Павел Коньков: "С исполнительной властью у нас расхождения не политического, а экономического характера"

После дружного выдоха, который сделали законодатели, родив на свет бюджет, пришло время проанализировать, какой ценой он достался области. Первую попытку сделал председатель Законодательного собрания Павел Коньков на пресс-конференции 19 ноября.

Бюджет

Главная тема пресс-конференции.

По словам спикера, в этом году оказались затянутыми согласительные процедуры. Законодатели были категорически против того, чтобы делить поступления от подоходного налога поровну между муниципальными и областным бюджетом, как предлагала администрация области. И настояли на сохранении прежней пропорции - 80% городам и районам и 20% в консолидированный бюджет. Это соответствует и действующему законодательству, по которому налоги должны быть закреплены за определенным бюджетом не менее чем на 3 года - чтобы власти были заинтересованы в увеличении и укреплении налоговой базы. Кроме того, подоходный налог не администируется налоговыми органами и повлиять на его уплату могут только главы муниципальных образований, но никак не субъект Федерации. Для городов и районов распоряжение суммами этого налога означает еще и опробованный способ решать вопросы оплаты услуг энергетиков через "завуалированные зачеты", как выразился Павел Коньков:

- Можно сказать, что мы повернулись лицом к муниципальным образованиям. Главная их слабость - предельно высокая дотационность (ряд районов - Юрьевецкий, Заволжский, Юрьевецкий - и вовсе банкроты).

Всего было более 90 поправок, и все удалось согласовать к принятию или непринятию. О том, какая работа была проделана, свидетельствует не только количество документов, но и тот факт, что перед первым чтением депутаты серьезно обсуждали возможность отклонения бюджета в принципе. Но полного взаимопонимания достичь так и не удалось. Сокращение расходов на госуправление на 36 млн. рублей, за которое дружно проголосовали депутаты, до сих пор камнем преткновения лежит на пути бюджета в жизнь. Но председатель ЗС заверил, что это не политическое, а экономическое противостояние законодательной и исполнительной власти.

Депутаты давно просили чиновников заняться "оптимизацией численности аппарата областной администрации", где на сегодняшний день работает не меньше 1 тыс. человек. Тем более, что эта "просьба" соответствует пожеланию президента, чтобы численность соответствовала количеству выполняемых госфункций. Павел Коньков сообщил журналистам, что на сегодняшний день областная администрация готова пожертвовать лишь 5 млн. Но эта сумма, по его мнению, несерьезна. Губернатор и аргументирует свою позицию тем, что к расходам на госуправление теперь отнесены содержание ветеринарной службы, финансирование управления "Ивавтодор" и службы гостехнадзора. Спикер особо отметил, что Законодательное собрание ни в коей мере не диктует администрации структуру штатов и готова создать специальную комиссию по решению этой проблемы.

- Изменение областного закона можно будет обсуждать только в том случае, если предметом компромисса будет разумная цифра - 20-25 млн. рублей, а не 5 млн., - считает Павел Коньков. - Если мы пойдем на поводу у областной администрации, чтобы сбалансировать бюджет, оставшиеся 31 млн. придется либо считать дефицитом, либо снимать с других статей. Кроме того, депутаты сократили на 1,5 млн. и собственные расходы (они вошли в эти 36 млн. руб.) и готовы не пересматривать эту цифру даже в случае уменьшения общей суммы.

Учитывая серьезные разногласия по этому вопросу, велика вероятность войти в Новый год без главного финансового документа. Мы можем не успеть согласовать позиции, не преодолеть вето и тогда закон будет снова вноситься администрацией. Губернатор может подать в суд и на время процесса приостановить действие закона "Об облбюджете на 2004 год". Но даже если это случится, катастрофы однозначно не будет - финансирование (прежде всего зарплат и переходящих объектов) будет осуществляться в размере 1/12 от суммы бюджета-2003, по федеральному закону, или в размере 1/3 от объемов бюджетного финансирования последнего квартала 2003 года. Области, конечно, выгоднее жить по бюджету, а мы решаем именно экономические вопросы. Чтобы исключить политический фактор, мы намеренно рассматривали бюджет после выборов в Госдуму.

Конечно, даже после коренной "переработки" бюджет Ивановской области скромен и мал - всего около 7 млрд. рублей, особенно в сравнении с соседними регионами, где проживает примерно столько же населения (например, бюджет Владимирской области в 2003 году - 12 млрд. руб.). Но, судя по всему, депутаты решили, что "не в деньгах счастье", а в возможности распределить их по собственному усмотрению, а не под диктовку губернатора. Думается, что на это настрой законодателей - с чисто психологической стороны - повлияла смена политической окраски нашего региона после уверенной победы "Единой России" и ее кандидатов на выборах.

Программы, которые мы принимаем

Не выдерживают никакой критики. Точнее, не сами программы, а финансирование, которое под них закладывается.

- Большинство программ принимать просто стыдно. Например, приняли мы программу по поддержке фермерских хозяйств. Она подразумевает переселение людей в села, обеспечение их жильем, инвентарем, чтобы они на земле занимались фермерством. На нее в будущем году выделено - смешно сказать - 150 тысяч рублей. По моим прикидкам, на эти деньги можно переселить таким образом максимум две семьи. Мы исключили из бюджета строчку "Защита информации" стоимостью 500 тыс. рублей. Что можно сделать на эти деньги, если одна система защиты переговоров стоит сотни тысяч долларов? Посадить бабушку, чтобы она плотнее закрывала двери? Возьмем программу "Старшее поколение". Соотношение расходов таково: миллион уйдет на закупку компьютеров и другое техническое обеспечение, и лишь тысяч 20 - на адресную помощь. Именно орграсходы сначала съедают львиную часть денег, это нельзя не учитывать. В результате создается иллюзия, что вопросы решаются. А социальные программы должны быть доступны всем, именно в этом их смысл и значимость. Поэтому я сторонник кардинального сокращения количества программ, с тем чтобы на остальные выделять реальные деньги. Да, бюджет мал, но разбазаривание средств, которое происходит, - не лучший путь. Нужно определить приоритеты, а не заниматься благотворительностью, которая не решает социальные проблемы области.

Об отзыве представителя Законодательного собрания в Совете Федерации Валентина Бакулина

- Я не источник подобных инициатив и никаких прогнозов делать не собираюсь. Все, что могу сказать: идет политический процесс, так как член Совета Федерации - фигура политическая. Комитет по законности принял информацию о деятельности сенатора Бакулина к сведению, экономический комитет признал его работу неудовлетворительной. Но заявок на отзыв со стороны депутатов пока не поступало и в ближайшее время вряд ли поступят.

Если Бакулина - не в этом году, так в следующем - все же отзовут, и, как ходят слухи, новым сенатором станет Владислав Тихомиров, то законодательная власть, кроме бюджета, покажет еще одну "козью морду" исполнительной. Как известно, Валентин Бакулин - ставленник губернатора. Три года назад кандидатурой Законодательного собрания был как раз Владислав Тихомиров.

Елена НОВГОРОДОВА

22 Декабря 2003, 21:29 +143

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...