оЛИГАрхия по-ивановски

Все мы с большим удовлетворением наблюдаем, как развивается в Иванове торговля. Что бы ни говорили злые языки, осуждающие «торгашей», но от цивилизованной торговли выигрываем прежде всего мы, покупатели. В магазине с чистыми, удобно организованными помещениями, современным торговым и холодильным оборудованием шансы купить качественные продукты и быть вежливо и быстро обслуженными повышаются многократно.

И магазины в городе появляются, несмотря ни на что - на бюрократическую волокиту, сопровождающую получение соответствующих разрешений, на затраты по покупке недвижимости и рекламную раскрутку. На этом фоне весьма странно видеть, как крупнейшая торговая сеть, сохранившаяся еще с советских времен, не просто сдает свои позиции под натиском конкурентов, а является символом «совковой» торговли. Как вы догадались, речь идет о сети продовольственных магазинов «Торговой лига». Где еще увидишь сегодня унылый интерьер, заветренные продукты, многочисленные ларьки арендаторов и заоблачные по сравнению с «коммерсантами» цены?

…Казалось бы, именно у «Торговой лиги», объединившей в свое время в одно ЗАО три «торга» («Хлебторг», «Гастроном» и «Пищеторг»), были все предпосылки для бурного развития. Это мощная материально-техническая база: офис в центре города, склады с железнодорожными подъездами, десятки оборудованных магазинов, профессиональный коллектив. Плюс налаженные связи с производителями и поставщиками, «прикормленные» места во всех районах Иванова, где многие горожане всю жизнь покупали продукты изо дня в день. Почему же вместо развития мы видим настоящее «загнивание»?

Так, по данным на конец 2003 года, кредиторская задолженность ЗАО «Продукты. Торговая лига» превышает сумму основных средств, коэффициент обеспеченности собственными средствами равен 0,3, а коэффициент ликвидности - 0,1, соответственно, коэффициент риска несостоятельности (банкротства) меньше нормативного значения.

Это свидетельствует о том, что предприятие преступило опасную черту, за которой начинается банкротство. Для покрытия убытков распродается недвижимость (базы, склады, ремонтно-строительные участки - на сегодняшний день их осталось не больше двух десятков), а магазины ютятся на «сокращенных» площадях и притесняются лотками с промтоварами и бытовой химией.

Независимый анализ финансовой динамики этого предприятия дает неутешительный прогноз: при таком положении дел оно просуществует не больше года.

Между тем, административный гнет не дает развернуться людям, которые хотят и умеют работать. В их числе многие директора магазинов сети «Торговая лига».

За рулем - значит, с рублем?

Итак, поводов критично оценить деятельность руководства ЗАО «Продукты. Торговая лига» предостаточно. Однако, по словам акционеров, многие вопросы нужно адресовать не столько генеральному директору Валентине Логиновой, сколько ее заместителям Л. Громовой и Г. Ястребовой, а также юристу О. Лакомкиной и др. - потому как реальные решения зачастую принимались именно ими. Причем большинство из них наводят на определенные мысли. Как еще можно объяснить тот факт, что ЗАО сдает в аренду свои торговые площади фирме ООО «Партнер. Торговая лига» по ценам, гораздо ниже рыночных, а ООО предоставляет их в субаренду конечным арендаторам гораздо дороже? Во главе ООО, участвующего в такой традиционной схеме увода прибыли с основного предприятия и зарабатывания неплохих денег на псевдопосредничестве стоит О. Лакомкина - между прочим, юрист ЗАО.

Ни для кого также не секрет, что сын госпожи Громовой, имеет свой бизнес на площадях «Торговой лиги», благодаря которому ему доступны блага, о которых только мечтает простой обыватель (например, серебристое «Volvo»). Сама Громова фактически захватила власть в ЗАО Продукты «Торговая Лига» в свои руки и оттеснила Логинову от управления.

Все это напрямую касается бывших и нынешних работников-акционеров, которые много лет и сил отдали развитию магазинов, стремясь принимать экономически правильные решения.

Боль акционера

Простые акционеры ЗАО не знают, что такое дивиденды и как они выглядят - их никогда не платили. Как водится, сначала акции просто раздали работникам, директорам магазинов и администрации. Что делать с ценными только по названию бумагами, никто не знал. И не делал, пока администрация ЗАО «Продукты. Торговая Лига» не начала сначала потихоньку, а потом централизованно скупать акции у коллектива.

«Сейчас-то я понимаю, что администрация просто воспользовалась нашей неграмотностью и тем, что мы привыкли подчиняться руководству, - говорит один из бывших акционеров и бывший работник «Торговой лиги», - Помню, у нас потребовали отдать акции, дали за них денег, попросили расписаться. Меня лично убедили в том, что права распоряжаться ими самостоятельно я не имею».

Эго можно расценивать только так: руководство ЗАО не только пользовалось правовой безграмотностью своих работников, но и намеренно вводила их в заблуждение.

Таким образом, количество акционеров ЗАО «Продукты. Торговая лига» на сегодняшний день сократилось с более чем тысячи до девяносто двух человек. Можно сказать, что из числа тех, кто не у власти, остались только самые «стойкие». Их-то сейчас и подвергают жестокому психологическому прессингу, стремясь подчинить воле администрации. Многим из них пришлось уйти с работы: например, Антонину Александровну Сонгулашвили, проработавшую в этой организации более трех десятков лет и имеющую множество благодарностей за свой труд, показательно уволили по пункту 3 ст. 81 Трудового Кодекса как работника, «не соответствующего занимаемой должности».

Кроме всего прочего, администрация покупала акции у работников по номинальной стоимости – 10 рублей за акцию, в то время как реальная - намного выше. Эта разница обусловлена тем, что уставный капитал ЗАО составляет всего 1,5 млн. рублей, а рыночная стоимость активов (оборудования, товаров) - как минимум, в несколько раз больше. Скупив акции по номиналу, руководство «Торговой лиги» получило доступ к управлению этим имуществом практически за бесценок. Каким образом распоряжается - см. выше.

«Акции стремились выманить любой ценой. Особенно легко было «воздействовать» на тех, кто работал в «Торговой лиге» целыми семьями, - рассказывает бывший директор магазина Валентина Сергеевна Кондратьева. – На меня лично давили тем, что уволят с работы дочь...»

Но самой драматичной можно считать историю бывшего директора «Пищеторга» В.В. Щебнева, который проработал в этой должности не один десяток лет и ушел на пенсию буквально нищим. Когда после его смерти коллеги обратились в администрацию ЗАО с просьбой оплатить некролог, им отказали – «нет денег». Как и семье Веры Васильевны Горюновой, старейшего работника предприятия, просившей материально помочь с похоронами.

Бывших работников не пускают в здание центрального офиса, для этого даже вывели архив организации за пределы центрального офиса – в том числе чтобы не задавали лишних вопросов.

Чисто по-человечески понять все это очень трудно. Видимо, погоня за деньгами, акциями и властью не позволяет отвлекаться на такие «мелочи».

Не конец

Как бывшие, так и оставшиеся акционеры не теряют надежды не только отстоять свои права, но и наконец-то привести к руководству предприятием эффективный менеджмент.

Мы будем следить за развитием ситуации.

Юлия ВАСИЛЬЕВА

29 Апреля 2004, 15:20 +88

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...