Пан или пропан?

Кошельки автовладельцев внутренне сжимаются при повороте на заправку. Цены растут, как заколдованные, и не думают останавливаться. Как дорого стоит бензин, сейчас знают даже те, у кого отродясь машины не было. Они уже готовятся платить по 7 рублей за проезд в маршрутках. Им объяснили, что причина повышения – рост цен на это горючее.

Кто виноват?

Дело не только в местном монополисте – ивановском филиале ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт», которая, по данным антимонопольных органов, продает в розницу более 65% бензина и дизельного топлива в области. Дело - в системе обеспечения нефтепродуктами, которая сложилась в стране.

По мнению федеральной антимонопольной службы, бензин дорожает отчасти по объективным причинам: растут цены на нефть на мировых рынках – в сентябре они традиционно самые высокие. Однако нефтепродукты по росту цен опережают остальные товары. Это объясняется уже плохой конкурентной обстановкой на рынке нефтепродуктов. Проще говоря, ситуация, когда «бал правят» монополисты, наблюдается не только в Ивановской области, а повсеместно. Рынок поделен крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНКами), которые постепенно (и очень успешно) «выдавливают» с него средний и малый бизнес.

Об этом свидетельствует то, что розничные цены по-прежнему «отстают» от оптовых (исходя из оптовых цен, стоимость Аи-95 на АЗС, должна составлять 16 рублей за литр вместо имеющихся сегодня 15-ти).

«Фактически, поставки нефтепродуктов в субъекты Российской Федерации осуществляются в рамках договоренностей между региональными властями и ВИНКами, а не являются результатом экономического выбора участников рынка. Это также создает существенные предпосылки для роста цен», - говорится в сентябрьском докладе федеральной антимонопольной службы премьер-министру Михаилу Фрадкову.

Это значит, что ВИНКи могут диктовать свои условия, свои цены, решать, сколько нефти им пустить на экспорт, сколько – оставить внутри России и продать в виде бензина. А так как нефть уже давно бьет все рекорды по ценам, радуя российский ВВП, продавать ее «сырой» намного выгодней, чем перерабатывать.

Именно поэтому, сколько бензина заводится в нашу область, столько и продается, и цена на спрос практически не влияет – говорят владельцы ивановских автозаправок. Речь даже идет об определенном бензиновом дефиците. В таких условиях цена не может не расти. Тем более что в Ивановской области она пока ниже средней по России (см. табл.). Конкуренции, которая бы смогла сбить «градус», нет. И хотя по Ивановской области частных заправок больше, чем фирменных «славнефтевских», они напрямую зависят от гиганта, так как покупают топливо именно у него. Закупаться же в других областях, у других поставщиков – накладно, из-за больших транспортных расходов

Некоторые эксперты прогнозируют, что вскоре цена бензина в России приблизится к европейской, и к лету 2005 года составит 1 евро за литр. Минэкономразвития РФ смотрит в будущее более оптимистично и полагает, что текущая тенденция к росту цен на бензин в конце года будет переломлена – чтобы удержать годовой показатель инфляции в России в 2004 году в рамках прогнозных 10%. Удастся ли сдержать цены ради статистики – большой вопрос. Сами чиновники признают, что государственных механизмов влияния на рынок нефтепродуктов очень мало, и они направлены, в основном, на увеличение «нефтяных» поступлений в бюджет.

Что делать?

Способ первый. Глобальный.

Чтобы бороться с ростом цен на бензин, Федеральной антимонопольной службе необходимо доказать наличие сговора нефтяных трейдеров, изменить антимонопольное законодательство и наладить биржевую торговлю нефтепродуктами – считает заместитель руководителя этого ведомства Андрей Цыганов.

«Мы предполагаем, что сговор имеет место быть и сейчас пытаемся доказать это, - заявил Цыганов газете «Известия». - За первое полугодие 2004 г. мы провели около 10 расследований по фактам нарушения антимонопольного законодательства, часть из этих дел находится уже в судах. С ценами на бензин все действительно очень серьезно. В этом году они более чем вдвое превысили рост потребительских цен.

Чтобы исключить или свести к минимуму попытки картельных сговоров торговцев бензином, мы предлагаем изменить практику организации биржевой торговли - чтобы увеличить присутствие на рынке небольших компаний, так называемых "независимых" поставщиков. Их доля на рынке, к сожалению, постоянно снижается и сейчас составляет не более 6%. Также мы готовим предложения по изменению налогово-таможенной практики. В частности, предлагаем дифференцировать налоги на разные виды нефтепродуктов в зависимости от сезонного спроса на них. И наконец, мы предлагаем более активно использовать резервные мощности хранения "Транснефтепродукта". Закупая нефтепродукты по низкой цене при спаде спроса и создавая их значительные резервы, можно влиять на их стоимость в "пиковые" ценовые сезоны, например, в преддверии осенних уборочных работ».

Вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считают, что цены на бензин уже находятся «в районе максимума», а постоянное повышение – результат государственной политики в отношении нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли.

Создание топливной биржи Г. Сергиенко считает нереальным: нефтяные компании просто игнорируют эти попытки: «Дело в том, что биржа просто не нужна при том построении добычи, поставок и переработки. У нас нет условий для образования достаточно свободного рынка нефти, также как и для образования рынка нефтепродуктов».

Алексей Небольсин видит причину безудержного роста цен в «никудышном» антимонопольном законодательстве: «Антимонопольная служба обладая данными о том, что может иметь место сговор, что в каком-то регионе монополисты «перегибают палку», ничего не могут сделать. Наша задача состоит в том, чтобы преобразовать антимонопольное законодательство, чтобы можно было действительно прекращать безобразия».

Способ второй. Практичный.

В условиях, когда бензин настойчиво дорожает, популярной альтернативой этому топливу становится газ. И хотя владельцы бензиновых АЗС не видят для себя большой конкуренции со стороны газовых станций, очереди на последних говорят сами за себя.

В Иванове уже действуют четыре «пропановые» и одна «метановая» заправки. Большинство машин, перешедших на «голубое топливо», - «ГАЗели», таксомоторы, грузовики. Т.е. те, кому по долгу службы надо ездить много. А именно большой пробег – залог скорейшей окупаемости установки газобалонного оборудования. Но об этом чуть позже.

В среднем, газовое топливо вдвое дешевле, чем бензин. Это - мировая практика, которая постепенно укрепляется и у нас. Но есть один нюанс.

Пропан – сжиженный газ, наиболее распространенный среди местных автолюбителей – газ коммерческий, т.е. цену на него устанавливает рынок. Сейчас, с началом осени компании, производящие пропан, традиционно устремились продавать его в Европу. Там, где цены гораздо дороже, чем в России, где потребность в пропане гораздо больше, чем у нас (в Европе пропан отапливает дома) – они стараются продать максимум своего товара. В России – то, что осталось. Отсюда и кратковременный рост цен на пропан (до 9 рублей/л). К январю все стабилизируется. И цена снова установится в районе 7 рублей. Т.е. тех же 50% от цены бензина.

Цены на метан – менее популярный, чем пропан, сжатый газ – регулируется постановлением правительства. Они не могут превышать 50% стоимости Аи-76. Таким образом, он даже дешевле, чем пропан. Правда, стоимость газобалонного оборудования для метана – вдвое выше (22-25 тыс. рублей против 10-15 тыс. рублей для пропана), и найти его сложнее (в Иванове ездят, в основном, на бывших в употреблении метановых балонах – новые стоят в несколько раз дороже, что отпугивает покупателей). Зато его расход – заметно ниже, чем у пропана. (Именно из-за пропана, которого расходуется на 10-15% больше, чем бензина, владельцы бензозаправок считают переход на газовое топливо неэффективным). «Газпромовские» заправки (а только они продают метан) работают сейчас в четверть своей мощности. Поэтому, считает директор фирмы, занимающейся установкой газобалонного оборудования (дер. Жуково) Алексей Крылов, метан – самое перспективное на данный момент топливо.

По приблизительным подсчетам, для того чтобы проехать в день 300 км на «маршрутке», за бензин придется заплатить 810 рублей, за пропан – 520 руб., за метан – 240 руб. Исходя из этого окупаемость установки на «ГАЗель» пропанового оборудования – около 40 дней. Примерно за такой же срок окупается и метановое оборудование (но, напомним, его стоимость вдвое выше, чем у пропана).

Зная эти цифры, не сложно прогнозировать дальнейший рост популярности машин на газовом топливе.

Елена НОВГОРОДОВА,

Андрей ВОРОНИН

Иваново - в серединке

Изменение розничных цен на нефтепродукты (в процентах)

за период январь-сентябрь 2004 года

(по данным территориальных управлений ФАС России)

регион АИ-92 АИ-95
Петропаловск-Камчатский 43,0821,6
Кострома 29,6124,15
Иваново 26,2119,17
Владимир 25,4921,67
Ярославль 23,8119, 17
Москва 20,0718,39
29 Сентября 2004, 09:59 +100

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...