Портовая связь

В прошлом веке Кинешму за развитый речной порт называли "парадным входом ситцевого царства". С тех пор многое изменилось. Сегодняшнее положение местной текстильной отрасли - далеко не «царское». Главные «входы» и «выходы» области (аэропорт, мост через Волгу) по разным причинам закрыты. В плачевном состоянии находится и «парадный» кинешемский порт (яркое доказательство тому - выявленные здесь недавно факты крупных хищений ГСМ).

Кинешемский речной порт, расположенный на берегу Волги, относится к т.н. первому классу речных портов. В его распоряжении находятся 32 судна, 14 барж, 5 плавучих кранов. В 2002 году собственным флотом порта было перевезено 680 тысяч тонн груза, 593 тысячи пассажиров. Объем общего грузооборота флота составляет 1,2 млн тонн. Основное направление работы – поставка строительного песка в Москву. В 2002 г. порт сработал с чистым убытком в 5,5 млн. руб.

Собрание акционеров ОАО «Кинешемский речной порт» (далее – «КРП») было призвано закрепить смену собственника. В начале этого года владельцем контрольного пакета предприятия стало ОАО «Нижегородский порт». На минувшей неделе было избрано новое руководство порта. Генеральным директором «КРП» стал кинешемский коммерсант Александр Косогоров. Совет директоров возглавил руководитель «Нижегородского порта» Владимир Новицкий. Всего в составе Совета директоров «КРП» «нижегородцы» занимают четыре позиции из семи.

Cмена собственника

В январе ОАО «Нижегородский порт» за 10 млн. руб. приобрел крупный пакет акций (25%) кинешемского порта, принадлежавший местному заводу «Автоагрегат». В результате, по нашим сведениям, нижегородцы сейчас владеют 53-54 % акций «КРП» (точных данных по структуре собственности порта его руководители не дают). Сообщая об этой сделке, ивановские СМИ сожалели, что у нас не нашлось своего «рачительного хозяина», и, фактически, констатировали «потерю» порта для области. На самом деле, в такой оценке изначально было больше эмоций, чем объективности. Непосредственные участники купли-продажи акций, а также чиновники, следившие за ней, высказываются в более спокойном духе.

Так, по словам гендиректора «Автоагрегата» Валерия Смышляева, речь о продаже пакета акций шла давно, и такая возможность неоднократно обсуждалась на совещаниях у губернатора: «Рано или поздно мы все равно продали бы эти акции. Кстати, область ни одной акцией речного порта никогда не владела. По сути, это – имущество только АО. Как, когда и кому мы их продадим – наше частное дело. Реальных покупателей в итоге было всего двое: Нижегородский речной порт и московское ДРСУ «Северное» (им владеют ярославцы)».

Продать акции машиностроителей вынудила неблагоприятная рыночная конъюнктура - падение объемов продаж на «Автоагрегате». «Если бы финансовое положение было устойчивей, мы еще подержали бы этот пакет. Весной, с началом навигации, акции подорожают»,- заявил «Частнику» В. Смышляев. Но и при свершившемся раскладе, акции были проданы удачно, считает он. Из Ивановской области «Автоагрегату» никто ничего не предлагал. Выставленные условия были одинаковы для всех претендентов: и для нижегородцев, и для ярославцев. Выбор в пользу нижегородцев обусловлен тем, что они выплатили 10 млн. за пакет сразу, тогда как ярославцы предлагали 5 млн. сразу и еще 5 – в рассрочку на полгода.

«Ярославцы» и «нижегородцы»

До продажи акций «Автоагрегатом» самый большой пакет порта (33%) находился в собственности ДРСУ «Северное», г. Москва. «Нижегородский порт» контролировал 28%. Покупка каждой из этих сторон доли «Автоагрегата» означала скупку контрольного пакета «КРП».

Некоторое противостояние между нижегородским портом и ДРСУ «Северное» продолжается до сих пор. По нашим данным, ДРСУ оспаривает в арбитражном суде прежнее приобретение нижегородцами акций кинешемского порта – у ТО «Река» - сделку, совершенную еще в 2001 году. Возможно, из-за этого собрание акционеров провели за закрытыми для СМИ дверями (боялись, что журналисты услышат негативную информацию? – А.В.). Однако собрание акционеров прошло без эксцессов.

