Отопи и сохрани

Большинство жителей Ивановской области - жертвы так называемого централизованного отопления. Будет ли тепло в их квартирах, зависит от того, насколько готова область к отопительному сезону. Эта готовность - не только ремонт теплосетей и опрессовка, но и традиционные заготовки топлива. И - традиционные проблемы с ним.

"Частник" не раз писал на эту тему, подробно освещая перипетии топливного конкурса, проблемы поставок и т.п. Областная администрация не согласна с некоторыми утверждениями, прозвучавшими в нашей газете. Например, с тем, что так называемые "самопоставки" мазута, которыми занимается администрация Пучежского района, отказавшись делегировать свои полномочия по закупке топлива областному управлению ЖКХ, - это так уж хорошо (несмотря на то, что пучежане закупили почти весь мазут, причем по цене 2345 рублей за тонну).

Заместитель начальника управления ЖКХ Ивановской области Александр Лямин, занимающийся непосредственно организацией и координацией поставок, утверждает, что с топливом проблем нет и будет. По его словам на 10 сентября заготовлено 56% угля и 38% мазута, к 1 октября эти проценты должны вырасти до 70 и 56 соответственно. Но оптимистичные прогнозы сегодня нужно обосновывать убедительнее, чем пессимистичные, поэтому г-н Лямин и отвечает на наши вопросы.

- Александр Михайлович, к началу отопительного сезона мы должны подойти с определенным запасом топлива. Есть гарантия, что оно будет поставлено? А то получится, как с той московской фирмой - договоренности по мазуту были, а топлива так и не дождались.

- Эти вопросы уже проработаны, и думаю, срывов не будет. Московская фирма, о которой идет речь, "Русбункер", пообещала большие объемы и не поставила ничего. Теперь же разнарядки выданы проверенным поставщикам, уже отгружавшим нам топливо. Это ивановский филиал АО "Славнефть-Ярославльнефтепродукт" и ОГУП "Межрегионцентр". Часть мазута находится на территории области, поставщикам осталось развезти его непосредственно по котельным.

- А цена?

- ОГУП "Межрегионцентр" - 3450 за тонну, АО "Славнефть-Ярославльнефтепродукт" - 3570. Можно найти и дешевле, но без доставки - например, в Волгореченске есть по 3400, если вывозить самим. Не только вывозить, но и куда-то сливать, а у нас в большинстве муниципальных образований хранить мазут негде. Возьмем Тейково: объемы большие, но они вынуждены работать "с колес", так как могут принять максимум 2 тыс. тонн на АО "Тейковотекстиль". Это к вопросу о том, что можно было бы закупить сразу весь объем топлива весной.

- Почему же озвучивались такие намерения?

- Были подобраны места складирования для всего объема.

- То есть, все-таки можно было закупить мазут раньше?

- Можно. Но за предоплату, а мы работаем с отсрочкой платежа: по мазуту - 10 дней, по углю - 40-50 дней. Причем деньги - не гарантия того, что мазут будет поставлен. На днях я ездил обмениваться опытом во Владимир. Там мои коллеги весной заключили контракт на поставки непосредственно с производителем - с "ЛУКойлом" - примерно по 2 тыс. руб. за тонну, проплатили еще в апреле. Но даже такая солидная фирма нарушила условия контракта и начала поставлять топливо не в мае, не в июне, а только во второй половины июля - до этого мазут шел только на экспорт. Кроме того, поставили не весь нужный объем, и оставшуюся часть владимирская администрация закупает по среднерыночным ценам.

- Но все равно это выгодно. Месяцем раньше, месяцем позже отдать эти деньги - их все равно надо отдать, а экономия - ощутимая...

- Выделив сразу все деньги на мазут, мы автоматически кого-то лишим бюджетных средств - учителей, медиков и др. На закупки топлива во Владимире заложено 186 рублей отдельной строчкой в бюджете. Эти деньги дотируют те районы, кто работают на более дорогом топливе - угле, мазуте, а ОГУП, непосредственно занимающийся закупками, имеют деньги в наличии уже в феврале и может ими распоряжаться по собственному усмотрению. У нас же такой строки нет, и, по Бюджетному кодексу, мы не имеем права рисковать бюджетными деньгами. Управление ЖКХ закупает топливо для муниципалитетов на основании заключенных договоров-поручений, которыми муниципии делегируют ему свои права по закупке топлива. Подписывать или не подписывать такой договор - дело добровольное, и принуждать местные администрации мы не в состоянии.

