Подвели под монастырь

В селе Сергеево тихо и удивительно красиво. У краснокирпичных стен Воскресенско-Феодоровского монастыря растет земляника, на скотном дворе чопорно ходят золотистые куры, а за обрывом сверкает недвижимый пруд. Но несмотря на благостную тишину, c осени прошлого года в селе кипят нешуточные страсти. Священнослужители намерены вернуть в свою собственность территорию, в советские годы отданную преподавателям техникума, который тогда располагался в монастырских стенах. Миряне уходить с обжитых земель не хотят. Предметом раздора стали четыре двухквартирных дома и 25 огородов. Воскресенско-Феодоровский монастырь был основан в 1881 г. богатой помещицей Александрой Шубиной. По преданию, когда жених Шубиной, гусарский поручик, умер на ее руках, она поклялась никогда не выходить замуж и основать монастырь. Женская обитель Вначале помещица построила дом и храм Феодоровской иконы Божьей матери. По названию этого образа и села (тогда Воскресенское-Сергиево) община монахинь стала называться Воскресенско-Феодоровской. В 1889 г. она была преобразована в женский монастырь. Когда Шубина умерла, старый усадебный дом приспособили под игуменский корпус, а сельский храм Михаила Архангела стал монастырским. В 1897-1905 гг. был выстроен собор в честь Успения Божией Матери. Потом построили каменную ограду, колокольню, трапезную, жилые корпуса. С 1915 г. игуменьей стала монахиня Арсения. В советские годы ей удалось на время спасти храм, преобразовав его в земледельческую артель. Но в декабре 1929 г. монастырь все равно закрыли. Село Воскресенское-Сергиево переименовали в Сергеево. Сначала в монастыре была колония для несовершеннолетних преступников, а в 1953-м все помещения передали Шуйскому сельскохозяйственному техникуму. В Успенском храме разместили ремонтную мастерскую, в Архангельском – столовую, трапезную превратили в клуб, просфорную – в магазин. Техникум Под вывеской образовательного учреждения монастырские стены просуществовали едва ли не полвека. За это время в техникуме получили образование тысячи человек. В 1970-х на бывшей монастырской территории для преподавателей техникума построили дома №№ 48, 49, 50, 51 (дома №№ 7, 8, 9 – дореволюционной застройки). Татьяна Тридцатова, которая работала в техникуме преподавателем математики, получила квартиру в 1974-м, 5 лет прожив в щитовом домике. Татьяна Сергеевна и сейчас с удовольствием показывает свой дом: гостиная, спальня, стиральная машина-автомат в ванной. Все жилые дома, расположенные за монастырской стеной, газифицированы. Изнутри они больше напоминают городскую квартиру, чем деревенскую избушку. Мужской монастырь В начале 1990-х началось восстановление церквей. 24 августа 1994 года храмы Воскресенско-Феодоровского монастыря передали РПЦ. В храмах начались регулярные богослужения. В 1998 г. монашеская община получила статус мужского монастыря. Сельскохозяйственный техникум перенесли в другое здание, а преподаватели остались в своих домах. Теперь одни квартиры находятся в собственности, другие предоставляются на условиях социального найма, и люди, которые в них живут, переживают, что однажды арендодателем их жилья может стать монастырь. Кроме того, вокруг домов – палисадники и огороды, которые продолжали выделяться в 90-е: в деревне без своего хозяйства не обойтись. Всего на территории монастыря 25 огородов, на 12 из которых документов нет. Еще 13 человек заключили с администрацией Остаповского сельского поселения официальные договоры аренды, действительные до 2013 года. В монастыре ссылаются на то, что эти договоры неправильно оформлены (в них указан только населенный пункт, а точный адрес – нет). Отеческая забота Жители Сергеева говорят, что поначалу никакого конфликта не было. «В начале 90-х в монастыре служил отец Георгий, – рассказывает Галина Горелова. – Он смеялся: «Чтобы вас отсюда выселить, нужно очень много денег. Если они у меня и будут, я потрачу их на восстановление монастыря». Интересно, что в прошлом отец Георгий был капитаном корабля, а однажды даже побывал в Антарктиде. Заслуженный полярник Артур Чилингаров взял его в экспедицию