Почем нынче лошадиная сила?

Мы за последние годы привыкли к тому, что налогообложение больше зависит не от объекта, а от субъекта. То есть при расчете налога важно не сколько с чего платится, а кто его платит. У частных предпринимателей одна налоговая песнь, у юрлиц – совсем другая. Новый транспортный налог в этом смысле – маленькая революция. Это первый налог на имущество, не дифференцируемый в зависимости от формы лица – юридической или физической. Своего рода фискальное воплощение коммунистического идеала о равенстве и братстве. И действительно, подумали законодатели: какая разница, чья это машина дорогу «укатывает» - РАО ЕЭС или дяди Васи – результат один, следовательно, и платить все должны одинаково. Другое дело – какова машина. Тут реализовался иной надежно внедривший в подсознание лозунг – « с каждого по способностям». Раз была у тебя возможность купить «мерседес», то и заплатишь ты налог по возможности больше.

Новый транспортный налог заменил собой два аналогичных – налог с владельцев транспортных средств и налог с пользователей автодорог. Особенно гордятся российские законодатели отменой налога с пользователей автодорог. Как известно, он составлял 1% от оборота, а брать налоги с оборота – доказывать это уже не надо даже депутатам и чиновникам – экономически нецелесообразно. Последний «нецелесообразный» в этом смысле налог – налог с продаж – также вскоре прекратит действовать.

За счет транспортного налога будут формироваться дорожные фонды регионов. Но одного транспортного налога для поддержания отрасли оказалось недостаточно, поэтому дорожное хозяйство будет кормиться также за счет акцизов с нефтепродуктов и земельного налога. В нашей области, по данным управления «Ивавтодор», объем территориального дорожного фонда в следующем году может составить более 450 млн рублей, из них 240 млн рублей приходится на транспортный налог, 120 млн – на акцизы и 110 млн рублей – на земельный налог.

Транспортный налог относится к числу региональных. Федерация установила основные правила игры, а органы власти субъекта должны были определить ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также форму налоговой декларации. Причем опубликовать собственный вариант закона «О транспорном налоге» регионы должны были до 30 ноября, иначе весь следующий год автомобилисты ездили бы по областным дорогам бесплатно. Наше Законодательное собрание успело в последний момент – закон «О транспортном налоге» был принят на пленарном заседании 28 ноября. Причем во время обсуждения прокурор предложил несколько подправить законопроект, уточнить пару положений – но было уже некогда. К закону предложено вернуться во втором квартале следующего года и по результатам полугодового действия «усовершенствовать».

Что касается федерального законодательства, то ФЗ от 24 июля 2002 года №110-ФЗ внес изменения в часть II Налогового кодекса РФ, в частности принята глава 28 НК РФ " Транспортный налог ", которая вводится в действие с 1 января 2003 года. В этих документах установлены плательщики налога, объект налогообложения, налоговый период, а также общие принципы его исчисления.

Плательщиками налога являются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения признаны автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Большинство налогоплательщиков, естественно, интересует в качестве объекта налогообложения автомобиль. Так вот, размер ставок транспортного налога устанавливается в рублях в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу (ЛС) мощности двигателя. В среднем по федеральному законодательству налоговая «стоимость» одной ЛС – 10 рублей.

Рассчитывая региональную ставку транспортного налога, Законодательное собрание и областная администрация оказались на редкость единодушны в своей позиции. Принципиальных поправок, с которыми одна из сторон была бы не согласна, практически не оказалось.

В среднем, по оценке председателя комитета по бюджетной и налоговой политике ЗС Андрея Мельникова, по сравнению с ранее действовавшими налогами владелец транспортного средства со следующего года будет платить в казну в 4,5 раза больше. Так, за старенькие «Жигули» с мощностью двигателя до 100 ЛС придется выложить 1 тысячу рублей, за современный отечественный или импортный автомобиль с двигателем до 150 ЛС – от 1,4 до 2,1 тысячи. Предел «цены» 1 ЛС для грузовика – 16 рублей. Итого, в среднем за грузовик - 7,5 тысячи. Причем в последнем случае местные законодатели в интересах нашей весьма «болелой» промышленности взяли практически минимальную ставку, установленную федеральным законодательством. Иначе большинству предприятий области, особенно лесообрабатывающим и строительным, пришлось бы переходить на гужевой транспорт. Порадели депутаты и чиновники за общественный транспорт – вообще освободили от уплаты налога организации, владеющие автобусами вместимостью более 45 мест, используемые при выполнении областного или муниципального заказов, а также исправно перевозящие льготников. Цена такого внимания для бюджета – 2,9 млн рублей выпадающих доходов.

Хотели этим же налогом «подрезать крылышки» маршрутчикам, которые теперь будут платить в 7,5 раз меньше по единому налогу, но получилось «не совсем». С каждой «Газели» (вне зависимости от того, используется она в качестве маршрутного такси или нет) владелец заплатит примерно 3 тысячи рублей. Компенсировать здесь бюджетные потери не удалось потому, что в федеральном законе всего две градации автобусов – с двигателем до 200 ЛС и большей мощности.

Но зато отыгрались законодатели на владельцах хороших иномарок. Цена одной «лошадки», если их в двигателе больше двух сотен, – от 30 до 50 целковых. А за авто с мощностью от 250 ЛС надо будет выложить в год около 25 тысяч рублей. Мол, имел десяток тысяч «баксов» купить себе «мечту на колесах» - значит и на налог больше пяти сотен «зеленых» найдешь. Такая простая логика не учитывает одного обстоятельства – большинство российских владельцев (уж в Иванове тем более) приобрели свои «мерсы» и БМВ не в автосалоне, а с рук, обошлись они им в несколько раз дешевле, поэтому и особой «крутизной» и пухлостью кошелька такие хозяева не всегда могут похвастаться.

Уплачивается транспортный налог один раз в год. Такой длинный налоговый период весьма осложнил жизнь областным дорожникам, которые все 12 месяцев могут просидеть без средств. Все оттягивают уплату налогов до последнего, поэтому очень вероятно, что налоги владельцы транспортных средств отправятся платить в декабре. Чтобы стимулировать автовладельцев на большую оперативность, законодатели выдали им невиданный ранее «карт-бланш». Те, кто заплатит транспортный налог до 1 августа следующего года, получит 50% «скидку». Получится не только экономия собственных нервов (помните - заплати налоги и спи спокойно), но и реальная денежная. Пятидесятипроцентная льгота самым шустрым имеет для дорожников и оборотную сторону. Если все налогоплательщики вдруг станут, ну, очень дисциплинированными и дальновидными (что вряд ли), они соответственно и заплатят в два раза меньше, следовательно, территориальный дорожный фонд «похудеет» на значительную сумму.

Что касается порядка уплаты, то налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми инспекциями на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. То есть, при постановке машины на учет, ГИБДД заполняет дополнительный бланк, который в течение 10 дней должен быть передан в налоговую инспекцию. А налоговики до 1 июня высылают автовладельцу письменное уведомление, где указывается сумма налога, который необходимо уплатить.

Оксана Болецкая

02 Декабря 2002, 18:51 +61

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...