ПРЕССный год

Профессиональные праздники всегда были замечательным поводом для различных публикаций. Простенько и со вкусом: интервью с прокурором области в день работника прокуратуры, захватывающие подробности из жизни ивановской милиции в День милиции, репортаж из производственных цехов в День текстильщика… Однако и на журналистов есть управа – День российской печати, 13 января. А посему можно позволить себе оглянуться на ушедший год и попытаться подвести его итоги на ниве ивановской прессы. Тем более что наступивший год для работников «пера» - весьма сенокосный: грядут выборы в Государственную думу, и все газеты, особенно общественно-политические или считающие себя таковыми, чистят перышки и наводят контакты с потенциальными клиентами, чтобы в конце года получить возможность подзаработать не только на хлеб, но и на масло. Ибо будни ивановской прессы не настолько сладки, как это может представляться со стороны. Очередной «взгляд изнутри», безусловно, не претендует на полную объективность и полноценный обзор рынка. Однако в ивановских СМИ существуют устойчивые тенденции, несомненно влияющие на состояние медиарынка, а посему нуждающиеся в конкретизации. Для начала определимся с предметом. Рассматривать будем исключительно печатные издания, оставив за бортом этой статьи так называемые электронные СМИ – радио, телевидение и интернет-сайты. Хотя одно исключение сделать все-таки придется, ибо говорить о ситуации в ивановской прессе и не упомянуть историю с «Курсивом» было бы, по меньшей мере, странно. Кроме того, исключим сразу корпоративные и партийные газеты (хотя, как минимум, одна из них – единоросовская «Ивановская земля» - уже не первый год претендует на статус областного общественно-политического издания), а также рекламные проекты. К сожалению, приходится констатировать, что ивановский медиарынок весьма закрытый в информационном плане (пардон за каламбур). Достоверную информацию о тираже, объеме возврата, доходности или срезе аудитории получить впрямую невозможно – это коммерческая тайна, и ни одно издание делиться этими сведениями не будет. Более-менее полную картину тиражей имеет управление федеральной антимонопольной службы (предоставлять туда недостоверные данные себе дороже). При этом, по утверждениям антимонопольщиков, в последнее время местные издания не позволяют себе вольностей с тиражами. Однако тираж – не всегда яркий показатель востребованности СМИ на рынке. Есть еще такая вещь, как возврат тиража (то, что не сумели реализовать распространители), окупаемость издания и т.д. Косвенно эти данные можно получить из различных опросов, которые любая уважающая себя компания регулярно проводит для изучения рынка. Но и эти показатели не будут абсолютными: при серьезной разнице целевой аудитории оценка уровня влиятельности СМИ может оказаться неадекватной. Таким образом, не будем раздавать ярлыки ни коллегам по цеху, ни себе, а просто попытаемся оценить события, произошедшие в различных сегментах ивановского рынка прессы в 2006 году и попытаемся спрогнозировать, как это может отразиться в году 2007-м. Рекламный пирог поделен Нельзя сказать, что Иваново задыхается под грузом рекламных изданий. По большому счету, на массовую аудиторию работают только 2 газеты – «Частник-пятница» и «Гипермаркет», распространяемые бесплатно по почтовым ящикам. Из новинок в этом сегменте рынка нужно отметить появившуюся в 2006 году газету «VIP-квартал» (издатель - ИД «Медведь»). Правда, это рекламное издание рассчитано на средний класс и выше (так что массовым его никак не назовешь) и распространяется по почтовым ящикам в кварталах и домах элитной застройки. Кроме того, на этом же поле, но уже «небесплатном» играют «Частник-Понедельник», «Частник-Среда», «Из рук в руки». Вот, пожалуй, и все. Рынок довольно устойчивый, никаких неожиданных скачков и событий в прошлом году на нем не происходило. Поскольку предвыборные баталии вряд ли серьезно затронут его, можно предположить, что 2007 год не принесет никаких неожиданностей. Но это при том условии, если сюда не придет какой-нибудь крупный московский игрок, что не исключено, учитывая предпочтения новой губернаторской команды. В Багдаде все спокойно Остальные газеты так или иначе попадают в категорию нерекламных или информационных и благополучно распадаются на развлекательные («Хронометр», «МК в Иванове», «Комсомольская правда-Иваново» и т.