Палехская диалектика

Должен ли художник быть голодным – вопрос спорный. Но в отдельно взятой Ивановской области голодным будет. Это стало ясно во время обсуждения проблемы народных художественных промыслов России на заседании консультативного органа руководителей законодательных органов власти субъектов РФ, входящих в ЦФО, которое прошло 20 января в санатории «Решма». Во время диалога власти в лице полномочного представителя президента РФ в Центральном Федеральном округе Георгия Полтавченко и первичного звена народных промыслов в лице генерального директора объединения художников Палеха Александра Дудорова выяснилось, что у чиновников и мастеров не просто нет точек соприкосновения, они вообще находятся в разных плоскостях экономики. В заседании приняли участие руководители законодательных органов Ивановской, Московской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской областей, г. Москвы, других регионов, представители Минпромэнерго, люди, занимающиеся народными промыслами. Собственно, проблема была понятна, потому большинство выступлений отличались друг от друга незначительно. Самой большой бедой является проблема сбыта. Причин много, одна из них - теневой рынок. Сейчас количество подделок превышает объемы настоящих производств. Но и подделки – не самая большая беда. Наибольшую конкуренцию составляют сувениры азиатского происхождения. Немного цифр. По словам директора московского ЗАО «Народные художественные промыслы» Семена Линовича, в Москве оборот рынка сувенирной продукции составляет 500 млн долларов в год. 80 процентов покупателей – москвичи (если учесть, что в столице реализуется более половины сувенирных изделий по России, именно на москвичей ориентирована значительная часть рынка). Что же касается подлинных изделий народных промыслов, то их в Москве продается лишь 6 процентов от общего количества сувенирной продукции, 8-10 процентов – подделки, а около 85 процентов – изделия из Китая. Количество подлинной продукции с каждым годом снижается. Если еще 10 лет назад в России действовало 250 предприятий, выпускающих предметы народного творчества, то сейчас их осталось 67, причем 50 из них нерентабельны и находятся на грани вымирания. Меры, предпринимаемые государством, недостаточны для того, чтобы переломить ситуацию. В некоторых регионах действуют программы по сохранению народных промыслов. Профильным предприятиям предоставляются различные льготы вроде субсидирования процентной ставки по кредитам или льготы по налогу на имущество. Однако, по словам некоторых участников совещания, даже расширение системы льгот недостаточно, единственный выход из сложившееся ситуации – развитие инфраструктуры рынка. На сегодняшний день серьезно подходят к решению этого вопроса лишь в Москве. Кроме столицы, специализированный магазин есть только в Нижнем Новгороде. В Москве тоже лишь в одном магазине сувенирной продукции («Красная стена») покупатель застрахован от подделок, но сейчас строится сеть магазинов и экспедиционно-складско-торговый комплекс площадью 35 тысяч кв. м. Появится дистрибьюторский центр, который, как планируется, объединит все народные ремесла. Впрочем, не все считают начинания Москвы благом, и об этом немного ниже. Плавное течение дискуссии о глобальных проблемах народных промыслов и строительстве сувенирных гипермаркетов нарушил генеральный директор объединения художников Палеха Александр Дудоров. Для разминки он заявил, что не одобряет действия ассоциации «Народных художественных промыслов России» (организацию представлял председатель правления Геннадий Дрожжин): «У нас мало кто в нее входит, мы не хотим, чтобы над нами была какая-то организация». Чтобы проиллюстрировать неудачные попытки государства вмешаться в деятельность предприятий, занимающихся народным промыслом, А. Дудоров пожаловался на введенную обязательную регистрацию образцов – только после этого изделие может считаться художественным произведением. По словам палешанина, было обещано, что процедура станет панацеей от подделок, а на деле оказалось, что производители получили только головную боль: «Количество подделок не уменьшилось, а нам, если действовать по закону, придется регистрировать каждое изделие – в Палехе ведь нет образцов, каждое произведение уникально. А для того, чтобы его зарегистрировать, необходимо документы послать в Москву и долго ждать решения центрального экспертного совета, в который входят лишь четыре искусствоведа – остальные чиновники. Обжаловать решение совета негде. Я, например, специалист по палехскому искусству и не стал бы оценивать тех же холуян. А здесь все решают люди, далекие от искусства». Александр Дудоров заявил, что за последние пять лет удалось наладить диалог с властью на уровне субъекта РФ (речь идет об отношениях с предыдущей администрацией Ивановской области), но со стороны федеральных властей никакой помощи не было, невзирая на все просьбы. Завершил свое выступление генеральный директор объединения художников Палеха заявлением о том, что никакой московский дистрибьюторский центр художникам Палеха не нужен. Аргумент – подобные структуры требуют эксклюзивного права на продажу изделий и, накручивая по 200 – 300 процентов сверх стоимости, запрещают изготовителям продавать, например, у себя дома: «Если ко мне придет покупатель, что же мне - ему отказать?» Георгий Полтавченко был заметно раздосадован выступлением Александра Дудорова и саркастически заметил: «Как человек, который что-то смыслит в экономике, думал, что появление оптового звена – это благо. Оказалось, что не совсем. Поймите, в Москве вас никто не ждет. Никто вам за рубль помещение около Красной площади не сдаст». И ехидно добавил: «А если у себя дома что-то продадите, налоги заплатите? Сомневаюсь». После заседания полномочный представитель президента в ЦФО перед журналистами попытался смягчить ситуацию, заявив, что имеет место «некоторая ранимость творческих людей». Вот такая борьба и единство противоположностей – палехская диалектика. Алексей Котляр
23 Января 2006, 12:49 +77

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...