Партии, симпатичные бизнесу

Почему избиратели выбирают ту или другую партию? Что важнее - программа партии, ее лидер, название, близость президентскому телу. "Частник" провел экспресс-опрос ивановских предпринимателей, посвященный предстоящим выборам в Госдуму. Нас интересовали три вопроса: какими соображениями они руководствуются при выборе партии, соответствуют ли реальные дела политическим обещаниям и какие решения нынешней думы принесли их бизнесу наибольшую пользу (если таковые имеются).

Директор компании "АнКа" Сергей Сатушев:

- При выборе партии обращаю внимание главным образом на программу. Информацию о программе получаю из средств массовой информации, прежде всего, из телевизионных программ. С выбором не определился, скорее всего, голосовать будут "против всех", потому что выборы у нас существуют для тех, кто хочет получить какие-то льготы для себя или для своей партии. Обещания очень редко соответствуют реальным делам. От работы Думы, которая была выбрана в 1999 году, никакого положительного эффекта для бизнеса, честно говоря, не ощутил.

Директор АЗС "Лукойл" Татьяна Агапова:

- Для меня важно то, что говорит кандидат в депутаты, какая у него программа. О содержании программы узнаю из листовок, из тех материалов, которые выпускают сами партии, а в СМИ информация о программах не всегда бывает достаточной. Имеет значение и возраст партии - в тех партиях, которые были созданы не так давно, люди с более прогрессивным мышлением.

Считаю, что очень часто дела не совпадают с обещаниями. Пока еще с выбором партии не определилась. Из положительного опыта наших органов власти могу назвать только то, что правительство удерживает доллар, не дает ему сильно колебаться, а вот за нищенскую зарплату учителей обидно.

Директор компании "Европак" Виктор Шишкин:

- Со своими приоритетами я уже определился. Симпатизирую правым, потому что считаю, что чем больше молодежи, тем лучше. А убеждения? Они зависят от веяний времени. И как мне кажется, сейчас запросам времени больше всего соответствуют именно правые. Думаю, что изменить мою позицию действия других партий вряд ли смогут. Соответствуют ли обещания реальным делам и что хорошего можно сказать о работе нынешней думы? Объективно - обещания ни у кого не соответствуют, и не могут, потому что любое решение, принятое в думе, в конце концов будет зависеть от работы местных органов самоуправления.

Исполнительный директор рекламно-маркетинговой группы "Джокер" Светлана Пугачева:

- Мы каждый раз выбираем, покупаемся на имидж, а обещания обычно мало соответствуют реальным делам. А покупаемся потому, что имидж конструируется достаточно профессионально. И, как правило, ивановские компании работают над позиционированием лучше приглашенных из Москвы. Полагаю, что при выборе партии большое значение имеет статус кандидата, но не в партии, а в жизни. Если статус у него достаточно высокий, значит, он свой опыт может использовать и в политической работе.

А на нашем бизнесе работа нынешней думы никак не сказалась.

Вообще сложилось впечатление, что бизнес живет своей жизнью, политики - своей, пересекаясь изредка и ненадолго. Некоторые из предпринимателей отказывались отвечать на наши вопросы, мотивируя тем, что у них много претензий к самой системе выборов, некоторые с нескрываемой иронией в голосе интересовались "Вам честно сказать или как?" Признаки кризиса доверия власти налицо. А вот станут ли они устойчивой тенденцией?..

Это во многом зависит от того, насколько последовательными будут партийные деятели в своих речах, делах и составлении политических программ. В следующей статье мы постараемся максимально приблизить избирателей к самому сокровенному, что есть у партий - к их политическим тезисам, а заодно и сравним, чем отличаются политические декларации левых, правых, серединных и промежуточных.

Г.К.

Как найти себе подходящую партию

Я говорю вам свое окончательное может быть

Электорат

Политическая жизнь среднестатистического ивановца проходит между обедом и телевизором. А исполнение общественного долга между тем приближается стремительно и неумолимо. И мозги уже начинают прополаскивать не только "тайдом", защитой всех выхухолей в мире и раздачей витаминов на улицах, но и повышением зарплат бюджетникам, поддержкой предпринимателей, защитой незащищенных и победой угнетенных, созданием социального государства и великого будущего России. Причем, если убрать картинку с лицом лидера партии, то содержание текстов будет настолько похожим, что понять, чем отличаются друг от друга правые, левые и центральные практически невозможно. Изъять сверхприбыли у сырьевого сектора предлагают и правые, и левые, развивать внутренние рынки сбыта предлагают как левые, так и правые, повысить зарплату бюджетникам предлагают и те, и другие. Иногда доходит до парадоксов, так правые предлагают создать сильное профсоюзное движение.

