Ольга Стефанова: "Готовых рецептов нет. И быть не может"

Если, по-вашему, образование обходится

слишком дорого, испробуйте невежество.

Дерек Бок

Специфика дистанционного образования (краткость очных занятий, их интенсивный характер, работа с практиками) предъявляет к преподавателю-тьютору особые требования. Они касаются как стиля ведения занятий, так и личных качеств тьютора. Хороший тьютор - больше, чем преподаватель, он одновременно психолог, консультант, игротехник и куратор. Для тьюторов в ЛИНКе разработана многоступенчатая система подготовки и аттестации. Ключевое звено системы - специальные выездные школы. Для опытных тьюторов проводятся школы в режиме интернет-конференции. После обновления образовательной программы (а обновляются они раз в три-четыре года) каждый тьютор проходит аттестацию для допуска к работе с новой версией. Причем аттестуются тьюторы отдельно по каждому модулю (в базовой программе их четыре). С ивановским региональным центром сотрудничают два тьютора: Игорь Завьялов - директор сбытовой компании "Ивстройкерамики" и Ольга Стефанова - владелица консалтинговой фирмы из Дубны. Своим мнением о возможностях образовательной системы ЛИНКа поделилась Ольга Стефанова.

- Что привлекает вас в работе тьютора?

- В первую очередь, то, что студенты - практики. То есть ты не просто даешь знания, но и помогаешь людям эффективнее работать. Приятно осознавать, что в улучшении работы предприятия есть доля и твоих усилий. В ЛИНКе нет учеников и учителей - здесь считают, что точка зрения любого человека заслуживает внимания. Работа тьютора позволяет реализовать потребность в саморазвитии, расширить круг общения. Особенное удовольствие для меня - участие в выездных школах. Еду туда даже не за деньгами, а для общения. После выездных школ, особенно после региональных, я начинаю верить, что Россия выживет. Для меня важно и то, что, работая тьютором, я не только себя развиваю, но и другим помогаю работать профессиональнее, так как миссия ЛИНКа - создание слоя образованных квалифицированных менеджеров.

- По-вашему мнению, трудно ли адаптироваться слушателям к системе обучения ЛИНКа?

- Мне приходится часто ездить по стране, поэтому ситуацию в регионах я представляю достаточно хорошо. И могу сказать, что очень многие слушатели к системе преподавания в ЛИНКе не готовы. Они хотят готовых решений. Рассчитывают, что придут учиться и получат четкие инструкции - чтобы бизнес развивался, нужно поступать так-то и так-то. А это в принципе невозможно, потому что при наличии одной и той же проблемы на разных предприятиях для ее решения нужно будет использовать разные инструменты. Я считаю, что моя задача как тьютора достигнута, если к слушателям приходит понимание неоднозначности бизнес-процессов. Гвозди забивать можно и микроскопом. Но если не получается, это еще не значит, что микроскоп был плохим.

Неоднозначность бизнес-процессов характерна и для работы одного предприятия. Сегодня на проблему отреагировали одним образом, через семь месяцев нужно будет использовать другой метод или инструмент, потому что поменялась внутренняя или внешняя среда: увеличили штат, перешли на другую систему налогообложения, поменяли поставщиков, появились новые конкуренты.

Тем не менее, несмотря на то, что к системе обучения в ЛИНКе приходится адаптироваться, категорических отказов от обучения не было, все зависит от желания человека. Для сравнения: в Великобритании менеджер каждые пять лет обязан проходить переобучение. Там даже вопроса не возникает, надо или не надо. Надо в любом случае.

- А что из полученных знаний и как используется слушателями на практике?

