Опять кризис

Глава администрации Иванова Александр Грошев был готов внести коррективы в проект решения. В частности, он согласился отказаться от использования имущества МУПов в качестве пая в потребительское общество и отказался от идеи продажи городского имущества без согласования с думой. Однако и такая позиция не устроила депутатов. Как сказал депутат Александр Шехоткин, в очередной раз принимаем мертворожденную программу, многое в ней зависит от федеральных или областных властей, остальные мероприятия малозначимы или нереальны. Начальник городского управления по энергетике Валерий Сотов с мнением о непроработанности программы не согласился. Однако, по решению думы, ее все же отклонили, обязав администрацию доработать программу и представить список приватизируемого имущества - кроме того, на который депутаты уже дали согласие.

Приватизация будет. Ее не может не быть

Возможность приватизации муниципального имущества в счет уплаты долгов энергетикам начала обсуждаться в марте этого года. Что же сделано за это время, на чем остановились сейчас и что, возможно, ожидает Иваново в будущем?

В планах на 2003 год значилась продажа двух городских объектов - МУП "Посадская баня" и долгострой в районе Камвольного комбината. Первый объект находится в стадии предпродажной подготовки, второй объект уже продан за 11 млн руб.

Осенью прошлого года на думе заходила речь о принятии городской программы приватизации. Напомним, что городская программа приватизации была утверждена еще думой первого созыва в 1995 году, после чего в нее три раза вносились поправки, но основная часть осталась без изменений, хотя федеральные законы о приватизации государственного и муниципального имущества принимались в 1997 и 2001 годах.

В Иванове новая программа не принималась. Как говорил осенью 2002 года председатель комитета по городскому имуществу Александр Осипов, принципиальная позиция городской администрации - имущество не продавать, а использовать его более эффективно, поэтому прогнозировать поступления от продажи имущества затруднительно. Депутаты согласились с такой позицией, и решение о новой программе приватизации было отложено на неопределенный срок. Хотя в федеральном законе 2001 года сказано, что "приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом".

Однако прошедший отопительный сезон отношения с энергетиками не улучшил. И для кардинального решения проблемы энергетических долгов было предложено продать часть городской собственности. В апреле в гордуму был внесен список имущества, которое возможно выставить на продажу для того, чтобы закрыть часть долгов. Тогда шла речь о 70 млн руб. текущих долгов. Список состоял из трех частей - МУПы, помещения с истекающим сроком аренды и нежилые помещения. Если помните, этот список стал предметом активного обсуждения в предпринимательских кругах города. В результате он был подвергнут критике и отвергнут (но не полностью - дискуссию вызвали первые две части списка - МУПы и арендованные помещения, а третья часть практически ни у кого вопросов не вызвала).

Городской комитет по управлению имуществом, приняв во внимание все критические замечания по поводу списка, в мае внес еще одно предложение в думу - продать нежилые помещения. В июне этот список был думой утвержден - пять нежилых объектов в разных частях города общей площадью более 1700 кв.м. и общей начальной стоимостью 7 млн руб. Во время обсуждения поднимался вопрос о том, имеет ли эта продажа какое-либо отношение к энергетическим долгам или не имеет. Почему возникла дискуссия? Позиция комитета по имуществу - продавать в любом случае, так как помещения пустуют и разрушаются. Если продавать в любом случае, то зачем в решении нужна ссылка на то, что продать нужно "во исполнение решения "О ситуации с теплоснабжением", то есть в счет уплаты долгов?. А если продавать в счет уплаты долгов, тогда где полная программа приватизируемого имущества?

В конце концов, остановились на том, что ссылку оставить нужно с тем, чтобы учесть доходы от продажи этих помещений в программе выхода из кризиса - это было предложение Григория Газаряна, он же предложил учесть в программе выхода из кризиса и сумму, полученную от продажи долгостроя у камвольного.

Стоит ли продавать одно, но большое

На заседаниях комитетов обсуждалась необходимость приватизации крупных объектов, в первую очередь назывались такие МУПы, как "Центральный рынок" и "Центральный универмаг". Мы обратились к руководству этих предприятий с просьбой прокомментировать возможное изменение формы собственности и последствия этих изменений для города в целом и для предприятия непосредственно.

