«Пиши в личку»

Инновации на базе прочных традиций создаются в Московском государственном университете печати им. Ивана Федорова

 Московскому государственному университету печати им. Ивана Федорова  в 2010 году исполнилось 80 лет. Кого готовит вуз, удается ли сочетать традиции с инновациями, как добиться того, чтобы замечательно подготовленные выпускники вуза нашли себе место в жизни, - обо всем этом и не только мы побеседовали с исполняющим обязанности ректора МГУП доцентом, доктором экономических наук Константином Антиповым.

 - Константин Валерьевич, начнем с того, кого же готовит Московский государственный университет печати? Какие специальности у вас существуют?

- В общей сложности в нашем университете 19 специальностей. Мы - единственный вуз в стране, который готовит специалистов по всему спектру профессий, востребованных современной медиа - и печатной индустрией: инженеров-технологов, цифровиков-программистов, художников книги, дизайнеров уникальных изданий и электронных книг,  редакторов, журналистов,  специалистов по продвижению и продаже книг и другой медиапродукции, экономистов, бухгалтеров, рекламистов, специалистов в области связей с общественностью. Подобная  многопрофильность позволяет нам по праву считаться основной кузницей кадров для интенсивно развивающейся отечественной  медиаиндустрии. С будущего учебного года мы начинаем подготовку по двухуровневой системе:  бакалавриат –  магистратура.

- В этом учебном году университет отметил 80-летний юбилей. То есть вуз обладает серьезными сложившимися традициями. Это важно для вас?

- Основа нашего успешного развития – особый университетский дух. За восемь лет нашей истории многими поколениями выдающихся педагогов была создана удивительная вузовская атмосфера. Она бережно передается от поколения к поколению, ее особо  чувствуют и наши студенты. Так что традиции для нас – не просто важный, а базовый, фундаментальный, если хотите, системообразующий элемент.

Самые разнообразные традиции сложились за прошедшие годы: от важных, серьезных и формальных до самых что ни на есть неформальных, веселых и смешных. Так, каждое новое поколение студентов вынуждено привыкать к повышенному уровню требовательности со стороны педагогов. Эта традиция выгодно отличает наш университет. Свидетельством тому – зачастую бурные обсуждения в Интернете. Возможно, не всем студентам «по душе» такая учебная традиция. Но это с лихвой компенсируется последующей благодарностью за высокое качество подготовки, как со стороны работодателей, и со стороны самих выпускников, вчерашних студентов. Прочные связи с отраслью, сохранение и укрепление известных научных школ, постоянное внимание к культурно-массовой работе со студентами – все это превратилось не просто в традиции, а в само собой разумеющуюся повседневную жизнь вуза. Производственная практика с последующим трудоустройством, научные конференции, организация экскурсий, посещение театров, ежегодное посвящение в студенты в Колонном зале Дома Союзов, студенческий театр, КВН… То, что приходит на память сразу. И это лишь малая толика того, из чего уже много лет складывается жизнь вуза.

Про неформальные студенческие традиции МГУП можно и вовсе написать, если не книгу, то солидный «пост». Впрочем, таковые в сети уже имеются в большом количестве. Можете поинтересоваться на досуге – это, как минимум, любопытно и весело.

- Практически все специальности, которые существуют в МГУП, связаны с использованием самого современного оборудования, новейших технологий управления. Как удается сочетать традиции и инновации?

- Очень хороший вопрос. Актуальный. Хотим мы того или нет, но живем в обществе, которое очень правильно называют инновационным. Все выше скорость научных, технологических, социальных изменений. На успех сегодня может рассчитывать лишь тот, кто не просто опирается на инновации, но создает их. Между тем инновации совершенно невозможны без прочных традиций. Можно пойти дальше и утверждать следующее: каковы традиции – таковы и инновации. Разрабатывать и реализовывать  инновационные решения нам помогают давно ставшие традиционными связи с отраслью. Во многом благодаря этому мы  имеем возможность использовать, как вы правильно заметили, самое современное оборудование и технологии. Университет развивает партнерские отношения со многими зарубежными фирмами-производителями оборудования и материалов. В частности, договора о сотрудничестве заключены с немецкими фирмами Heidelberg, КБА (Koenig & Bauer AG), DuPont, Technoform, MAN Roland, Sigloch Maschinenbau, PrintPromotion, американскими Apple, Hewlett Packard, ExxonMobil Chemical, X-Rite, XEROX, Kodak, британской Meridian Technologies, индийской APTECH, японской Тоkyо Bоeki и др. Благодаря их поддержке лабораторная база МГУП оснащена современным принт-медиа оборудованием, компьютерной техникой и новейшими техническими средствами обучения.

Сформировавшиеся традиции научно-исследовательской деятельности нацеливают профессорско-преподавательский состав, аспирантов и студентов на постоянный поиск новых решений, что само собой создает прекрасную базу для инноваций.

