Повысить нельзя понизить

Со стратегией налоговой реформы российское правительство пыталось определиться на своем заседании в середине декабря. Уже предпринятые шаги, по оценке премьера Михаила Касьянова, привели к важным изменениям, способствующим экономическому развитию России. Особенно тепло председатель правительства отозвался о снижении в 2001 году подоходного налога до13%, что «дало очень хороший эффект как для системы налогообложения, так и позитивно отразилось на доходах бюджета».

Но, судя, по всему, дальше налоговая реформа уже не будет шагать семимильными шагами, как раньше. Похоже, как выразился Михаил Орлов, это будет действительно работа над ошибками.

Единственное послабление, которое точно ждет налогоплательщика в этом году – отмена однопроцентного оборотного налога с пользователей автодорог. Обратная сторона медали – введение с 1 января нового транспортного налога. Как уже писал ЧастниКО, теперь «налоговое» содержание транспортного средства обойдется его владельцу гораздо дороже, чем раньше. В этой связи можно вспомнить и об увеличении на 45% акцизов на нефтепродукты. Насколько это скажется на розничной цене бензина, неизвестно до сих пор. Кроме того, в среднем на 15% увеличиваются и все остальные акцизы. Исключение составляют акцизы на табак (рост на 70%) и на пиво (на 25%).

Все остальные налоговые изменения, которые обсуждались на декабрьском заседании правительства, относятся к более отдаленному времени. Здесь в качестве оппонентов выступили МЭРТ и Минфин, играя при этом роли доброго и плохого следователя. Сначала Минфин, озабоченный фискальными интересами, призывал правительство к осторожности и самосохранению, пребывая в полной уверенности, что снижение налогов приведет не к выходу налогоплательщиков из тени, а к выхолащиванию бюджета. Затем МЭРТ заклинал вспомнить о бедных и на самом деле очень сознательных российских налогоплательщиках.

Например, единый социальный налог (ЕСН) по мнению финансистов, надо снижать не ранее 2005 –2006 года, и то максимум на 5%. Ставку НДС также стоит снижать не ранее 1 января 2006 года и до17,5%, причем с условием отмены всех льгот. МЭРТ предлагает произвести эти снижения годом ранее с уменьшением ставку ЕСН до 20 – 25%.

Минфин полагает, что поправки в НК об имущественных налогах вступят в силу 1 января 2004 года. Весной этого года соответствующий проект закона должен обсуждаться правительством.

Говорили представители Минфина и о единовременном увеличении поступлений по налогу на имущество физических лиц в 3 – 5 раз, от налога на наследования и дарения – в два – три раза. Максимальная ставка налога на имущество физических лиц при этом должна быть на уровне 2% (по мнению МЭРТ – 0,1%).

Параллельно финансисты предлагали существенно увеличить размер необлагаемого минимума при наследовании и дарении, а для тех, кто в этот минимум не уложится, ставка налога серьезно возрастет.

Наиболее болезненной для населения может оказаться «совершенствование» налога на жилье, который будет базироваться не на оценках БТИ, а на реальной стоимости. В ближайшее время в МЭРТ разработают критерии, по которым чиновники подсчитают стоимость каждой квартиры. В правительстве заявляют, что фактическое повышение налога на имущество физических лиц во многих случаях не покрывает расходов на администрирование этого налога.

Самое смелое мнение по налоговой реформе высказывают, естественно, сами налогоплательщики. В конце года еще до заседания правительства с премьером встречались представители РСПП, которые предложили ввести плоскую шкалу ЕСН с единой ставкой в 11%. Одновременно, по мнению предпринимателей, должны быть ликвидированы все остальные взносы с фонда оплаты труда, а страхование должно стать реально добровольным. Такой радикализм, как и следовало предвидеть, не нашел понимания в стенах Белого дома. Правда, кое-что правительству показалось все-таки разумным. Например, вместо возврата инвестиционной льготы, РСПП предложило разработать доступный механизм инвестиционного налогового кредита, который предусматривает рассрочку уплаты налога на прибыль при инвестировании средств в развитие производства. Вскоре МЭРТ должно представить проект поправок в Налоговый Кодекс.

В любом случае, теперь дальнейшее реформирование налоговой системы по большей степени зависит вовсе не от объемов фискальных сборов, стимулирующая функция налогов потянулась за большинством налогоплательщиков - в тень.

Хотя оппоненты из МЭРТ указывают, что если не снижать ежегодно налоговую нагрузку на 1% ВВП, то добиться ускоренного роста экономики будет сложно. Слишком высоки в России экономические и политические риски, и компенсировать их инвесторам может в первую очередь благоприятный налоговый режим.

В любом случае, конкретная программа по дальнейшему реформированию налоговой системы будет выработана не раньше апреля этого года, когда правительство подсчитает собственные затраты. Так что, либо государству придется где-то урезать расходы, либо залезть в карман налогоплательщику, чтобы удовлетворить собственные аппетиты в полной мере. Вы на что поставите?

Оксана Болецкая

13 Января 2003, 18:49 +73

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...