Планы на следующие сто лет

Марина Москалева, Роман Фонинский Остался позади 600-летний юбилей Плеса, о котором так долго говорили на всех уровнях власти. Но понятно, что развитие этого волжского города, который все последние годы был в центре споров и слухов, будет продолжаться. Другое дело – в какую сторону это развитие пойдет. Мы спросили об этом людей, которые во многом определяют судьбу города. Наши собеседники – глава Плесского городского поселения Алексей Шевцов, директор Плесского музея-заповедника Алла Чаянова, владелица гостевого дома «Частный визит» Елена Маньенан, историк и археолог Павел Травкин и художник Александр Тимофеев. Закрытого города не будет? Пожалуй, один из главных вопросов, волнующих и жителей Плеса, и тех, кто привык приезжать сюда запросто, – не превратится ли он со временем в закрытый город, курорт для миллионеров. Впервые такие опасения возникли, когда в Плес приехал в качестве инвестора Алексей Шевцов. Открытие дорогих отелей и ресторанов было столь явной тенденцией, что общественность невольно забеспокоилась. По мнению Алексея Шевцова, то, что процесс возрождения Плеса как курорта начался именно с VIP-сегмента, закономерно: поскольку эта ниша интересна инвесторам, VIPы всегда «идут первыми». Например, «египетский» туризм 150 лет назад начинался с путешествий очень богатых людей. Но сегодня, уже как глава поселения, Алексей Шевцов видит будущее города шире: «Наша задача в Плесе – не создать резервацию для VIPов, а сохранить образцовый русский город, который, с одной стороны, был бы открыт для всех, а с другой – будет таким, чтобы в него в то же время мучительно хотелось приехать мультимиллионерам. Инфраструктура Плеса при этом будет более развитой, так что выиграют от этого все, включая и местных жителей, и бюджетных туристов». По мнению Аллы Чаяновой, Елены Маньенан и Павла Травкина (которые также имеют непосредственное отношение к развитию туристического бизнеса в Плесе), жесткое разделение туризма на сегменты вообще неправомерно. Плес – это в любом случае объект культурного туризма, тем более что он находится на пересечении двух мощнейших маршрутов – «Золотого кольца России» и волжских круизов. Создать закрытый город не получится даже чисто технически. С этим тоже согласны все. Красоты – музейные и природные - выдаются по высшему разряду любому туристу, приехавшему в Плес. Разделение на категории возможно в размещении и питании. И здесь каждый из инвесторов может выбирать для себя, какой сегмент наиболее интересен именно ему. Например, Елена Маньенан признает, что цены гостевого дома «Частный визит» больше подходят для обеспеченных людей (впрочем, в дни, когда загрузка меньше, «Частный визит» принимает и учителей, и школьников). Алексей Шевцов как инвестор в данный момент ориентируется на разные категории туристов: клиенты отеля «Соборная слобода» - это «состоятельная московская интеллигенция», гости отеля «Фортеция Русь» - более молодая интеллигенция с чуть более скромными запросами. А в домашнюю гостиницу «Левитановские дачи» приезжает творческая молодежь и все, кто хотел бы провести отдых в Плесе без лишнего пафоса, немножко по-студенчески. «Моя точка зрения: в Плесе не должно быть больших отелей. Ближайший «хилтон» я могу представить себе не ближе, чем в Приволжске. А территория Республики Плес - это идеально русская система расселения, по преимуществу дачная, с гостевыми домами, с умеренным присутствием туриндустрии. Если же мы незаметно для себя перенасытим Плес инвестициями, то придем к потере его привлекательности как безмятежно дачного городка», - говорит Алексей Шевцов. Павел Травкин также считает очень перспективной идею дачных отелей: «Этот проект давно буквально «висит в воздухе». Многие жители крупных городов хотели бы иметь дачу в Плесе. Но ее нужно не только купить или построить, но и содержать в течение всего года. Сейчас у людей есть возможность получить дачу в Плесе на неделю. Это