д.) и серьезные, претендующие на то, чтобы оказывать влияние на общественно-политическую и экономическую жизнь в регионе. И здесь можно столкнуться с любопытным эффектом: издания, выходящие мизерным тиражом, оказывают более серьезное влияние на политическую и экономическую элиту именно из-за того, что ориентируются на эту аудиторию. Причем от качества издания (во всех смыслах этого понятия) ничего не зависит. Впрочем, инерционность вообще присуща рынку СМИ: люди привыкают читать определенное издание, и порой даже серьезные перемены в ту или иную сторону не могут повлиять на изменение читательской аудитории. Если в сегменте развлекательной прессы события и были, то не особенно очевидные (к более-менее серьезным можно отнести только информацию о возвращении на этот рынок газеты «Жизнь», которое пока так и не случилось). Тиражи изданий и читательская аудитория стабильны. Из дебютов же можно отметить только весьма специфическую газету «Я&» (издатель ООО «Частник»). Издание занимает нишу региональной молодежной прессы, пустующую с тех пор, как областная молодежка «Прямая речь» приказала долго жить. «Я&» уже успела получить призы на выставке «Пресса-2007» и пока довольно устойчиво держится. Другой вопрос, что сейчас газета распространяется, в основном, бесплатно. Будет ли она пользоваться таким же спросом, как сейчас, в случае, если издатель решит сделать ее платной? Впрочем, пока «молодежка» вполне успешно существует и развивается. Общественно-политическая пресса в 2006 году бурлила. В первую очередь это бурление явно связано со сменой власти – как в области, так и в областном центре. Встав у руля, новые команды стали пытаться перестроить медиарынок под себя. Это процесс довольно привычный: любая более-менее вразумительная власть сразу пытается наладить контакты с прессой, дабы ее (власти) деятельность отражалась наиболее выгодным образом. Впрочем, и Фомин, и Мень явно были недовольны доставшимся им наследством («Рабочим краем» и «Ивановской газетой», соответственно). В связи с чем последовала сначала смена руководства в этих газетах, а затем смена формата у «ИГ» и редизайн «РК».. Новая верстка, безусловно, украсила обе газеты. Что же касается содержания, то здесь, чтобы не ударяться во вкусовщину, стоит отметить, пожалуй, кардинальную смену всей команды в «ИГ». Кадровый состав «Рабочего края» не претерпел столь серьезных изменений, что, соответственно, сказалось и на содержании газеты. Другой вопрос, насколько читатель каждого из этих изданий был готов к переменам. И та, и другая газета ориентируется на массового читателя, весьма консервативного и настороженно относящегося к любым новшествам. Второй серьезный момент – проблемы, возникшие у газеты «Иваново-Пресс». Сначала типография «Рабочего края» отказалась печатать издание, мотивируя это значительным долгом за уже оказанные услуги и отказом руководства «ИП» эти долги оплачивать. Затем ивановская мэрия через суд ликвидировала с улиц областного центра рекламные тумбы «Русского Манчестера», рекламного агентства, принадлежащего тем же лицам, что и «ИП». И наконец, в результате конфликта с «Роспечатью» «Иваново-Пресс» фактически исчезла и в киосках «Роспечати», и у частных распространителей. Не будем вдаваться в подробности и рассуждать на тему давления со стороны властей, но, так или иначе, на финансовом состоянии издания, тиражах и авторитете все эти перипетии явно сказались. И наконец, скандал, разделивший ивановское журналистское сообщество, - закрытие интернет-газеты «Курсив». О конфликте главного редактора «Курсива» с областными властями, обвинении в оскорблении президента РФ, отказе провайдеров размещать у себя опальное издание ивановские СМИ, в том числе и «Частник», писали неоднократно. Сайт «Курсива» перед Новым годом опять заработал, однако «показательная порка», надо думать, многих руководителей СМИ навела на соответствующие размышления. Выводы, которые будут сделаны в результате этих размышлений, проявятся в текущем году, если уже не проявились. Если продолжать разговор об обновлениях, то нельзя не похвалить и себя, любимых. С сентября 2006 года информационное приложение к «Частнику-Среде» стало выходить в новом формате. Был проведен редизайн, увеличилось количество полос. Нам новый формат нравится. Многим читателям, судя по отзывам, - тоже. И довольно об этом. Глянцевые дебюты Пожалуй, именно в этом сегменте произошли наиболее серьезные сдвиги. Если в начале 2006 года на этом поле «плясали» три «серьезных» и практически однотипных журнала – «Ивановский бизнес-журнал», «Директор» и «Корпорация», и один развлекательный – «НеCD», то уже буквально с февраля начали появляться новинки. В феврале появился журнал «1000 экз.», необычный как для Иванова, так