ПриПАРКоваться

Сейчас наступает новый этап развития парков – их возвращения к статусу зоны отдыха и даже культуры. Но возврата к старым схемам финансирования нет. А новые схемы проникают на заповедные территории с трудом. Почему это так и что может измениться в ближайшее время? Что имеем На сегодняшний день в Иванове пять действующих парков – парк «Харинка» (к нему же относятся городки аттракционов на улице Куконковых и площади Пушкина), парк им. Степанова, парк им. Революции 1905 года, детский и зоологический парки. Первые три являются парками в классическом понимании этого слова – зоной отдыха с большой территорией и профильными видами деятельности. У каждого из Ивановских парков своя «фишка». Парк 1905 года – третий по величине в Российской Федерации, во многих местах он представляет собой первозданный природный ландшафт, парк Степанова обладает уникальной акваторией реки Уводь – в форме правильного прямоугольника, где удобно проводить различные водные соревнования. Харинка – излюбленное место отдыха детей и родителей благодаря обилию аттракционов. Если сравнивать с соседними областными центрами, мы не в худшем положении, хотя в каждом случае парковое хозяйство имеет собственные региональные особенности. Во Владимире четыре парка, представляющие собой учреждения культуры с неплохим финансированием. В Ярославле – один профильный МУП, подразделения которого находятся в разных местах города. В свое время там была создана хорошая база аттракционов, что позволило парку впоследствии неплохо зарабатывать. В Костроме парк только один, и его территория поделена – часть принадлежит акционерному обществу, часть остается в муниципальной собственности. Впрочем, в какой-то мере альтернативой парку для костромичей и гостей города служит музей деревянного зодчества, где регулярно проводятся развлекательные мероприятия и можно погулять с семьей. О мечтах и действительности В старых советских фильмах счастье часто изображалось так: солнечный день, широкие парковые аллеи, карусели, мороженое, лодки на воде. И сейчас мы мечтаем о том, чтобы придти в парк, где к нашим услугам был бы целый спектр предложений – и еда, и напитки, и аттракционы, и прокат лодок, и катание на лошадях, и продажа какой-то радостной ерунды. Пока что-то похожее представляют собой только южные парки. Как отметила директор парка им. 1905 года Наталья Пыльчикова, это потому, что, приезжая на юг, люди уже настроены на то, чтобы тратить деньги. А в собственном городе такой готовности нет. А, кроме всего прочего, город уж очень контрастно поделен на тех, кто готов потратить большие деньги на отдых, но требует такого уровня услуг, которого парки пока не могут предложить, и тех, кто привык не тратить на это ничего. Так Наталье Евгеньевне часто жалуются пенсионеры – посетители «Веселого пятачка» (традиционного места сбора и танцев под гармонь в парке 1905 года). Во-первых, на то, что с них за вход в зал с аппаратурой и охраной берут по 10 рублей, а во-вторых, и далее – на низкую пенсию, развал в стране и прочее. Разнообразие услуг может обеспечить только привлечение бизнеса. Но вот в какой форме это должно быть сделано, и насколько выгодно сторонам будет такое сотрудничество? - Предприниматели исходят, прежде всего, из своих интересов, - говорит заведующий отделом культуры г. Иваново Сергей Фролов, - это логично. Но тогда – зачем это нужно парку? С этим мнением согласны и директора парков. - Очень часто люди, приходящие к нам со своими предложениями, говорят вещи, которые расходятся со здравым смыслом, - отмечает директор парка Харинка Людмила Кленова. – Например: я возьму у вас в аренду клочок земли под кафе и буду благоустраивать по десять метров в одну и в другую сторону… Но это несерьезно! Негативный опыт «взаимодействия» с бизнесом есть и у Натальи Пыльчиковой. Парком интересуются в основном такие предприниматели, с которыми никаких переговоров вести не хочется. - Даже выездная торговля, как правило, оставляет после себя проблемы и грязь, - говорит Наталья Пыльчикова, - нужен серьезный инвестор, который увидел бы за этим будущее, вложил деньги в развитую сеть предприятий общественного питания, в аттракционы, сферу развлечений. Но такого пока нет. Несвежие идеи Бизнес-идеи, которые можно было бы применить в парках, легко продуцировать в тиши кабинета (журналистского или любого другого). По факту же все новое – это хорошо забытое старое. Все уже когда-то пробовали и столкнулись с тем или иными трудностями. Самая востребованная услуга в парке – это пункты питания. Выпить кофе, покормить детей мороженым или десертами, съесть шашлык, глядя на качающиеся сосны за окном – соблазнительно, правда? Непреодолимым препятствием к развитию этого вида бизнеса в парках служат санитарные нормы, согласно которым для стационарной точки общественного питания необходимы вода и канализация. Этих условий нет ни в одном из ивановских парков. Как отметил Сергей Фролов, согласование проекта во всех инстанциях – настолько сложный процесс, что его необходимость сразу же отпугивает всех желающих. - Сейчас есть технологии, позволяющие сделать и водоснабжение, и канализацию автономными. Но согласования напоминают чуть ли не рэкет, - говорит Наталья Пыльчикова, - даже комиссии, приезжающие к нам, в парк, то есть в учреждения культуры, всегда находят, к чему придраться. Едут к нам мимо свалок, приезжают и спрашивают: почему у вас здесь бумажка валяется? Что же говорить о точках общественного питания. Выходом может служить выездная торговля. Поставить летом в парке несколько столиков с зонтами и продавать напитки и несложные блюда можно, просто заключив договор напрямую