Он же памятник!

Марина Москалева (текст) Развитие туристической индустрии принимает порой самые неожиданные формы. Стремясь привлечь к себе туристов, населенные пункты формируют объекты показа, исходя из того, чем располагают. В Иванове такими объектами могли бы стать фабрики. Причем интерес туристов может вызвать не только фабричная архитектура XVIII-XIX веков, но и сам производственный процесс. Подобный пример есть у нас под боком – в Костроме на Большой костромской льняной мануфактуре (кстати, входящей в состав ивановской компании - ассоциации ТДЛ). Там создан музей, посетители которого могут изучить историю предприятия, а также пройтись по цехам, чтобы посмотреть, как создаются современные льняные ткани. Музейные будни Большая костромская льняная мануфактура (БКЛМ) – сама по себе раритет: 28 зданий, принадлежащих предприятию, являются памятниками архитектуры. Первые из них были построены в 1866 году, когда купцы Третьяковы, Коншин и Кашин создали Товарищество «Новая костромская льняная мануфактура», объединяющее три фабрики – прядильную, ткацкую и отбельную. Часть зданий, где размещались эти производства, сохранилась до сегодняшнего дня. На территории БКЛМ расположен и первый в Костроме высотный дом, построенный в 1896 году и включенный в областную книгу рекордов Гиннеса. На шести его этажах располагалась «Сборная» - общежитие для семейных рабочих на 210 комнат. Помещения площадью 19 кв. метров когда-то предоставлялись одной семье, а затем, когда коллектив мануфактуры разросся – двум семьям. Причем это было самое благоустроенное общежитие для рабочих в России. Сам по себе музей БКЛМ находится в здании, построенном в начале ХХ века, и включает в себя целый ряд интересных экспонатов. Как рассказывает заместитель генерального директора БКЛМ Виктор Афанасин, материалы для музея начали собирать еще лет 25 назад. Открытие экспозиции планировалось на 1991 год. Однако перестройка и разруха заставили руководство комбината надолго забыть об этих планах. Виктор Афанасин вновь вышел с инициативой создания музея накануне празднования 140-летия предприятия в 2006 году. На этот раз все получилось, музей был открыт, причем в нем постоянно появляются новые экспонаты. Основа экспозиции – это документы, старые фотографии, архивные материалы. Большой интерес туристов вызывает и огромная тканетека. К сожалению, ткани, которые выпускались мануфактурой до революции, никто специально не собирал. Но, начиная с 20-х годов ХХ века, формировались довольно полные коллекции, позволяющие судить о том, как менялся ассортимент предприятия. В разные годы БКЛМ выпускала и плательные ткани, и гобелены, и брезент с парусиной. После того, как экспозиция была сформирована, генеральный директор БКЛМ Виталий Маутин поставил перед энтузиастами задачу: раз музей есть, он должен работать. Теперь ежемесячно комбинат посещает до 300 туристов, налажено сотрудничество с турфирмами. Летом среди гостей преобладают участники волжских круизов, зимой – школьники и студенты. Правда о серьезных прибылях речь пока не идет – билет на экскурсию стоит всего 20 рублей. Но при предприятии есть магазин, где туристы «нагружаются по полной». Главный герой БКЛМ В зависимости от того, кто приехал на экскурсию, Виктор Афанасин немного корректирует ее содержание. Детям зачитывает отрывок сказки Андерсена о льне, образованной публике рассказывает о развитии науки на предприятии, а женщинам позволяет подольше полюбоваться современным ассортиментом БКЛМ. Но все же центральный персонаж, вокруг которого строится экскурсия, – это Павел Михайлович Третьяков, широко известный в России купец и меценат. Павлу Третьякову было отлично знакомо такое современное понятие, как диверсификация бизнеса (правда, есть основания полагать, что называл он это совсем иначе). Он занимался строительством, был одним из основателей Купеческого банка в Москве. Два его главных детища – это БКЛМ и Третьяковская галерея. Именно благодаря галерее Третьяков и остался в памяти потомков. Хотя, как подчеркивают на БКЛМ, мануфактура заслуживает не меньшего внимания: ведь деньги на покупку картин Третьяков зарабатывал именно на льне. Причем он был скорее исключением – большинство промышленников уже переключились на хлопок. Виктор Афанасин предполагает, что внимание к Костроме у Третьяковых также началось с живописи. В 1962 году Сергей Михайлович (брат Павла Третьякова) купил полотно с изображением Ипатиевского монастыря в Костроме. И уже через четыре года напротив Ипатия заработали производственные корпуса мануфактуры История костромской льняной мануфактуры – наглядное доказательство широты мышления купцов, основавших «Товарищество». Они начинали с уставного капитала в 270 тысяч рублей, в 1891 году он составлял уже 1 млн 200 тысяч рублей, а в 1904 году – 2 млн 400 тысяч рублей. Первоначально станки на 4 800 веретен были закуплены у англичан. Причем обслуживать эту технику пришлось жителям окрестных сел, про которых даже нельзя сказать, что они «от сохи» - землю пахали козулей (деревянной «рогаткой» с железным «зубом»). Тем не менее, станки работали, а уже следующую партию в Англии заказали лишь частично – корпуса станков были изготовлены на одной из местных фабрик. Затем на костромской льняной мануфактуре начали производить оборудование самостоятельно. Причем