Предпринимательский экстремизм – как с ним бороться?

В последнее время много говорится о потребительском экстремизме. Наша газета тоже не раз поднимала эту тему. У главного специалиста управления потребительского рынка и услуг ивановской мэрии Александра Коновалова по этому вопросу свое мнение. Предоставляем ему слово. - Потребительский экстремизм действительно существует, и некоторые покупатели изначально стараются извлечь какую-то выгоду для себя, но с ущербом для предприятий. Но не надо ставить его во главу угла – он не делает погоды на потребительском рынке. Мне кажется, сегодня более правомерно говорить скорее о предпринимательском экстремизме. С его проявлениями мы встречаемся в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании - во всех сферах деятельности, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни. Примеров множество. Приведу наиболее типичные. С давних времен мы привыкли к тому, что при покупке телевизора работники магазина должны принести коробку, открыть ее, дать покупателю возможность посмотреть «картинку», цветовой ряд. И если человека все устроит, то он увезет домой именно этот телевизор. В торговой сети «Эльдорадо» покупателю предлагают забрать запечатанную коробку, то есть фактически продают кота в мешке. Предусмотренная правилами торговли предпродажная подготовка здесь не производится. Вот одно из последних обращений в наш отдел. Был приобретен достаточно дорогой телевизор – более чем за 30 тысяч рублей. Покупатель просил включить его, но ему сказали, что в магазине проверку не делают. «Вот принесете домой, как следует сами и проверите. Если будут какие-то замечания, мы в течение двух недель решим все вопросы». Дома оказалось, что с самого первого включения не настраивается таймер. Покупатель снова отправился в магазин. Консультант показал ему точно такие же телевизоры на витрине – таймер у них тоже не работал - и «утешил»: не надо верить тому, что в паспорте написано. Видимо, вся партия имела аналогичный дефект. Не этим ли и вызвано нежелание продавцов проверять товар перед продажей? Довольно часто к нам обращаются с жалобами люди, купившие замороженную курицу: при разморозке из нее вытекает до стакана воды. В Роспортебнадзоре и правоохранительных органах, которые уже сталкивались с такими случаями, считают, что производитель не при чем. По мнению специалистов, порой предприниматели производят разморозку, впрыскивают через целлофановый пакет воду и снова замораживают кур. В таком случае можно смело обращаться в санитарно-пищевую лабораторию на ул. Воронина, 12 – там смогут провести необходимые мероприятия, подтверждающие, привнесена вода извне или появилась в процессе технологической обработки. А по объему воды сделают соответствующее заключение. Если ее количество не соответствует технологии, нарушение налицо. Только вряд ли кто захочет затевать такое расследование – этим и пользуются отдельные предприниматели. Бывает и такое: гарантийные талоны производителя сопровождаются гарантийными талонами продавца. Это имеет значение только тогда, если продавец указывает в талоне дополнительные условия, которые работают на потребителя. К сожалению, у нас идет обратный процесс. Мы сталкивались с такими случаями, когда изготовитель дает гарантию на два-три года, а продавец - 1 год или даже 6 месяцев. Более того, в талоне указывалось, что гарантийный ремонт производится в срок не менее 20 дней. Значит, это может быть и год. Между тем, в законе о защите прав потребителей записано, что гарантийный ремонт должен быть выполнен незамедлительно, если иной срок не оговорен сторонами. То есть, если потребитель согласился с тем, что ему отремонтируют вещь в течение, допустим, 20 дней, то он должен ждать, когда они истекут. Если за это время ремонт не будет выполнен, то потребитель может как продлить срок ремонта, так и потребовать замены некачественного товара или расторжения договора купли-продажи. Если же срок ремонта не оговорен (такое тоже бывает) и переносится вновь и вновь, потребитель может потребовать незамедлительного ремонта. Кстати, надо иметь в виду, что незамедлительный ремонт – это не обязательно ремонт в присутствии потребителя. Подразумевается определенный норматив выполнения всех необходимых операций по устранению недостатков товара при условии наличия запчастей на рабочем месте исполнителя. С гарантийным ремонтом вообще много проблем. Так, в магазине часто говорят покупателю: сначала мы проведем экспертизу, а уже потом вы будете заявлять свои требования. Это неправомерно. Потребитель, обнаруживший недостатки товара в течение гарантийного срока, имеет право сразу заявить свое требование. А вот магазин уже и должен решить, проводить ему экспертизу или нет. При этом он должен учесть сроки выполнения заявленного требования и не превышать их. Можно отметить и такой момент: достаточно велико число предпринимателей, которые не выполняют требования закона о предоставлении на время длительного ремонта подменного товара с аналогичными характеристиками – это тоже из разряда предпринимательского экстремизма. Еще с одним его проявлением люди сталкиваются при ремонте сотовых телефонов. Потребителей заставляют расписаться в квитанции, где записано следующее: при устранении недостатков все пользовательские данные могут быть утеряны. Этого не должно быть. В сервисном центре обязаны сначала снять с телефона всю наработанную пользователем базу и перенести ее либо в компьютер, либо на какой-то другой носитель, чтобы после ремонта снова установить в телефон . Много случаев непредоставления достоверной информации о потребительских свойствах товара. Такой пример. При покупке ткани в магазине потребителю сказали, что это чистый хлопок. Дома выяснилось – полиэстер. В магазине отказались принять товар обратно, ссылаясь на статью закона, в соответствие с которой ткани обмену и возврату не подлежат. Но умолчали, что в другой статье (ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей») говорится об обязанности продавца предоставлять покупателю полную и достоверную информацию о потребительских свойствах товара. Если такая информация не предоставлена или покупатель введен в заблуждение, то вступает в действие другое правило: покупатель может потребовать возмещения полного материального ущерба. То есть он вправе настоять или на возврате денег, или на замене товара. Много жалоб на сервисный центр «Спектр-сервис» на ул. Дзержинского. Здесь бывает, что неоднократно производится ремонт по одному и тому же дефекту. То есть фактически возвращается не отремонтированная вещь. Между тем, работники центра обязаны продемонстрировать, что дефект устранен. В «Спектр-сервисе» даже условий для этого нет – помещение заставлено аппаратурой. Рассказывать о предпринимательском экстремизме можно долго. Хочется, чтобы потребители усвоили: с ним можно и нужно бороться. Просто надо лучше знать свои права. Записала Людмила Котляр
07 Августа 2006, 13:35 +101

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...