Пора нам нажать на тормоза

На заседания общественного совета при Ивановской гордуме выносятся самые актуальные на данный момент проблемы. Вот и на этот раз темой обсуждения стала наболевшая и набившая оскомину ситуация с городским пассажирским транспортом. Которую, по мнению членов совета, да и всех горожан, до сих пор никак не могут решить ни ГИБДД, ни администрация областного центра, ни глава города, ни прокуратура.

Мы едем, едем, едем...

Заседание открыл начальник управления по энергетике, коммуникациям, транспорту и связи горадминистрации Валерий Сотов. Он нарисовал общую картину рынка перевозок. Правда, и без того всем очевидно, что старый добрый общественный транспорт беспардонно вытесняется частным извозом. Ибо он не возит льготников и вообще едет там, где заблагорассудится. По данным Сотова, в 2001 году в Иванове работало лишь 212 маршруток. Но их число росло настолько стремительно и бесконтрольно, что пришлось вмешаться администрации города и объявить конкурс. Были заключены договоры с частными перевозчиками, и на сегодняшний день официальное право обслуживать пассажиров имеют 350 "газелей". "А неофициально - считает Валерий Дмитриевич, - их уже около 800. Причем каждый день заседают лицензионная комиссия и транспортная инспекция, которые беспрепятственно выдают новые лицензии".

Казалось бы, ничего криминального: есть спрос - есть предложение. Но как быть с другой стороной медали? На недавнем заседании штаба по безопасности дорожного движения была озвучена такая цифра: рост ДТП с тяжелыми последствиями составил в прошлом году 25%. "При этом маршрутчики если не виновники, то участники ДТП", - подчеркнул Сотов.

Лечу, куда хочу. Качу, кого хочу

Осложняют ситуацию "чужие" перевозчики, получившие разрешение в Кохме или Ивановском районе. За их счет количество маршруток на дорогах областного центра увеличилось до 1000. Еще в 2000 году, заметил Сотов, губернатором был принят областной закон о пассажирских перевозках. По нему межмуниципальные перевозки должны регламентироваться и регулироваться областной администрацией. "Однако этот закон не выполняется. В 2003 году губернатор решил его выполнить". Было принято постановление, в соответствии с которым до 1 марта межмуниципальные перевозчики обязаны перерегистрироваться, подписав договор уже с администрацией области. "Перерегистрировались ли они?" - задал сакраментальный вопрос Сотов.

Проблема льгот, хоть и стоит несколько особняком, но она напрямую связана с финансовыми проблемами транспортных предприятий. Как известно, 26 декабря гордума приостановила выплату компенсации ЗАО "Экспресс-сервис" за перевозку льготников. Потом по настоянию мэра и администрации выплаты были возобновлены, но только до июля. Рабочая группа думы, которую возглавляет депутат Игорь Волков, продолжает изучать вопрос.

Масла в огонь недавно подлил заместитель мэра Кохмы Николай Лобаев, с телеэкрана всеуслышание заявивший о том, что на "кохомских" маршрутках закон о льготах действует, ибо они выполняют муниципальный заказ. А чем виноваты пассажиры "ивановских" машин?

Свое эмоциональное выступление Сотов закончил призывом к представителям общественности "навести порядок всем миром".

Общественность тут же пошла в наступление, засыпав руководителей перевозчиков и чиновников неуютными вопросами. Почему конечные остановки превращены в свалки? Почему водители маршруток позволяют себе грубость вплоть до мата? Кто контролирует выполнение договоров? Кто конкретно "ловит" незаконных маршрутчиков? Вразумительных ответов, пожалуй, и быть не может. Поскольку закон чаще безмолвствует, а его представители бессильны. Или безвольны. (Как бы мимоходом прозвучала реплика Валерия Сотова про заседающих в административной комиссии депутатов гордумы Романовского и Корчагина, которые имеют личный интерес в этом бизнесе. Но, как потом окажется, она была услышана.)

Минус три маршрута

Но может быть, не все прогнило в "королевстве"? Может, общественный транспорт еще сумеет возродиться? Совет решил выслушать начальника ТТУ Александра Полозова и заместителя директора ПАТП-1 Александра Тихомирова. И вот что узнали. Если муниципальному предприятию ТТУ еще удается удерживать прежние позиции, то федеральное ПАТП-1 находится на грани краха. Здесь за хронические долги отключены даже телефоны. Более того, уже описано имущество на 5 млн. руб., ожидается описание еще на 6 млн. Разумеется, в условиях хронической задолженности нет и не может быть речи о развитии. Если в 2001 году в ПАТП-1 было 314 автобусов, то сегодня осталось 227. (Причем по улицам города, по словам Сотова, курсирует всего 72). Парк амортизирован на 90%. Кстати, про автобусы, которые обслуживают межгородские маршруты, Тихомиров сказал кратко, но выразительно: "Если я скажу, какие там машины, вы ездить на них не будете"...

Угроза того, что Иваново может остаться без общественного транспорта приобретает черты реальности. И Сотов, и Тихомиров заявили, что с 15 марта закрываются сразу три автобусных маршрута - № 5, 15 и 18.

И все-таки, по мнению Тихомирова, выход есть - выделение средств из городского бюджета на покупку "хотя бы 60 "пазиков" для коммерческой деятельности. "Если не даете денег, то дайте возможность заработать. Но надо договориться с прокуратурой, чтобы за это руководителя предприятия не привлекали к ответственности. Как поступили в Ярославле, где город закупил 40 "пазиков" и договорился о передаче их ПАТП".

Новый поворот - что он нам несет?

Свои соображения высказал и депутат гордумы Игорь Волков. Он считает, что надо равняться на Владимир. По его словам, 2-3 года назад соседи тоже столкнулись с проблемой засилья маршруток. Но сейчас там преобладает общественный транспорт. Проезд в автобусе и троллейбусе стоит 3 рубля, в маршрутке - 4.50. Волков сформулировал ивановскую проблему так: "Вопрос не в организации дележа льготного проезда, а в организации перевозок. Без конкретной программы администрации мы ничего сделать не можем".

Волкова поддержали депутат Законодательного собрания Сергей Вальков, председатель думской комиссии по законности Николай Умеренков, а также все присутствовавшие. В итоге решение общественного совета при гордуме выглядит так: обратиться к главе области и в областную прокуратуру с письмом о необходимости наведения порядка в сфере пассажирских перевозок. Выражая обеспокоенность финансовым положением ТТУ и ПАТП-1, обратиться к губернатору, председателю ЗС и правительству России с просьбой о помощи этим предприятиям. Создать рабочую группу для выработки пакета документов по их спасению. Обратиться в горадминистрацию и думу с предложением вывести из состава административной комиссии депутатов Романовского и Корчагина. Изучить опыт Владимира в организации пассажирских перевозок. Пересмотреть в этой части программу развития транспорта в Иванове.

Сдвинется ли после этого проблема с мертвой точки, сказать трудно. Но пора бы.

Людмила Котляр

15 Марта 2004, 19:32 +66

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...