- Высший пилотаж, когда теоретические концепции становятся родными для человека и он перестает задумываться над тем, что нужно делать в этом случае, как правильно поступить в другом. Он просто из двух десятков концепций использует наиболее подходящую. Я однажды у водителя, рядом с которым сидела в машине, спросила: "Зачем вы сейчас переключили передачу?" Он жутко удивился: "Я переключил? Когда?" До такого же состояния "автоматического включения" можно довести и управленческие навыки. В отличие от слушателей, тьютор, кстати, всегда анализирует, какими инструментами и почему он пользуется, чтобы потом можно было результаты своего анализа использовать для слушателей. И то, что преподаватели охотно делятся своим практическим опытом, отличает ЛИНК от других вузов. Я учусь не только в ЛИНКе, несколько курсов прослушала в Академии менеджмента и рынка. Серьезный вуз, но чтобы работающему человеку там учиться, нужно быть очень целеустремленным. Я знаю, что преподаватель, читавший лекции, уже несколько лет работает консультантом, но если его не спросить, он ни слова не скажет о практике. Ситуация, характерная и для многих других вузов. В ЛИНКе же вся система обучения основана на практике. Но тьюторов готовят так, чтобы они не оказывали давление на тех, кто учится (и чтобы статус слушателей не влиял на самих тьюторов).

- "Противопоказания" для обучения есть?

- Отсутствие желания - в первую очередь. Если приходят учиться один-два человека, то эффекта обычно нет. И чаще всего эти люди уходят из компании. В тех случаях, когда на учебу приходит команда, компания начинает развиваться быстрыми темпами. Могу судить об этом по тем примерам, которые есть у меня перед глазами в Дубне. Обучение начиналось с вопросов: а зачем нам это надо, да что мы можем - немногое, кредитов нам никто не даст. Сейчас в компании стали понимать, что они действительно могут. Поняли, каким потребителям нужны, как модифицировать свою услугу, на какой рынок лучше выходить. Слушателей моей группы из Сергиева- Посада не так давно наградили как лучших менеджеров России. Если раньше у них только директор видел общую картину развития фирмы, а менеджеры знали лишь свою узкую часть, в ходе обучения общая картина стала ясна всем, выросла мотивация - и, соответственно, компания смогла добиться большего успеха на рынке.

- Почему в кейсах так часто используется британский опыт?

- Во-первых, потому что в основе программы лежит британский образовательный стандарт. Во-вторых, для того, чтобы разрабатывать кейсы, нужно иметь достаточно много информации о предприятии - налоги, обороты, доля рынка. В Великобритании такая информация доступна, а наш рынок еще слишком непрозрачен, чтобы на основе российского опыта моделировать учебные ситуации. И потом, Запад тоже воспринимает российские управленческие концепции. Классический пример - Абрахам Маслоу, который изначально был Александром Масловым. Это нормальный процесс взаимодействия управленческого опыта разных стран.

- Не приходилось сталкиваться со стереотипом: "мне уже поздно учиться"?

- Буквально на днях обучение начали студенты-руководители - им уже за 50, причем самому старшему - 58 лет. Я знаю, что в ЛИНКе учатся люди, которым уже 80 лет.

- ???

- Пенсия необязательно должна стать концом трудовой жизни. У меня в группах было несколько случаев, когда перед выходом на пенсию человек проходил обучение и потом открывал свое дело.

- Многие слушатели говорят о том, что им все знакомо и во время обучения они лишь систематизируют свои знания. Зачем за систематизацию того, что у тебя уже есть, платить такие немаленькие для Иванова деньги?

- Здесь действует один из парадоксов социальной психологии - узнав новое, думаешь, что раньше ты это уже знал. Так, перед выборами 50% избирателей угадывают победителя, а после выборов уже 70% говорят - мы совершенно точно знали, что победит именно этот кандидат. А ценность систематизации в том, что неосознанное знание вытаскивается наружу и начинает работать. В этом-то и вся прелесть.

Справка. Ольга Стефанова преподает в ЛИНКе с 1999 года. Вела группы по курсам "Практический маркетинг", "Финансовый менеджмент и персональный компьютер", "Управление ресурсами в условиях рынка" в региональных центрах МИМ ЛИНК в Дубне, Москве, Жуковском, Волгограде, Иванове, Рязани. Проводила выездные школы в региональных центрах МИМ ЛИНК в Сарове, Королёве и Дубне. В настоящее время учится по программе МВА Открытого университета Великобритании. Несколько лет назад открыла консалтинговую фирму "Дельфин", в которой работает и сейчас.

Набор слушателей на образовательные программы ивановского регионального центра ЛИНКа уже идет. Исчерпывающую информацию можно получить по телефонам: 410-197, 45-98-01.

evrica_link@mail.ru, www.ou-link.ru

25 Августа 2003, 20:30 +316

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...