в любом случае дешевле, чем весь год содержать собственный дом». А нам всегда чего-то не хватает Плеская туристическая инфраструктура - штука удивительная. Такое ощущение, что в отношении нее действует магазинный закон подлости (когда молодежь уверена: все, что продается, сшито на старух, а старшее поколение считает, что торговля ориентируется лишь на молодежь). Средний класс едет в Плес с осторожностью, поскольку, по оценке Аллы Чаяновой, размещение и питание в Плесе ему доступны «разово». Однако и приехавший в город накануне юбилея губернатор Ивановской области Михаил Мень (входящий в пятерку самых обеспеченных глав регионов РФ) не нашел, где поесть в Плесе. Так что инфраструктуру предстоит еще развивать и развивать. В отношении массового туризма все более или менее понятно. Для этой категории не хватает, главным образом, гостиниц и учреждений общественного питания. Как говорит Алла Чаянова, необходимая для развития массового экскурсионного туризма инфраструктура создавалась в Плесе примерно с 60-х годов ХХ века. Однако со временем она пришла в упадок, поскольку с 90-х годов новые инвесторы начали интересоваться лишь VIP-сегментом. «В 80-е года, когда я сюда только приехал, в Плес приезжало так много людей, что все хозяева частных домишек пристраивали себе комнату-другую, чтобы сдавать их отдыхающим, - добавляет Александр Тимофеев. - Это был дополнительный заработок для людей. Сейчас гостиницы ориентированы в основном на богатых. То же самое можно сказать и об общепите. Мне один водитель рассказывал случай, как его шеф заехал в ресторан к Шевцову пообедать. И хотя он не самый бедный человек, денег у него не хватило и пришлось посылать водителя за ними в Иваново. Богатые все равно приедут туда, где предлагается высокий уровень сервиса. Но нужно, чтобы среднему классу тоже было куда приехать». «Уже десятилетиями существует такая ситуация: туристы приезжают на автобусе в Кострому, там размещаются, а утром едут в Плес на экскурсию, - говорит Павел Травкин. - Естественно, деньги за размещение и питание остаются в Костроме. Сейчас появляются предложения для этой категории туристов, мы планируем менять ситуацию, чтобы пресловутый автобус с туристами привлечь сюда, здесь их кормить и размещать. И доходы от этого должен получать ивановский бюджет». В отношении VIP-туризма все тоже не так радужно, как могло бы показаться. Чтобы надолго задержать «дорогого гостя» в Плесе и тем более вернуть его сюда, необходимо предложить множество вариантов отдыха. Пока выбор развлечений ограничен. Даже специалистам Плесского музея-заповедника, который принимает в год свыше 100 000 человек и располагает массой интересных материалов, в «высокий» туристический сезон некогда проводить индивидуальные или тематические экскурсии. Развлечением своих гостей вынуждены заниматься владельцы отелей и гостевых домов. Например, в «Частном визите» проводятся концерты (от классической музыки до бардовской песни, частушечников и так далее), мастер-классы по самым разным ремеслам. В этом году там был оборудован и мини-зоопарк с совой, белкой, фазаном и кроликом особо терпеливой породы, чтобы дети могли отвлечься и дать родителям отдохнуть. «Я бы, может быть, потратила силы на что-то другое, но вынуждена компенсировать отсутствие в городе сферы развлечений, - говорит Елена Маньенан. – А вот создать интерактивные музеи, кузницу мне уже не по силам. Безумно жаль, что закрылся музей русской свадьбы, про который все спрашивают». По мнению Аллы Чаяновой, нынешнее состояние индустрии развлечений в Плесе дает массу возможностей для развития малого бизнеса. Среди них - и дальнейшее расширение сети музеев, и развитие сельского туризма, и создание дискотеки. Некоторые сферы практически не требуют вложения капитала: например, можно катать туристов на лодке, возить их за грибами и ягодами. «Михаил Мень как-то сказал, что в Плесе существует уникальная ситуация: предложение рождает