Как же разобраться, кому отдать свой единственный и неповторимый голос, если политическая жизнь до сих пор проходила мимо. "Частник" решил обратиться к первоисточникам, которые не горят, не тонут, не спорят друг с другом, а чинно и благородно повествуют о программных заявлениях партий - то есть к партийным программам. Партии, программы которых взяты для анализа, были выбраны случайным образом.

Изучая их, я исходила из чисто "шкурных" интересов: каким образом партии будут защищать безопасность моей жизни, как будут обеспечивать достойно оплачиваемый труд, будущее (забота о детях) и старость что хорошего и замечательного сделают для моих детей и семьи, как будут заботиться о моем здоровье и культурном развитии. Цель изучения: по возможности опустив политическую риторику, выяснить, какие конкретные проблемы партии считают главными, и каким образом они собираются их решать. При этом прочитаны они были полностью. Программы нескольких партий были прочитаны на официальных сайтах, программы еще нескольких партий получены в ивановских региональных отделениях, вкупе с дополнительными материалами о лидерах, об итогах работы партий в регионах и в думе - за что им большое человеческое мерси). Однако для публикации будет использована только экономическая часть программы. Во-первых, потому что эта часть программ более конкретна, во-вторых, вопросы экономики волнуют наших граждан пока намного больше проблем государственного устройства и социальной политики.

Исследование не претендует на объективность, более того, отличается пристрастностью. Потому что обывательская точка зрения, а изучала я программы именно с этой точки зрения, объективной быть не может по определению, и кроме того, партийная программа не единственный фактор, на основе которого можно принять решение о том, за кого голосовать.

ТАБЛИЦА

В целом вывод можно сделать один - политическая ориентация ни одной партии из их программного документа не следует. Степень оппозиционности правительству той или иной партии пытливому читателю из программ понять сложно, но можно. Но в остальном программы носят характер инструкций для избирательных штабов, как именно им общаться со своим электоратом и какие лозунги при этом выбирать.

Рынок политпросвета

С программами худо-бедно разобрались. Но вот другой интересный вопрос - а для кого они, собственно говоря, пишутся? И читают ли их те, для кого они создаются? А если читают, то насколько уверены в том, что эти программы можно реализовать?

Для начала байка, рассказанная заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Жарихиным во время одной из встреч политэкспертов в Москве: во время кампании по выборам в Государственную думу избирательному объединению потребовался видеоролик, и по ходу этого ролика надо было сослаться на программу объединения. А программы-то у него и не было. Тогда на принтере сделали суперобложку, на которой красивыми буквами написали "Российский прорыв", после этого труд был продемонстрирован на экране телевизора: "вот наша программа" (обернули телефонный справочник в эту обложку) - и ни одни живая душа потом так и не поинтересовалась, куда же прорвется Россия. Это к вопросу о том, читает ли кто-нибудь программы. Зато в итоге и овцы оказались сыты, и деньги сэкономлены. Кстати, написание одной страницы программы КПРФ, по непроверенным интернет-данным, к этим выборам оценивалось в 300 долларов (по другим партиям стоимости программ найти, увы, не удалось). Что и говорить, телефонный справочник существенно дешевле.

Хотя, по словам исполнительного директора Экспертного института Андрея Нещадина, общие цифры таковы: для написания одной хорошей программы требуется не менее 180-200 специалистов и не менее 2 миллионов рублей. Если, конечно, партия ставит своей целью создать действенную программу, в которой были бы прописаны механизмы, основные положения законов, расписывается порядок их принятия. Поэтому на сегодняшний день невозможно говорить о том, что кто-то из партий имеет реальную программу в этом понимании

А теперь социологические данные о расхождениях между предпочтениями избирателей и содержанием программ тех партий, за которые они голосуют. Симпатии только 20% избирателей зависят от конкретной партийной программы. Значительная часть электората находится в явных противоречиях с программными заявлениями. Для примера, 15% сторонников КПРФ выступают за частную собственность на землю (пункт из программы СПС) а в электорате СПС около 30% выступают за национализацию крупных предприятий (что входит в программу КПРФ).

Так нужны программы или нет?

Большинство политиков (от Ирины Хакамады до Сергея Митрохина) действительно убеждены, что программы не играют определяющую роль на выборах, что они не являются частью избирательной кампании. Хотя, согласно словам Хакамады, именно на рынке политических программ сейчас развивается все большая конкуренция. И основным критерием для оценки программы должна служить дата ее создания - если программа разработана перед выборами, значит, перед вами не полноценная партия, а пиар-проект, созданная на одни выборы псевдопартия, которая и не собирается брать на себя ответственность за выполнение обещаний.

Однако, по мнению директора Института прикладной политики Ольги Крыштановской, разным партиям программы нужны по-разному.