на Южный полюс в числе трех священнослужителей, которые произвели закладку самого южного на земном шаре православного храма. В 2007 году наместником Воскресенско-Феодоровского монастыря стал отец Иннокентий. При нем о земельных распрях тоже не было слышно. «Он приглашал людей в монастырь на церковные праздники, проводил детские утренники, – рассказывает глава администрации Остаповского сельского поселения Владимир Богуславский. – Я хорошо помню Рождество: народу в церкви собиралось видимо-невидимо». Хотя в Иваново-Вознесенской епархии считают, что жители Сергеева и власти поселения лукавят, когда говорят, что до появления в монастыре нынешнего наместника все было в порядке. «У игуменов Георгия и Иннокентия были постоянные конфликты с жителями. Утром рабочие восстанавливали разрушенную ограду, ночью жители снова делали пролом», – говорит игумен Виталий. 23 марта 2009 года в Сергееве стал служить отец Вонифатий. «Первым делом он сказал: «Вы здесь живете незаконно», – рассказывает Татьяна Тридцатова. – Заявил, что заходить за ограду могут только те, кто пришел молиться, а жить за стеной имеют право только монахи». Отец Вонифатий сразу потребовал убрать разбитые у дальней стороны ограды огороды. По словам священников, миряне нарушают тишину громкой музыкой и мусорят. Причем жители говорят, что монастырская территория еще грязнее: «Когда на скотном дворе монастыря умерла лошадь, они сбросили ее под гору. Когда разобрали кровлю, старое железо свалили всем под ноги». Водопровод без воды Конфликт разгорался быстро, почти как искра мировой революции. В селе рассказывают, что однажды на заутрене батюшка просто пообещал проклясть до четвертого колена всех, кто не вернет участки церкви. Жители села перестали ходить на службу. Многие ходят в другой храм – в село Красноармейское, за несколько километров от Сергеева, к отцу Иеринарху. Со временем спорный вопрос о земле перешел в фазу мелких пакостей. Дошло до того, что на Пасху кто-то из жителей запер вход на пресловутые огороды на замок, повесив табличку: «Частное владение. Проход для слуг дьявола запрещен». В свою очередь, отец Вонифатий отрезал на огородах воду, сетуют селяне. Вообще, летний водопровод здесь муниципальный, а в прошлом году огородники даже отремонтировали его за свой счет: скинулись по 600 рублей и заменили трубу. Но колодец, из которого поступает вода для полива, расположен на территории монастыря. В майскую жару воду на огороды приходилось носить ведрами из общежития сельхозколледжа. При этом жители Сергеева сомневаются, что у монастыря вообще есть договор на водоснабжение. Приподнятая целина Пытаясь найти из ситуации выход, власти организовали специальную рабочую группу. Куратором группы был назначен региональный департамент внутренней политики. Группа провела два заседания – в декабре 2009 и апреле 2010 года, когда было принято решение перенести огороды за пределы монастырской ограды. Хозяйственные постройки огородникам велели снести до 15 июня «механическим способом». Всего за пресловутыми огородами около полутора десятков дощатых щелястых сараев. В некоторых – огородный инвентарь, в других – козы, куры и кролики. Участки, предложенные сергеевским огородникам взамен земли, которую возвращают монастырю, не кажутся людям равноценными. Это неплодородная, недавно распаханная целина. «Раньше там была березовая роща, теперь песок один» – говорит Петр Шуваев. По словам местных, когда новые участки распахали, органические удобрения привезли с птицефабрики. «Там валялись трупы кур, – рассказывает Мария Ширшова. – Запах был такой, что мы окошки старались не открывать». Огородники не понимают, почему монастырь категорически отказался дать им возможность собрать урожай. Котлован В 30 сантиметрах от забора Татьяны Тридцатовой вырыт котлован внушительных размеров. Здесь ведется строительство привратницкой. «Монахи говорят о том, что нужно сохранить монастырь в первозданном виде, а сами строят сторожку 5 метров высотой», – удивляется Татьяна Сергеевна. Строительство ведется, потому что не вся территория Воскресенско-Феодоровского монастыря является памятником