директор МУП "Центральный универмаг" Ольга Садовская сказала, что комментировать

возможность или невозможность продажи предприятия не может. Собственником МУПа является городской комитет по имуществу. Именно собственник имеет право оценивать эффективность или неэффективность работы и принимать решение о продаже.

Директор МУП "Центральный рынок" Евгений Борисов сказал о том, что информация у депутатов о доходах, которые приносит МУП городу, не соответствует действительности. На самом деле МУП приносит доходов больше. И пока ни один из депутатов ни разу не обратился к нему с предложением обсудить необходимость приватизации и возможные последствия для города и для предприятия или хотя бы узнать результаты финансово-хозяйственной деятельности МУПа. От главы города директор МУПа информацию о перспективах продажи не получал, да и предприятие, по его мнению, относится к социально значимым. А если депутатов не устраивает размер налоговых отчислений в городскую казну, значит, они должны убедить власти других уровней изменить долю налогов, перечисляемую в местный бюджет.

Предложение о возможном заключении договоров аренды торговой площади напрямую, прозвучавшее на думе, Евгений Борисов назвал абсурдным. "Я знаю реальную стоимость предприятия, и я знаю, что 20 млн рублей ежемесячно за продажу права аренды торговых площадей никто не получит".

"Гортеплоэнерго" на пороге приватизации

Практически без внимания на пленарном заседании 10 июня остался и весьма значимый для города вопрос о преобразовании муниципального предприятия "Ивгортеплоэнерго" Буквально за день до июньского заседания думы была озвучена информация о том, что к "Гортеплоэнерго" проявляет интерес московская "Альфа-групп". (ИГТЭ) в открытое акционерное общество. В апреле Александр Грошев категорично говорил о том, что "Ивгортеплоэнерго" приватизации не подлежит. В начале июня в проекте программы выхода из кризиса, подготовленной в горадминистрации, появляется пункт о превращении ИГТЭ в ОАО.

Что же представляет собой МУП с хозяйственной точки зрения и почему он интересен для покупателей? "Ивгортеплоэнерго" - хозяйствующий субъект муниципальной формы собственности, действующий на принципах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Главные цели работы - бесперебойное обеспечение горожан теплом и поддержание технического состояния теплосетей, котельных и насосных станций, находящихся на балансе МУПа. Учредителем МУПа является комитет по управлению имуществом администрации г. Иванова. Уставной фонд определен в сумме 75,9 тыс.руб. Муниципальное имущество, а также права по владению и распоряжению этим имуществом закреплены за "Ивгортеплоэнерго" на праве полного хозяйственного ведения. Источником формирования финансовых ресурсов МУПа названы прибыль, амортизационные отчисления, кредиты и иные поступления, не противоречащие законодательству. Наибольший удельный вес в расходах приходился на покупку теплоэнергии - доля таких затрат составляла 78,7% в 2001 году и 71,4% в 2002 году. Вторым по величине затрат показателем является заработная плата - ее доля увеличилась с 7,1% в 2001 году до 11,3% в 2002 году. Основным поставщиком тепла и кредитором является "Ивэнерго", за два последних года удалось снизить задолженность перед поставщиками в 2,2 раза. Инвентаризация долгов должна быть закончена 15 июня. Главным потребителем и главным должником является население. Доля потребления теплоэнергии населением составляла 46,9% в 2001 году и 58,9% в 2002 году. Доля населения в общей дебиторской задолженности составляла 42% на 1 января 2001 года и 64,5% на 1 января 2003 года. По данным на начало июня, дебиторская задолженность "Гортеплоэнерго" составляет 260 млн руб.

Наибольшую долю в активах составляют оборотные активы, по данным на 1 января 2003 года, из них самую большую часть составляет дебиторская задолженность - 59,08% (для сравнения: стоимость основных средств в балансе составляют 22,36%, все остальные активы не набирают и 10% в общем балансе, наиболее ликвидный актив - денежные средства на счетах - составляет 1,25% в балансе). Собственные фонды имеют отрицательную величину. Получается, что самым ликвидным активом и представляющим поэтому интерес для возможных покупателей является дебиторская задолженность "Гортеплоэнерго".

