше всего. Туалет там есть стационарный (уже давно закопаны металлические цистерны, которые каждый год вычищаются), есть и биотуалеты. — А как изменилась творческая составляющая фестиваля? — Песни стали другими — не бардовскими, а авторскими. Уже давно нет в чистом виде туристской песни. Не обязательно петь только про костры и палатки, есть очень много достойных тем. Многие авторы работают на стыке жанров, используя джазовые, роковые мелодии. Смешение жанров дает очень интересный результат. Кроме того, сейчас очень сильные гитарные школы. Раньше был распространен стереотип: бардовская песня — это про туризм, исполняется на трех аккордах и без голоса. Сейчас человека, играющего на трех аккордах, на фестивале встретишь очень редко. А уж те, кто выходит на сцену, как правило, прекрасно владеют инструментом. При этом многие нынешние авторы великолепно поют классическую авторскую песню (например, Павел Фахртдинов, который едет на фестиваль вместе со мной). Классику стали исполнять «вкусно». И это дает ей новую жизнь. — Кто-то из ивановских авторов и исполнителей будет выступать? — Да. Люба Окунева, Лена Гурина. Они обе уже добивались успеха на Грушинском. — Насколько легко новому человеку успешно выступить на фестивале? — Я считаю, что это возможно. Например, мои очень хорошие кировские друзья становились и дипломантами, и лауреатами фестиваля, завоевывали призовые места. — А насколько часто приезжают новые люди? — На фестивале каждый год появляются новые лица. В ивановский лагерь в этом году едут два новых человека, причем вполне взрослые люди. Видимо, они несколько лет собирались поехать, но все никак не могли выбраться, а сейчас все сложилось. Самое простое для новичков — присоединиться к уже существующей компании. Уж советом-то им помогут в любом случае.
01 Июля 2009, 11:50 +146

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...