наладить производство удалось благодаря русскому умельцу Семену Тарасовичу Веселову, который пришел на фабрику 12-летним мальчишкой и здесь же закончил двухклассную школу. Станки, разработанные на фабрике, позволяли вырабатывать пряжу от 4 номера до 108 (то есть от мешковины до батиста). На международной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году это оборудование было удостоено золотой медали. Павел Третьяков высоко ценил вклад Веселова в развитие мануфактуры и даже упомянул его в своем духовном завещании, выделив ему 5000 рублей. Сейчас Виктор Афанасин переписывается с праправнуком Семена Веселова, привлекая его к работе музея. Долгое время основу ассортимента предприятия составляла пряжа, но с 1880 года владельцы мануфактуры начали развивать ткацкое производство. В этом деле они также достигли больших высот. Мануфактура стала поставщиком двора его императорского величества (1899), получила гран-при на международных выставках в Париже (в 1900 году) и в Турине (в 1911). Ткань, которая принесла эти победы, можно увидеть в музейной витрине. По версии журнала «Вестник мануфактурной промышленности» от 1900 года, БКЛМ на тот момент являлась крупнейшей льняной мануфактурой в Европе, здесь одновременно крутились 52 тысячи веретен. Существовала и собственная социальная политика: были построены школа, магазин общества потребителей, детские ясли. В своем духовном завещании Павел Третьяков постарался упомянуть всех, кто внес особый вклад в развитие предприятия. Работники мануфактуры получили в наследство в общей сложности 168 тысяч рублей. «Моей идеей, начиная с самых юных лет, было наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы к тому же обществу», - писал Павел Михайлович, объясняя это свое решение. В 1893 году после того, как Третьяков передал свою знаменитую картинную галерею (1892) в дар Москве, было принято решение о присвоении ему дворянского звания. Но он отказался, сохранив верность купеческому сословию. И гордился более всего званием почетного гражданина города Москвы. Интересные детали Разумеется, судьбой и работой Павла Третьякова содержание экскурсии на БКЛМ не исчерпывается. Вам расскажут и покажут еще много интересного. Например, о том, за что на рабочих мануфактуры накладывались штрафы, и как они использовались, как выглядела зарплата ткача (19 рублей ассигнациями) и что можно было купить на эти деньги. Или о том, как льняную отрасль спасло заступничество Дзержинского (эту историю Виктор Афанасин особенно любит рассказывать туристам с теплохода «Феликс Дзержинский»). Или о работе комбината во время Великой отечественной войны, когда основу ассортимента составлял брезент для нужд фронта. Не менее захватывающей оказывается и экскурсия в ассортиментный кабинет, где представлена сегодняшняя продукция комбината и в производственные цеха. Для многих редкостью, заслуживающей изучения, становится сама жизнь комбината. «Человеку, который заплатил за пятидневный круиз по Волге 50 000 рублей, сложно понять, как люди трудятся здесь за 10 000 рублей в месяц», - говорит Виктор Афанасин. Среди экскурсантов бывают разные люди. И иногда педагоги говорят школьникам: «Вот, ребята, у ваших родителей тоже есть фабрики, когда-нибудь вам предстоит встать во главе производства. Берите пример с таких людей как Павел Третьяков!» По мнению заместителя директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олега Кащеева, со временем доходы от экскурсионной деятельности на таких предприятиях как БКЛМ могут превысить прибыль от производства. «Да не дай Бог!» - отвечают на это руководство предприятия. А что у нас? В Иванове фабричных зданий, которые относятся к памятникам архитектуры, тоже немало. Причем в результате объединения села Иванова и Вознесенского посада фабрики оказались не на окраинах, а в центре Иваново-Вознесенска. Несколько лет назад в Ивановском областном художественном музее даже была разработана экскурсионная программа «Город-фабрика». Одним из наиболее интересных фабричных комплексов является Большая Ивановская мануфактура (БИМ) (некогда «Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры»). Она расположена в самом центре города - на проспекте Ленина и набережной Уводи. По мнению специалистов, БИМ – удивительно цельный с точки зрения пространственно-планировочной структуры и архитектурной стилистики комплекс. История предприятия связана с представителями двух крупнейших фирм ивановских предпринимателей – Куваевых и Бурылиных. Наверное, не стоит никому напоминать, что значит для Иванова фамилия Бурылина. Кроме того, сохранились такие производственные комплексы, как фабрика Гарелина (комбинат имени Самойлова), фабрики Зубкова (прядильно-ткацкая фабрика им. Балашова, фабрика им. Дзержинского). В последние годы город Иваново стал местом массового паломничества туристов, приезжающих сюда в шоп-туры. Рядом с крупными текстильными комплексами можно увидеть автобусы из разных регионов РФ. Вполне возможно, что некоторым туристам было бы интересно не только купить текстильные изделия, но и посмотреть, как они делаются, познакомиться с историей текстильного производства. Да и новые магазины рядом с музеями не помешали бы (а уж открывать магазины в Иванове умеют!).
28 Июля 2010, 09:56 +103

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...