Корреспондент "Частника" обратился к депутату-юристу Сергею Морозову, к мнению которого прислушиваются многие депутаты, за комментариями по поводу того, как должна проводиться процедура преобразования "Гортеплоэнерго" в ОАО.

По его словам, приватизация "Гортеплоэнерго" возможна в соответствии с федеральным законом 1997 года "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской федерации".

Но для этого, во-первых, нужно изменить решение городской думы № 94 от 21 апреля 1995 года, в котором был указан список объектов и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, приватизация которых запрещена. В их число вошли объекты инженерной инфраструктуры города, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов: "Ивгортеплоэнерго", "Водоканал"; городская электрическая сеть, муниципальное предприятие "Горсвет", специализированный участок зеленого строительства, муниципальное предприятие дорожного хозяйства, спецавтохозяйство по уборке города, муниципальное предприятие жилищно - коммунального хозяйства. К числу запрещенных для продажи относится и "Центральный универмаг" по причине его социальной значимости.

Во-вторых, по словам Сергея Морозова, нужно внести изменения в бюджет 2003 года и в программу приватизации муниципального имущества, которую до этого нужно еще утвердить. И только после этого можно будет ставить вопрос о приватизации предприятия, обсуждать порядок продажи, проводить оценку.

Поправки к бюджету текущего года, кстати, будут обсуждаться уже через неделю. Либо поправки в бюджет и приватизация ИГТЭ будут обсуждаться одновременно и вместе (что представляется сомнительным), либо сначала будет принято решение о приватизации ИГТЭ, а вопрос о поправках к бюджету будет приниматься уже осенью. Будет ли обсуждаться и приниматься программа приватизации, пока неясно.

Энергетики... Кризис! Приватизация?!

А мы обратились к главе городской администрации Александру Грошеву за комментариями по поводу программы выхода из кризиса, приватизации имущества и отношений с энергетиками.

- Существует ли возможность реструктуризации долгов энергетикам не до 2004 года, а на более длительный срок?

- Такая возможность сейчас обсуждается. Я надеюсь, что соглашение будет достигнуто.

- Есть информация о том, что после инвентаризации долгов федеральные власти готовы выплачивать долги прошлых лет, но превращение "Гортеплоэнерго" в открытое акционерное общество может этому помешать. Действительно ли, федеральные власти готовы расплатиться с долгами, и повлияет ли приватизация на этот процесс?

- Приватизация на процесс выплаты долгов не повлияет. А насколько готовы федеральные власти взять обязательства по прошлым долгам, я сейчас сказать не могу. Запрос из Госстроя действительно пришел о сумме долгов. Сейчас готовим информацию. Скорее всего, будут выплачены долги по законам "О ветеранах" и "О инвалидах". Будут ли они погашены частично или полностью - сейчас сказать трудно.

- Каким образом в программе выхода из энергокризиса появился пункт о превращении "Ивгортеплоэнерго" в ОАО, если согласно программе приватизации этот МУП входит в число запрещенных для продажи объектов?

- Мы считаем, что превращение МУПа в открытое акционерное общество позволит сделать его работу более эффективной, привлечь инвестиции. И надо начинать этот процесс, хотя проблему долгов преобразование МУПа в ОАО не решит. Сейчас "Гортеплоэнерго" входит в список предприятий, запрещенных для продажи. Если бы депутаты приняли решение на последнем пленарном заседании об утверждении программы выхода из кризиса, можно было бы вести речь о корректировке программы приватизации 1995 года и исключении "Ивгортеплоэнерго" из списка предприятий, приватизация которых запрещена. Но, к сожалению, депутаты никакого решения не приняли.

- Они мотивировали это отсутствием нового списка предприятий, которые можно выставить на продажу. Будет ли новый список?

- Полного не будет. Мы будем формировать его по частям.

В марте, когда возможность приватизации только начала обсуждаться, речь шла о 70 млн руб. текущих долгов. Сейчас речь идет о выплате 280 млн руб. долгов "Ивэнерго" за счет продажи имущества. Но остаются апрельские вопросы - это все долги или только часть? Кризис-то закончится?

Галина Кузнецова

16 Июня 2003, 18:36 +71

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...