- Поэтому Пучеж и ушел на самопоставки?

- Да. Но этот район не может быть показательным примером: его потребности в мазуте невелики, они заключают договора на очень мелкие партии, практикуют предоплату. За счет всего этого стоимость мазута у них получилась ниже. Но закуплено далеко не все топливо, а только 76%, так что, думаю, их средние цены будут не намного ниже среднеобластных.

- А какими, по-вашему, будут среднеобластные цены?

- Как и в прошлом году, где-то около 3-х тысяч рублей за тонну мазута.

- ?..

- Несмотря на весь ажиотаж на нефтяном рынке, мы планируем выдержать уровень прошлого года.

- Грозит ли что-нибудь московской фирме "Русбункер", сорвавшей поставки?

- Им по факсу направлена претензия и уведомление о расторжении контракта, предъявлены финансовые требования.

- Насколько они серьезны?

- Разница в цене, которую, по контракту, они должны уплатить - более 10 млн. рублей, плюс штрафные санкции.

- Вы думаете, они их заплатят?

- Думаю, нет. Взыскать эту сумму через суд тоже проблематично - мы должны уплатить госпошлину в размере 6%, а это около миллиона рублей.

- То есть судиться вы не будете?

- Я этого не сказал. Все идет своим чередом, документы с нашей стороны подготовлены. Но фирма может представить доказательства того, что виноваты не они, а объективная ситуация на рынке.

- Который год область пытается сэкономить. Похоже, пока это плохо получается...

- Мы не можем обращать внимание только на цену. Важная составляющая - качество топлива. Вот, например, нам пришла заявка на поставку "нефтяного топлива "Мазут 100" от фирмы "Строй-Контракт" по цене 3800 за тонну. Это даже не мазут. Представляете, чем могут оказаться более дешевые предложения? Кто занимается топливом, тот знает, что в мазуте из Татарстана обычно повышено содержание серы, разрушающей котлы. Год поработаешь на таком топливе, и котел надо менять. Так что надо не только экономить сегодня, но и думать о том, что будет завтра. Необходимо еще учитывать, входит ли в цену доставка. Да, тот же "Ивановоаргоснаб" предлагает мазут по 3100 за тонну, умалчивая, что доставка в Ивановскую область обойдется в 600-800 рублей за тонну. А 3800-4000 тыс. рублей и есть на сегодня средняя рыночная цена этого топлива. На сегодняшний день мы сосредоточены на том, чтобы сделать запас в тех городах и районах, где требуется много мазута и которые удалены и трудноступны. Юрьевец и Заволжск уже "закрыты" на 100%, на очереди - Тейково, Южа, Приволжск. Там, где потребности невелики, мазут всегда можно оперативно доставить с ближайших нефтебаз. Так что в новый отопительный сезон в плане обеспечения топливом мы смотрим уверенно.

В общем, чиновники уверены, что наш конкурсный механизм закупки топлива для государственных нужд не так уж и плох. Доказательством считают то, что, например, Кострома решила пойти тем же путем и посылает своих представителей перенимать опыт. Почему же вот уже который сезон с закупками мазута - одни проблемы? По какой причине поставщики неохотно работают по предложенной схеме, понятно - слишком много обязательств и непривлекательна отсрочка платежа. Сделать же условия более выгодными, видимо, не позволяют "государственные соображения".

Со мной опять наверняка не согласятся, но привычка жить в долг - все же не есть хорошо и не совсем честно. Не желая, чтобы бюджетные деньги, которыми сделана предоплата, "где-то крутились", областная администрация спокойно кредитуется у предпринимателей и считает это в порядке вещей: мол, бюджет, который никуда не денется, - самая надежная гарантия.

Елена НОВГОРОДОВА

15 Сентября 2003, 18:50 +83

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...