Есть так называемые кадровые партии или партии власти. Они создаются государством для собственных нужд. Партия власти призвана мобилизовать для участия и контроля над выборами начальников всех рангов, и механизм ее воздействия на электорат существенно иной, нежели у партий "народных". Кадровой партии подробная программа по большому счету не нужна вовсе. Ее идеология и так ясна по действиям правительства. Другой тип партии - это партии харизматического лидера. Эти партии строятся также не на идеологии, а на привлекательности своего вождя. В Российском политическом ландшафте такого рода партией является ЛДПР. Третий тип партий - идеологический - больше всего нуждается в полноценных и продуманных программах. Так как их избиратели голосуют не за лидеров, а за провозглашаемый ими набор ценностей. Это "КПРФ", "СПС" и "Яблоко".

Однако кроме разных потребностей партий в глубине проработки программ, Андрей Нещадин говорит и о мифологизме этих самых программ (читай, как нам пудрят мозги все партии вместе взятые). Его расчеты просты и наглядны. Многие партии предлагают изъять сверхприбыли у ресурсодобывающих компаний. Население вроде бы "за". Только если проверить "гармонию" алгеброй или простым калькулятором, все получается иначе. Россия добывает 350 миллионов тонн нефти, имеет 146 миллионов людей, значит, на одного человека будет приходиться 2,5 тонны нефти. Допуская, что себестоимость добычи равна нулю, что транспортировка нефти равна нулю, это примерно будет 250 долларов в год на одного человека. Н-да, негусто. Еще существует предложение направить сверхприбыли на инвестиции. Какие, куда и как это будет при нашем финансовом и банковском секторе - это непонятно вообще никому. Поэтому чаще всего, если начать разбираться в конкретных путях реализации этих программ, то выяснится, что они носят чисто знаковый характер.

По мнению директора Центра стратегического анализа и прогноза Дмитрия Ольшанского, многие недостатки программ вытекают из их недооценки политтехнологами. Выше всего эксперты оценивают три параметра предвыборной борьбы: финансовые ресурсы партий, поддержку со стороны СМИ и известность названий и харизмы лидеров среди населения, то есть цепочку: есть деньги - есть проплаченные СМИ - есть популярный лидер, за которого голосуют. Ниже других оцениваются три других параметра: креативный потенциал штабов, программ и электоральный ресурс, то есть готовность избирателей голосовать "за" ту или иную партию. Но если хотя бы 5-10 процентов избирателей будут действительно интересоваться программами, то для них-то их обязательно нужно писать.

Итого. Было ли чтение партийных программ полезным? Это зависит от того, с какой стороны посмотреть. Как минимум, расширился кругозор. Было ли чтение бесполезным? Вопрос-то о том, кому отдать свой единственный и неповторимый голос, так и остался нерешенным.

В любом случае, ответить на вопрос о пользе чтения можно будет после сравнения деклараций с реально принятыми законами, а также после изучения способов манипуляции личным и общественным мнением. Чему и будут посвящены следующие публикации.

Галина Кузнецова

Информация, использованная в статье, взята из открытых источников:

Программа Коммунистической партии России

Программа "Народной партии России"

Программы партий, входящих в блок "Партия жизни" и

"Партия Возрождения России"

Программа "Единой России"

Программа "Либерально-Демократической партии России"

Программа партии "Яблоко"

Программа партии "Союз правых сил"

Кроме того, были использованы материалы, предоставленные региональными отделениями партий.

"Коммунистическая партия Российской Федерации""Народная партия Российской Федерации""Партия жизни" и Партия "Возрождения России""Единая Россия" "Либерально-демократическая партия России" Народная демократическая партия "Яблоко""Союз правых сил"
Ключевые проблемы страны
1.Кризис промышленного производства, особенно в сфере среднего и малого бизнеса

2. Создание т.н. "вертикали власти" остановило развитие российских регионов и ослабило государство

3. Демографический кризис

4. Отсутствие реальной свободы слова, контроль государства за СМИ

1. Cоединение идеалов социальной справедливости и свободной творческой инициативы граждан во всех сферах

2. Устарелость и неэффективность в методов командно-административной работы, ошибочность и тяжелейшие разрушительные последствия радикально-либеральной модели

1. Отсутствие партийного контроля за правительством

2. Наследие как левых, так и правых правительств и депутатов

под угрозой ограничения:

- равенство перед законом и судом;

- избирательные права граждан;

- свобода слова и прессы;

- свобода предпринимательства;

- права собственности;

- свобода перемещений;

- свобода развития личности;

- гарантии местного самоуправления.

