Прикроют ли несертифицированные лавочки?

Магазины розничной торговли (в том числе мелкооптовые) и предприятия общественного питания Ивановской области, не имеющие сертификата соответствия, с 1 января 2003 года подлежат закрытию. Эта угроза прозвучала в середине октября прошлого года на одном из заседаний областной администрации вместе с озабоченностью чиновников невыполнением плана сертификации: в сфере общепита на тот момент сертифицировали свои услуги 51% предприятий, розничной торговли продовольственными товарами – всего 3,2%.

Государственная торговая инспекция контролирует все торговые точки области на предмет соблюдения всех правил торговли и безопасности товаров. К ее руководителю, Елене Харитоновой, мы и обратились, чтобы узнать, что же все-таки будет с теми, кто работает без сертификатов.

- Елена Борисовна, закрывают ли такие предприятия?

- Нет. Будут ли, точно сказать не могу – у нас нет полномочий закрыть магазин или кафе из-за отсутствия сертификата. В соответствии с законодательством, госторгинспекция может установить сам факт его отсутствия, выдать предписание, наложить штраф на должностное лицо в размере от 40 до 50 МРОТ.

- А распоряжение губернатора и план проведения обязательной сертификации они выполняются?

- Федеральный закон вышел давно, в 1993-ем году, но сроки проведения сертификации на местах возложены на субъекты РФ. По распоряжению губернатора, до конца 2002 года предприятия должны начать процесс сертификации, то есть подать заявки.. Сама же процедура сертификации занимает больше двух месяцев. Я лично не вижу в отсутствии сертификата ничего ужасного. Мы контролируем соблюдение всех норм и правил торговли, поэтому, конечно, интересуемся, есть ли у предприятия сертификат или в какой стадии сертификации оно находится. По опыту могу сказать, что само по себе наличие сертификата не гарантирует оказание качественных услуг. Ни одно просертифицированное предприятие общественного питания (а их сертификация началась у нас еще в 1995-ом году) не может похвастаться отсутствием серьезных нарушений. А требования, являющиеся условием выдачи сертификата, легко обойти: например, есть норма, что заведующий производством в общественном питании должен иметь специальное образование, так во многих кафе вы просто не найдете этой должности…

- Получается, качество – целиком на совести предпринимателя?

- На совести, профессиональной грамотности, умении организовать работу. В общем, все приходит с опытом – владелец торговой точки или бара должен хотеть и уметь наладить обслуживание и контроль качества. Если этого нет, никакой сертификат не поможет – он говорит только о том, что услуга может быть оказана в том или ином объеме, а как она оказывается на самом деле, постоянно контролировать просто невозможно.

- То есть, вы хотите сказать, несовершенна сама система сертификации?

- Да. По сути, сертификационные требования – не что иное, как необходимость соблюдения противопожарных, санитарных норм, правил торговли и т.п. Повторю – контролирующие организации и так следят за этим. Нужно выстроить работу таким образом, чтобы действительно гарантировать качество услуг. Я не хочу сказать, что сертификация не нужна. Но услуга эта не бесплатная, то есть орган по сертификации заинтересован в своем доходе. Плюс проверяют предпринимателей те же органы, что выдают сертификат, согласовывая дату и время проверки. Проверки госторгинспекции более эффективны, так как неожиданны.

- Но ведь сама сертификация и контроль вроде как в последнее время разведены?

- Работают те же люди, разделение произошло только на бумаге. Отзывать ранее выданные сертификаты, видимо, невыгодно – во всяком случае, я таких случаев не припомню. Видимо, эту систему надо строить заново. Может, в виде какой-то учебы – учить людей работать, а кому с них спросить, всегда найдется…

Похоже, невыполнением плана по обязательной сертификации услуг магазинов розничной торговли и предприятий общественного питания обеспокоен один губернатор, и то потому, что не выполняется его собственное распоряжение. В прошлом году он даже пригрозил главам районных администраций, “не обеспечившим надлежащий контроль за проведением сертификации”, снять с должности через суд. Впрочем, сначала их доводы заслушают на заседании администрации области в первом квартале этого года. Это значит, что 1 января 2003 года все же не был «крайним» сроком.

Что касается собственно сертификации, претензий к ней всегда было предостаточно. Можно долго цитировать по этому поводу экспертов, которые предлагают оставить сертификацию для “мелкосерийных и технически сложных продуктов, таких как самолеты”, а ответственность за ненадлежащую безопасность производимого увеличить “с нынешних незначительных штрафов до уровня полного разорения бизнеса и уголовной ответственности”.

А еще не исключен вариант, что вскоре сертификацию и вовсе отменят. И самые нерасторопные предприниматели просто сэкономят время, нервы и деньги.

Елена Новгородова

13 Января 2003, 18:49 +111

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...