культуры. Государством охраняются Успенский и Михалковский храмы, колокольня, трапезная, братский корпус, столярная мастерская, угловые башни и часть ограды. В пределах той части стены, которая является памятником, находятся только дома №№ 8, 9, причем их Росимущество уже передало муниципальной власти. Остальные четыре дома пока находятся в подвешенном состоянии. О расселении речь еще не идет, но, по словам властей, в перспективе будет обсуждаться и этот вопрос. Комментарии Дмитрий Ковалевский, начальник департамента внутренней политики Ивановской области: Территория монастыря в рамках монастырской ограды является региональным памятником истории и культуры и федеральной собственностью. Хозяйственная деятельность, которая ведется на территории монастыря, ставит под угрозу сохранность памятника. Возведенные на огородах хозяйственные постройки являются самостроем, так как огороды давались местной администрацией жителям в аренду без права застройки. Часть огородов вообще используется даже без прав аренды. По итогам заседаний рабочей группы было принято решение о выделении Остаповской сельской администрацией альтернативных земельных участков за пределами монастыря в непосредственной близости от села Сергеево. Со всеми арендаторами новых земельных участков будут заключены договоры аренды. После освобождения территории будет произведено межевание земель монастыря, после чего они будут зарегистрированы как федеральная собственность. Владимир Богуславский, глава администрации Остаповского сельского поселения: Ельцинский указ 1993 года о поэтапном возвращении собственности церкви не содержал конкретных механизмов грамотной передачи этого имущества. В нем не было конкретных указаний, как следует поступать с жилыми постройками, которые в свое время были переданы людям на абсолютно законных основаниях. Документально пока в собственность монастыря не передано ничего. А вот многие из жителей спорных домов давно получили свидетельство о государственной регистрации права (у Тридцатовых, например, давно оформлена и недвижимость, и земля). Более того, они могут начать эту процедуру и сегодня. Представители епархии, приехав в Сергеево, настаивали на том, чтоб запретить владельцам квартир и земли в пределах монастырской ограды приватизировать это имущество и прописывать к себе других людей, но пока такого ограничения нет. Было бы логично, если бы монастырь выкупил имущество людей, как это уже сделали, например, в Золотниковской пустыни. Строго говоря, мы вовсе не против восстановления монастыря в его исторических пределах. Но делать это нужно исключительно цивилизованным путем. Игумен Виталий (Уткин), секретарь Иваново-Вознесенского и Кинешемского епархиального управления: Монастырский комплекс – это памятник культуры, поэтому любые застройки на его территории могут осуществляться только с ведома органов охраны культурного наследия. Когда Шуйский исполком выделял землю для строительства четырех двухквартирных домов, никакого согласования не проводилось. Сейчас земля в пределах монастырской ограды находится в федеральной собственности, и на эту землю церковь никоим образом не претендует. Но когда в 2007-09 годах шуйские муниципальные власти начали приватизацию коттеджей с участками, они не имели на это никакого права. Не согласовывая свое решение ни с епархией, ни с департаментом культуры, они фактически украли землю у государства. Вопрос о правовом статусе документов, выданных в эти годы, нужно решать в суде, причем истцом должна быть вовсе не церковь, а территориальные органы Росимущества. Конечно, ни о каком расселении четырех домов речи быть не может. Со временем монастырь будет идти по пути выкупа квартир. Но нужно четко понимать, что вопрос четырех домов и вопрос 25 огородов никак не связаны. Кому-то просто выгодно считать их одной проблемой. Жители домов оказались заложниками некомпетентности муниципальной власти. А вот сараи и огороды не имеют на дальнейшее существование никакого права. Евгения Кочеткова <текст> Мария Сибирякова <фото>
22 Июня 2010, 16:14 +72

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...