Платок как явление культуры

Трудно представить себе более обыденный и более повседневный предмет, чем головной платок. Никакой тайны, никакой загадки, так, квадратик из ткани. Еще сложнее представить платок поводом (и средством) изучения культурных явлений. И тем не менее, именно такую задачу - понять развитие культуры через эволюцию одной-единственной вещи - поставили перед собой организаторы выставки "Платки и шали. История и современность", которая открылась 12 ноября в ресурсном центре "Иваново-информ-текстиль".

На выставке представлена коллекция платков XVIII-XX вв. из фонда музея промышленности и искусства им. Д.Г. Бурылина, а также платки, шали и костюмы из коллекций разных лет фирмы "Ивколор-плюс".

Сегодня ивановский музей обладает самым большим собранием платков в России - в его коллекции более трех тысяч платков и образцов тканей для платков. В 70-х годах XIX века, когда Дмитрий Геннадьевич Бурылин только-только начинал собирать платки, многие относились к его начинанию как к причуде - платок был настолько привычной вещью, что считать его предметом коллекционирования было просто невозможно. Коллекционировать можно было бронзу, серебро, мебель, но не "тряпочки", благодаря этому Бурылину и удалось собрать наиболее полную коллекцию - и шелковые, и хлопчатобумажные платки, и с клеймами разных фабрик. А с учетом того, что собирал он ее не только как ценитель красивых тканей, но и как профессионал в их производстве, коллекция смогла стать не только учебным пособием для рисовальной школы и школы колористов, но и собранием редкостей.

Благодаря усилиям Д.Бурылина, в коллекции музея есть кашемировые платки, тонкие настолько, что без усилий могут пройти сквозь обручальное кольцо. Есть в коллекции платки, выполненные в технике "броше" (очень редкая технология, которая позволяла получать платки ручного ткачества еще до появления жаккарда).

Выставлен в центре один из самых редких и дорогих экспонатов - головной платок XVIII века, расшитый золотом. Работа настолько же красивая, насколько и трудная, требующая двух лет непрерывного труда и сосредоточенного внимания.

А вообще мода на шали и платки пришла в Россию из Европы, где они появились благодаря походам Наполеона в Египет: именно этому властителю дум обязаны европейские модницы появлением шелковых и шерстяных шалей. Уже в конце XVIII века шали стали привозить в Россию из Азии напрямую, минуя Европу. Именно в то время тканые шали с характерными сложными узорами, с традиционной восточной витиеватой вязью стали признаками достатка и благополучия. Сначала они стали такими признаками, потому что были заморские прелести ткацкого искусства ужасно дороги. Позднее, когда платки уже научились делать и в России, они оставались дорогими, потому что и времени, и сил на них уходило очень много. Иные шали крепостные девушки ткали по два года. Поэтому и стоимость шали иногда достигала стоимости фабрики. Через 10 лет работы на платочном "производстве" крепостные получали вольную, правда, многим она была уже не нужна, потому что 10 лет хватало для того, чтобы ослепнуть. Поэтому часто при фабриках сразу же строились богадельни - для 25-летних "пенсионерок", получивших отпускную.

С развитием набойного промысла в XIX веке платки стали ярче, красочнее, выразительнее и доступнее. Из роскошного сопровождения аристократического наряда они превратились в необходимый атрибут одежды крестьянок и мещанок. Но, создавая свое производство, русские мастера не копировали восточный орнамент, а предлагали новую трактовку классических восточных сюжетов, с поразительным чувством такта сохраняя его основные элементы и воспроизводя их в простой технике набойки. Кстати, рокме традиционных цветов и "огурцов" на выставке можно увидеть и платки с животными мотивами.

Впрочем, далеко не всегда у мастеров из провинции хватало умения создавать текстильные рисунки. Тогда родилась идея абонемента: желающие могли приехать в Москву и взять абонемент на уже готовые рисунки. Одной из самых известных мастерских, предлагавших подобные услуги, была мастерская Михаила Ефимова. И на выставке в ресурсном центре впервые выставлен альбом с его рисунками. К нашему краю художник относился с уважением и любовью, местные жители отвечали ему взаимностью - на многих фабриках его рисунки использовали десятки лет.

По словам генерального директора "Ивколор-плюс" Татьяны Родосской, проект "Платки и шали. История и современность" вынашивался не один год. И возможным подобный синтез прошлого и настоящего стал благодаря тому, что именно "Ивколор-плюс" уже 12 лет борется за сохранение ивановской школы текстильного дизайна.

В итоге получилась история платка и как символа материального достатка семьи, и как иконы моды (когда платок стал не просто дополнением к головному убору, а самостоятельным аксессуаром), и как образца развития технологий.

У нас были поводы для гордости и в прошлом, и в позапрошлом веке, остались ли они сейчас? Это мы узнаем буквально через несколько дней, когда начнется "Текстильный салон-2003". Кстати, один из конкурсов салона посвящен именно аксессуарам.

Галина Кузнецова

17 Ноября 2003, 18:34 +67

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...