спрос. Это действительно так. Я уверена, что как только людям начнут предлагать что-то новое, появится и спрос», - говорит Алла Чаянова. По мнению Александра Тимофеева, интерес мог бы вызвать и вернисаж: «Это местная экзотика, подспорье для художников и развлечение для туристов. В центре многих европейский столиц есть кварталы, где художники работают и продают свои картины. И в Плесе многие ходят смотреть на то, как работают разные художники, как на экскурсию: ведь у каждого своя манера». Не только летом Одна из серьезных проблем развития бизнеса в Плесе – это его сезонность. Примеры, когда предприниматели были вынуждены закрывать на зиму рассчитанные на туристов магазины, уже есть. К высокому туристическому сезону, по оценке наших собеседников, помимо летних месяцев относятся еще и осенние школьные каникулы, и новогодние праздники. Соответственно, перед властями и бизнесом (а грань между ними в Плесе провести сложно) стоит задача: привлечь туристов в город в оставшееся время. Часть возможных решений уже озвучена. Среди них создание горнолыжной трассы с прокатом лыж и сноубордов (не будем вдаваться в детали, эта идея уже имеет немало сторонников и противников) и идея «Плесского календаря» (она состоит в том, чтобы в городе весь год проводились фестивали и праздники). «Достаточно поздней осенью здесь проходит музыкальный фестиваль, - говорит Павел Травкин. - В прошлом году его открывал Зураб Соткилава, мы имели удовольствие послушать солистов Большого театра. Даже в Москве застать этих исполнителей не так-то просто. Весной Алексей Шевцов предлагает проводить фестиваль утки. Кулинарные, музыкальные, выставочные, музейные проекты должны привлекать в Плес туристов круглый год». Впрочем, по мнению Аллы Чаяновой, фестивали, которые проводит Алексей Шевцов, – это хорошее дело, но рассчитаны они на гостей отеля «Соборная слобода», без специальных приглашений туда не попасть. В Плесе должны быть и массовые праздники, в организации которых будет участвовать не только частный бизнес, но и город. «Нужно руководство, единый туристический центр, - считает Елена Маньенан. - Мы на своем уровне проводим Яблочный и Медовый Спас, масленицу, Рождество. На уровне города можно провести их еще масштабнее. Нужно задействовать общественность, музыкальную школу, училище культуры, команды КВН, театр кукол. Вообще, если бы удалось сделать Плес Меккой зимнего отдыха: с катками, яркими фонариками, русским национальным напитком сбитнем, с множеством снеговиков (мы их ставим каждый год, причем эту идею позаимствовал знаменитый Слава Полунин для оформления своего «Снежного шоу»), это было бы благом для бизнеса». Впрочем, постоянно появляются и новые идеи по развитию плесской инфраструктуры. Например, предлагается создать фитнес-клуб хорошего уровня, скалодром, лесные маршруты, которые можно пройти на охотничьих лыжах. Уже идет работа над созданием музея частных коллекций (правда, пожар в здании, где должен был разместиться музей, отодвинет реализацию этого проекта на неопределенный срок). Круглогодично должны привлекать туристов музеи и торговля (от магазинов до блошиных рынков). По мнению Алексея Шевцова, на очереди и вопросы театра: «Мы изо всех сил стараемся привлечь в Плес людей, которые олицетворяют высокий уровень отечественной культуры. Не удивлюсь, если дело закончится небольшим, но качественным залом для классической музыки». В целом, как говорит Шевцов, территория вокруг Плеса должна стать «нашим ответом Финляндии». И если финны умудряются обыкновенные деревянные дома в обыкновенных лесах подавать как что-то особенное, то и обычные русские деревни, расположенные на небольшом расстоянии от Плеса, вполне можно оживить. Причем работа по развитию территорий должна вестись по единому плану, без хаоса. Правда, что об этом думают жители вышеупомянутых деревень – неизвестно.
21 Июля 2010, 10:14 +124

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...