с парком и согласовав его с управлением культуры. И такая практика есть. Впрочем, этим летом правила для выездной торговли станут более жесткими. Отсутствие воды и канализации делает невозможным и существование общественных туалетов в парках. Парадоксально, но выгребные ямы считаются злом большим, чем отсутствие отхожих мест в принципе. В продолжение пикантной темы можно сказать, что и идея установки биотуалетов до сих пор терпела крах. Потому, что ивановцы и гости города таки не могут пройти мимо синей кабинки равнодушно. По утру их находят перевернутыми, с равномерно распределенным по стенам содержимым. Были и анекдотичные кражи биотуалетов. Единственное, что могут себе позволить власти в таких условиях – это вывоз кабинок на массовые мероприятия при наличии охраны. Частными могут быть и аттракционы. - В принципе людям все равно, чей аттракцион стоит в парке, - считает Наталья Пыльчикова. Именно хорошая база аттракционов, по словам Сергея Фролова, позволила парку Харинка в прошлом году заработать порядка 2,8 млн рублей, что в два раза превысило бюджетное финансирование (чтобы поддержать и сберечь эту базу директор парка Людмила Кленова уже шесть лет не может уйти в отпуск и чувствует себя очень уставшей, находясь в зоне отдыха). Но и минусов здесь немало. Во-первых, сложно что-то строить, если земля не передается в аренду на длительный срок. Но и бездумно выделять землю администрация города не намерена. Во-вторых, одной из самых серьезных проблем парков остается отсутствие охраны. Аттракционы разбросаны по территории парка и как следует огородить их – не реально. - Мы и рады были бы приобрести, например, «Осьминог», который привозят в городок аттракционов на Кокуй, хотя он и стоит 15 млн рублей, - говорит Людмила Кленова, - но ведь его разберут! А если, не дай Бог, аттракцион с иллюминацией, от лампочек тоже ничего не останется. Так что окупить его будет трудно. В привозных городках действует эффект новизны, если аттракцион будет работать постоянно, спрос снизится. Необходимость усиленной охраны мешает и восстановлению танцплощадок. Хотя, как считает, Сергей Фролов, потенциально такой экзотический клуб с танцами на свежем воздухе может вызвать интерес, за реализацию подобного проекта никто не берется из-за высоких затрат и ярко выраженной сезонности бизнеса. Против возрождения танцплощадок выступают порой и жители. Так в домах у парка им. Степанова раньше жила молодежь, которой соседство с танц-площадкой было в радость. Сейчас же там обитают взрослые семьи. С «малыми формами» развлечений парки справляются и сами – лыжи, санки, веломобили, лодки и катамараны на прокат в парках есть. Есть и лошади, на которых можно покататься. По мнению Сергея Фролова – это как раз правильно, лошадям в центре города не место. Парки традиционно являются местом «пикников», которые устраивают горожане по праздникам и просто по выходным. Но «свежая» идея предоставлять под пикники оборудованные места с дровами и всем необходимым, тоже уже была опробована, и, как отметил Сергей Фролов, потерпела фиаско. Люди привыкли сами решать, где им остановиться, а уследить за всеми на огромной территории парка не представляется возможным. В прошлом году пресса приморских городов и центральные СМИ носились с идеей аренды пляжей. Даже на Юге окупаемость этого проекта – вещь сомнительная. В Иванове от бизнеса не поступало ни одного предложения такого рода. - Вы сами видели, каким было предыдущее лето, - сказал Сергей Фролов, - чтобы люди были готовы заплатить деньги за вход на пляж, нужно действительно предоставить им определенные удобства – чистый берег, лежаки, зонты, раздевалки, туалеты и так далее. Как вы понимаете окупить эти затраты за две недели настоящего лета довольно трудно. Еще из «подсмотренных» идей: в туристических центрах и на курортах практикуется такая услуга, как сказочные постановки на свежем воздухе. Идут детишки по лесу, там баба Яга притаилась, там Леший, там Аленушка с Иванушкой. В общем – на «неведомых дорожках следы невиданных зверей». Затраты стремятся к нулю, театральные костюмы умещаются в чемодан. Как выяснилось с предложениями организации сказочных постановок, экологических троп, открытых уроков и т.д. уже выступал парк 1905 года, который по своим характеристикам годится даже для природотерапии и прочих подобных вещей. Есть даже такое предложение для туристов, как «ночь в цыганском таборе». Цыгане, кибитки, гитара, костры – все к вашим услугам. Пока не идет! Впрочем, существуют и реальные, обсуждаемые предложения. Так у одного из инвесторов было намерение построить в парке Степанова лыжную трассу с подъемником. Возможно, это дело будущего. Что уже опробовано и практикуется, так это использование парков в качестве площадок для рекламных акций с одной стороны и привлечения компаний в качестве спонсоров – с другой стороны. «Цветущие шары», «САН-Интербрю», «Лимпопо», «Святорус» - это спонсоры развлекательных мероприятий со стажем. В парках были бы рады проявлению социальной ответственности бизнеса. Нужна помощь в благоустройстве, никто не откажется от нового аттракциона. Но особо на это никто не надеется. Немного оптимизма К радости Сергея Фролова в этом году парки переведены на бюджетную систему финансирования. А это значит, что деньги на зарплату и коммунальные услуги будут выделяться из бюджета. Планируется, что финансирование составит 10 млн рублей. Для сравнения в прошлом году это было всего 3,5 млн. рублей. А значит, заработанные средства можно будет потратить на развитие паркового хозяйства. Марина Москалева
30 Января 2007, 14:24 +57

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...