и для российского рынка СМИ. Журнал претендует на статус аналитического издания, ориентированного на очень узкий круг местного истеблишмента (распространяется по именной рассылке тысяче VIP-персон, определенных редакцией, откуда, собственно, и пошло название журнала). Сейчас уже можно говорить об определенном успехе издания, так как при отсутствии господдержки или крупного спонсора (он же, как правило, и владелец) продержаться год на медиарынке достаточно сложно. Второй заметный дебют – журнал «Наша родина – Иваново-Вознесенск». Он также явно не рассчитан на широкую аудиторию: издание фактически претендует на заполнение вакуума на культурном и научном фронте. Заявленный как краеведческий, журнал аккумулирует материалы, зачастую написанные ранее «в стол», причем не только профессиональными журналистами, но и научными работниками. При всей спорности воплощения сама идея заслуживает, на наш взгляд, большого внимания, так как является попыткой «дать слово» местной интеллигенции. Поначалу журнал активно поддерживали областные власти (начиная со второго номера попечительский совет возглавил губернатор Михаил Мень), однако в последнее время появилась информация о серьезных финансовых затруднениях, испытываемых редакцией. Сможет ли издание пережить 2007 год, и какие метаморфозы его ожидают – покажет время. Еще одна заявка 2006 года – журнал «Город», издателем которого является одно из крупных агентств недвижимости. Издание заявлено как «журнал-каталог недвижимости», однако явно претендует на определенную роль в общественно-политическом сегменте. Пока вышел в свет только один номер, поэтому говорить о том, состоялось ли издание, нельзя. В 2006 году были попытки потеснить «НеCD»: в этом сегменте пробовали играть издания «Gold Face» и «Бомба» (последнее, как нетрудно догадаться, издавал одноименный клуб). Однако удержаться на рынке они не смогли. В 2007 году, видимо, стоит ожидать новых попыток освоить это поле. Мы идем своим путем Любопытно, что ивановский рынок прессы не отражает общероссийские тенденции. В большинстве регионов все более значительную роль начинают играть массовые и развлекательные издания, а в Иванове в этом сегменте наблюдается стагнация. В то же время явно перенасыщены ниши бизнес-изданий (три журнала, рассчитанных именно на бизнес-аудиторию – «Ивановский бизнес-журнал», «Директор» и «Корпорация», возможно, в эту же когорту войдет и «Город», две информационные газеты – «Частник-Среда» и «Профессионал») и общественно-политические издания (их тиражи в последние годы неуклонно снижаются). Новые издания предпочитают занимать свободные ниши и при этом ориентируются на относительно узкую и четко определенную аудиторию. Видимо, это связано с такой общей тенденцией, как снижение интереса потребителей к прессе как таковой. В «узкую» целевую аудиторию попасть проще. К тому же большинство «дебютантов» предпочитают не традиционное распространение, а рассылку (адресную или по почтовым ящикам), бесплатное распространение в офисных или торговых центрах или других местах скопления потенциальных читателей. Кстати, тем самым они поддерживают в этих читателях «любовь к халяве», то есть к получению бесплатной прессы. Покупка журналов и газет или подписка на них становится в Иванове все большей экзотикой. Надо отметить, что ряд ниш все равно остается не занятой региональными изданиями. Так, в Иванове отсутствуют местные «женские» журналы (попытка издания подобной прессы была предпринята еще в конце 90-х годов, но она закончилась неудачно). В то же время стабильно существуют «автомобильные» региональные издания. Возможно, в перспективе издатели и желающие вложить деньги в региональную прессу пойдут именно по этому пути. Нельзя не сказать еще об одном интересном моменте (хотя, строго говоря, он лежит несколько за рамками заявленной темы). За последний год в Иванове начали работу, как минимум, 2 федеральных информационных агентства: «REGNUM», проявлявший интерес к региону еще в конце 2005 года, и «Интерфакс», который фактически привел сюда Михаил Мень. В результате упоминания об Ивановской области стали значительно чаще мелькать в интернете. 2007-й год, скорее всего, запомнится как год очередного потока бесплатных агиток в почтовых ящиках и яростных баталий в прессе между партиями – претендентами на кресла в Госдуме. Но это надо просто пережить как явление природы. А потом вздохнуть, и с новыми силами и финансовыми возможностями продолжить развивать медиарынок.
22 Января 2007, 11:50 +84

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...