1. Отсутствие сформулированной стратегии развития

2. Экономическая отсталость

3. Неэффективная государственная машина

Предлагаемые действия в экономике
Развитие социально-ориентированной национальной экономики. Общественные цели экономики выше частнохозяйственных целей использования капитала. Восстановление статуса России как экономически процветающей державы. Развитие интегрированной в глобальную экономики. Усиление роли государства в экономике. Цель - социальный рынок, то есть организованная экономика, в которой правовое регулирование свободных рыночных сил имеет своими целями социальные результаты. Развитие конкурентной экономики, основанной на частном предпринимательстве.
Направить сверхприбыли крупнейших корпораций на интересы всего общества Изъять сверхдоходы добывающих компаний на социальные цели Изъять сверхприбыли добывающих компаний Изъять сверхприбыли сырьевого сектора при сохранении его как локомотива экономики
Повысить уровень минимальной зарплаты до прожиточного минимума Повысить МРОТ до размера минимального потребительского бюджета Повысить уровень минимальной зарплаты до прожиточного минимума, повысить зарплату бюджетникам Поднять минимальную зарплату до реального прожиточного минимума
Для малого бизнеса упростить бухучет, снизить налоги и защитить предпринимателей от рэкета чиновников Для малого бизнеса - сократить надзорную деятельность

- Снизить единый социальный налог для вывода зарплаты из "тени", облегчить переход на регрессивные ставки (20% и 10%)

- Отменить налог на рекламу

- Упростить налоговые декларации, более четко прописать права граждан на налоговые вычеты

- Ввести пеню за задержки с возвратом экспортного НДС и невозврат переплаченных налогов после решения суда

- Пересмотреть критерий отнесения предприятия к малому бизнесу - по обороту

- Расширить перечень производственных затрат, которые можно включать в себестоимость

- Отменить налог на эмиссию ценных бумаг

- Снизить ставку НДС до 15%, сократить перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налогообложения НДС, создать базу данных плательщиков НДС

- Увеличить налоговые вычеты на образование и медицинские расходы

- Гармонизировать налогообложение государственных и частных пенсионных и страховых схем

Повысить эффективность приватизации Ужесточить контроль за деятельностью приватизированных предприятий Разработать механизм концессии для тех предприятий, приватизация которых нежелательна
Ввести госмонополию на крепкие спиртные напитки. Доходы от продажи табака и водки направить на нужды медицины Восстановить государственную монополию на алкоголь, табак и сахар
Ввести контроль за выплатой долгов другим странам, а также контроль за зарубежной собственностью Ввести контроль за эффективностью деятельности российских предприятий, перешедших в управление или ставших собственностью зарубежных фирм и иностранных граждан
- Ограничить рост энерготарифов на уровне ниже мирового с целью обеспечения конкурентоспособности промышленности

- Cписать долги сельхозпроизводителям

- Резко понизить тарифы на электроэнергию и транспорт

- Списать все долги промышленным и сельскохозяйственным предприятиям

Поддержать национального производителя через действия, направленные на расширение внутренних рынков сбыта для отечественной продукции предприятий среднего и малого бизнеса Развивать внутренние рынки сбыта
Разрабатывать производственные процессы во всех отраслях с учетом требований экологической безопасности Ужесточить экологические требования к производственным процессам
Проводить политику разумного протекционизма по отношению к отечественному производителю Проводить политику разумного протекционизма отечественного производителя
Инструментами промышленной политики сделать гибкую налоговую систему, таможенные тарифы и пошлины, государственные кредитные гарантии, правительственные заказы и популяризацию несырьевого экспорта Для регулирования бизнеса использовать экономические методы (через налоги и экспортно-импортные тарифы)
Непосредственные различия
- Восстановить пропорцию 50 на 50 при распределении налоговых поступлений между центром и регионами

- Ограничить оплату услуг ЖКХ - не более 10% семейного бюджета

- Возвратить банковские вклады, потерявшие свою ценность в 90-х годах через выпуск особо ценных бумаг - целевых долговых обязательств (ЦДО), а также путем перевода на эти цели части средств, полученных от приватизации крупных госпредприятий

- Законодательно закрепить за частным сектором экономики определенную долю ответственности за региональное развитие (за счет того, что большая часть налогов будет оставаться в регионах)

- Обеспечить модернизационный рывок в развитии благодаря внедрению инновационных технологий

- Провести мониторинг изменения соотношения между легальным и теневым оборотом денежных средств в различных отраслях - Обеспечить переход к международным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий - Изменить структуру экспорта - в пользу продуктов машиностроения, высокотехнологичных отраслей

- Обеспечить государственную поддержку стратегических отраслей (таких, как транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, ВПК)

- Воссоздать государственный сектор экономики

- В структуре Правительства создать три крупных министерства: Минтопэнерго, МПС, Миноборонпром

- Остановить бегство капиталов

- Устранить экономические причины коррупции

- Увеличить в 2 раза долю ВВП, направляемую на выплату пенсий

- Ликвидировать внешний долг СССР

- Признать образование, науку и высокие технологии важнейшими стратегическими ресурсами развития России

- Развивать эффективное профсоюзное движение.

- Разрешить строительство частных нефте- и газопроводов

06 Октября 2003, 19:39 +87

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...