Как сообщил председатель Совета директоров Владимир Новицкий, Михаил Бурлак (зам. директора ДРСУ, член Совета директоров «КРП») выступил на собрании перед коллективом порта и заверил всех, что взаимопонимание между акционерами в вопросах работы порта и ее направлений найдено. М. Бурлак призвал к взаимодействию с новым руководством, поскольку общая цель всех акционеров - порт должен работать.

Власть в курсе

Губернатор Тихонов еще полгода назад заявлял, что ситуация, в котором оказался порт, неоднозначна: «С одной стороны, там есть свой флот. Но, с другой стороны, предприятие работает с очень низкой рентабельностью и перспектив у него нет. Ситуация в корне изменится, если порт перейдет на перевозку нефтепродуктов. Но для этого нужны большие инвестиции».

Переговорами с потенциальными инвесторами занимался присно памятный вице-губернатор Михаил Бабич. Известно, что покупателям предлагалось передать пакет акций «Автоагрегата» в качестве залога в областную собственность, пока не будет выполнена программа по модернизации порта (называлась даже стоимость модернизации – 60 млн. руб.). Однако законных способов оформить это хитроумное предложение областной администрации так и не нашлось.

В итоге, областная администрация, озабоченная тем, чтобы контрольный пакет «КРП» «не ушел из области», оказалась сторонним наблюдателем купли-продажи. Два самостоятельных хозяйствующих субъекта – «Автоагрегат» и «Нижегородский порт» – договорились и оформили сделку. Хотя, В. Смышляев и утверждает, что, практически, они «выполнили пожелания руководства области и города».

Кинешемская мэрия также была и остается в курсе событий. В Совет директоров «КРП» вошел представитель городской администрации – начальник отдела муниципальных заказов Илья Федоров. Кроме того, в порту - сильные профсоюзы, которые, по мнению мэра Кинешмы Андрея Назарова, не допустят увода флота или каких-либо негативных социальных последствий.

Перспективы

По мнению членов Совета, перестановки в руководстве порта открыли перед «КРП» нижегородский и костромской рынки, сохранив при этом рынки ярославский и московский. Это позволит оптимизировать работу трех портов (Кинешемского, Костромского и Нижегородского – в состав руководства этих предприятий входят одни и те же персоны), вести единую ценовую политику, избегать порожних перевозок. По словам В. Новицкого, теперь можно будет выбирать наиболее оптимальные мощности для транспортировки того или иного груза вне зависимости от того, куда обратился клиент с просьбой о перевозке. В любом случае, обещают новые собственники, Кинешемский порт от такой политики не проиграет.

Вполне реально, что через год часть флота «КРП» будет реконструирована под перевозку нефтепродуктов. Летом, в навигацию, реконструкцию производить невыгодно с экономической точки зрения. Поэтому, пока кинешемский порт продолжит заниматься перевозкой строительного песка и лесоматериалов.

Несмотря на опасения областных властей, новое руководство не намерено отказываться от перевозки пассажиров и грузов на другой берег Волги. «Если это будет социально значимый и востребованный вид работы для населения Ивановской области и, в частности, для Кинешмы, - то она никогда не будет ликвидирована. Другое дело, если переправа будет убыточной, то мы будем решать вопросы с ее заказчиком о дотациях», - заявил В. Новицкий.

Что-то более конкретное, кроме «основных направлений» и «оптимизации работы портов», новые собственники не разглашают. Как нам думается, это делается совершенно сознательно (в плане информационной безопасности и пр.). Иначе бы, не-владение ситуацией выглядело, мягко говоря, странно, поскольку фактическая покупка такого масштабного предприятия подразумевает четкий, конкретный план первоочередных действий.

P.S. Показательна сцена, свидетелем которой стал корреспондент «Частника». Сразу после собрания акционеров к В. Новицкому подошел некто (сотрудник порта? представитель фирмы, сотрудничающей с «КРП»?) и попросил уладить вопрос, решение которого неоднократно откладывалось. «Что вы от меня хотите?» - воскликнул г-н Новицкий. - «Представьте, что Вы только что купили квартиру, оформили документы – а к вам идут с просьбой продать унитаз. Да я его еще в глаза не видел! Дайте время разобраться».

«Частник» будет следить за развитием ситуации.

Андрей Воронин

17 Марта 2003, 19:05 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...