Так уж повелось в нашем университете (еще одна традиция) – мы постоянно пытаемся прогнозировать, заглядывать в будущее и, исходя из этого, строить настоящее. Скажем, уже теперь очевидна очень скорая экспансия полиграфических технологий в сферу микро- и даже наноэлектроники. Равно и наоборот – нанотехнологии приходят в полиграфию. Производство полиграфическим способом ламп, микросхем и даже мобильных телефонов, широкое внедрение 3D-печати – дело ближайшего будущего. А в наших лабораториях студенты занимаются этими проблемами уже не первый год.

Я привел лишь несколько примеров плодотворного сочетания традиций и инноваций в нашем университете. Но это не исключения, а проявление общей закономерности.

- В данный момент по окончании МГУП 95% выпускников трудоустраиваются по специальности. Как коллектив вуза добился такого высокого показателя? Удается ли оперативно реагировать на меняющиеся требования рынка труда?

- Действительно, в последнее десятилетие нам удается сохранять столь высокий показатель трудоустройства выпускников по специальности. С одной стороны, это предмет нашей особой гордости, с другой – постоянной заботы.

Главный залог успеха – в раннем приобщении студентов к профессиональной деятельности. Привлечение практиков к преподаванию, пристальное внимание к вопросам организации производственной и преддипломной практики, введение интегрированного обучения –  все это при грамотном подходе и позволяет достигать высоких результатов в трудоустройстве выпускников. Уже к четвертому курсу большинство наших студентов - будущих редакторов, технологов, дизайнеров и т.д. определяются с местом своей будущей работы.

Мы постоянно отслеживаем ситуацию и изменения в интересующих нас сегментах рынка труда. В этом нам очень помогают отраслевые органы власти, союзы и ассоциации. Оперативно реагировать на меняющиеся требования рынка труда для нас означает вносить соответствующие изменения в учебные планы, сверять содержание обучения с уровнем развития тех или иных технологий. Судя по востребованности наших выпускников, пока нам это удается. Очень надеюсь, и на это имеются все основания, что достигнутый уровень сохранится и впредь.

- Те, кто поступит в вуз в этом году, напрямую столкнутся с проблемой трудоустройства через пять лет. Ваш прогноз: будут ли востребованы существующие в университете специальности?

- Всемирно известный политик Уинстон Черчилль говорил: «Искусство политика состоит в том, чтобы давать прогнозы, а потом объяснять, почему они не сбылись». Я, конечно, не политик, но очень не хотелось бы через 4-5 лет поступать в соответствии с «правилом Черчилля». Если серьезно, то прогноз очевиден: через 5 и через 10 лет наши выпускники будут востребованы не меньше, чем сегодня.

Впрочем, даже самые неожиданные и кардинальные социокультурные и технологические изменения, от которых никто не застрахован,  вряд ли застанут наших выпускников врасплох. Ведь инновационное образование важную роль отводит умению учиться, быстро осваивать новые технологии, получать знания, формировать компетенции. Так что сориентируются и в таких форс-мажорных обстоятельствах. Хорошо зная  наших студентов и выпускников, я просто уверен в этом.

- Если к вам поступят ребята из Иванова, найдут ли они потом работу в нашем регионе, или им сразу стоит готовиться к переезду?

- Как свидетельствует статистика, все же большинство студентов, приехавших из регионов, после выпуска находят работу в столице. Ни для кого не секрет, что российская экономика характеризуется неравномерностью развития. Это отражается и на нашей медиаотрасли. Ее предприятия, прежде всего, сконцентрированы в Москве и вокруг нее. Отсюда и большая потребность в кадрах, кузницей которых мы являемся, именно в столичном регионе.

Но это никак не означает, что выпускник не имеет возможности вернуться на свою малую Родину. Скажем, в Ивановской области медиаотрасль находится на очень высоком уровне развития. А это обуславливает возрастающую потребность в высокопрофессиональных кадрах.

Вхождение России в Болонский процесс повысило и международную мобильность в сфере высшего образования. Уже сегодня многие наши выпускники продолжают обучение, а затем и трудоустраиваются за рубежом.

Так что сразу готовиться к переезду не стоит. Выбор большой. И на него будет вполне достаточно времени.

- На страничке ректора на сайте университета вы предоставляете студентам возможность задать вам вопрос. О чем спрашивают?

- Вопросы самые разные. Больше всего вопросов, а точнее предложений, связано со студенческой жизнью, бытом: общежития, столовые, расписание, культурно-массовые мероприятия. Немало вопросов связано с учебой, с практикой, с будущим трудоустройством. Стараюсь отвечать лично. Иногда приходится искать ответы вместе с проректорами, деканами, заведующими кафедрами. По содержанию вопросов видно – студентам небезразлична судьба своего университета. Это радует.

Официальный сайт университета для меня – далеко не единственный способ Интернет-общения со студентами, преподавателями и абитуриентами, конечно. Как говорят в таких случаях, «пиши в личку». Всегда рад ответить на ваши вопросы и выслушать предложения на своих страничках в социальных сетях и в блогах: vkontakte, facebook и т.д.

 Московский государственный университет печати

Москва, ул. Прянишникова, 2А
Тел. 8 (499) 976-40-77
E-mail: info@mgup.ru
Сайт: http://www.mgup.ru

 На правах рекламы

25 Февраля 2011, 09:48 +213

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...