Про образ бюджета

Для ивановских чиновников и депутатов самым насущным вопросом накануне Нового года станет принятие городского бюджета. Для предпринимателей тот же вопрос поворачивается по-другому – насколько больше с них будут брать – налогами, арендой, пошлинами. Традиционно в гордуме самую большую дискуссию между предпринимателями и думцами вызывает повышение арендной платы за нежилые помещения. В следующем году комитет по имуществу предлагает повысить арендную плату в 1,48 раза, за счет чего городской бюджет дополнительно получит 30 млн руб. По мнению одних депутатов, арендная плата повышается недостаточно. По мнению других, значительно. Так, по расчетам депутата и арендатора городских площадей Вадима Романовского, если в 2004 году за 400 кв. м. торговых площадей он заплатил 275 тыс. руб., то в 2005 году придется заплатить уже 410 тыс. руб.

Для каждого из предпринимателей повышение существенное. А по факту - доля арендной платы в городском бюджете составляет 5,6%, и при принятии бюджета на 2005 год проблемы возникнут по другим вопросам. Какие изменения имущественных отношений нас ожидают? Что делать с тем имуществом, которое остается в распоряжении муниципалитета? Возможно ли найти такие источники пополнения бюджета, которые до сих пор в Иванове не используются? Информацией по этим и другим вопросам с «Частником» поделился начальник финансово-казначейского управления г.Иванова Игорь Старкин.

О сомнениях

Отношения между органами государственной власти и местного самоуправления. Меняют два федеральных закона, принятых правительством. Федеральный закон №95 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления…». Сейчас, чтобы привести в соответствие с новыми законами юридическую конструкцию других документов, требуется внести изменения в 950 законов и подзаконных актов. В этом состоит организационная сложность. Есть сложности содержательные. Если сейчас межбюджетные отношения оформлены, то имущественные отношения обещают измениться очень сильно, и последствия спрогнозировать трудно.

Что смущает?

Федеральные законодатели описали исчерпывающий (закрытый) перечень собственности, которым могут владеть власти органы местного самоуправления или субъект федерации. Во-первых, это имущество, которое необходимо для выполнения госполномочий (здания, в которых находятся областные учреждения). Во-вторых, имущество, необходимое для решения вопросов местного значения (к примеру, обеспечение населения транспортными услугами). В-третьих, имущество, необходимое для обеспечения деятельности (от компьютеров до мебели в мэрии).

При этом муниципалитетам дается право создавать муниципальные предприятия, наделять их собственностью, создавать другие хозяйствующие субъекты – ООО, ЗАО, межмуниципальные хозяйствующие общества.

Эти изменения войдут в силу с 1 января 2006 года. Следующий год будет переходным – местным властям дается время на то, чтобы привести все свои законы в соответствие с федеральными. Однако почему список имущества должен быть закрытым – непонятно. Это отбивает всякую охоту у муниципалитета работать над увеличением бюджета и социально-экономическим развитием города. Возможно, что законодатели пойдут на то, чтобы сделать список открытым, так как это было раньше – сейчас идет обсуждение этого вопроса.

О смене форм собственности

До сих пор органы местного самоуправления имели право создавать муниципальные унитарные предприятия, которые содержались по смете доходов и расходов, и которые должны были реализовать продукцию по цене ниже рыночной. Практика показала, что работают МУПы неэффективно. У них нет стимулов зарабатывать деньги, они не заботятся о качестве и объеме предоставляемых услуг. И занимаются не работой с населением, а обеспечением доступа к бюджетным деньгам. Обеспечивать цены ниже рыночных они тоже не могут, потому что в этом случае муниципалитет обязан компенсировать им издержки, а таких возможностей нет не только у Иванова, но и у многих других муниципальных образований.

Федеральные законодатели МУПы как форму собственности ликвидируют. Какие организационно-правовые формы придут им на смену?

Новая идея законодателей – создание специализированных муниципальных учреждений, у которых будет больше прав по распоряжению имуществом. Вводится еще одно новое понятие – концессия. Особенность распоряжения имуществом в данном случае в том, что форма собственности при переходе от одного владельца к другому не меняется, то есть никакого отчуждения не происходит. На самом деле в России концессия уже существует, но до сих пор она была ограничена правами на интеллектуальную собственность. Федеральные законодатели предлагают распространить концессию и на имущество. Согласно новым законам, муниципалитет сможет заключать шесть типов концессионных договоров (договор на предоставление услуг, договор аренды, договор подряда). Так договор подряда предполагает несколько форм взаимодействия между коммерсантами и властью: строительство – эксплуатация построенного здания – последующая передача в муниципальную собственность, строительство – передача в собственность – заключение договора на эксплуатацию, строительство – ввод – передача в муниципальную собственность. По мнению И.Старкина, для хозяйственных отношений России концессия является очень перспективной формой.

О собственности

Что делать с тем имуществом, которое остается в собственности муниципалитета?

Имущество должно быть приватизировано - до 1 января 2009 года, либо перепрофилировано – до 1 января 2006 года, либо передано органу государственной власти.

Пока существующий федеральный закон «О приватизации...» разрешает лишь один способ приватизации – преобразование МУПа в ОАО и продажу акций. Но возникает вопрос, почему возможен только этот способ, если федеральный закон №131 говорит о том, что муниципалитет может выступать учредителем товариществ, акционерных обществ, межмуниципальных предприятий. Законодатели с этим согласились, поэтому федеральный закон «О приватизации...» будет меняться в любом случае. Как считает И.Старкин, сейчас разумнее не торопиться с продажей городской собственности.

Возможно ли сейчас приостановить процесс приватизации городского имущества? Этот вопрос заинтересует многих предпринимателей, однако ответить на него сейчас затруднительно.

Если имущество нужно сохранить в муниципальной собственности, можно поменять профиль его работы. К примеру, аптеку перепрофилировать в детский сад. Но для этого нужна городская программа изменения профиля того или иного имущества.

Безвозмездная передача имущества будет проходить по двум каналам: от государства – субъекту, от субъекту – муниципалитету, и от муниципалитета – субъекту, и от субъекта – государству. Этот этап сейчас вообще не урегулирован. Порядок передачи, регистрации прав собственности, порядок сохранности имущества в момент передачи еще только предстоит определить. Но «счетчик» уже включен, потому что к 1 января 2006 года имущество должно быть передано. В этом случае фактор времени выходит на первое место.

О бюджете

Исходных данных для формирования бюджета 2005 года в администрации г.Иванова пока нет, поэтому делать прогнозы чрезвычайно трудно. До принятия бюджета области еще несколько десятков законов надо принять. А без областного бюджета мэрия не может начать работу над городским. Хотя бюджетное послание губернатора есть, нормативы отчислений, методика компенсаций остаются прежними. То есть значительного увеличения налогового бремени на предпринимателей не предвидится.

До 1 декабря мэрия обязана предоставить проект бюджета в гордуму. Велика вероятность того, что этого не произойдет. Не исключена и такая возможность, что первые месяцы 2005 года Иваново проведет без бюджета. Это трудно, но не смертельно, опыт работы без бюджета в городе уже есть.

Зато совершенно определенно можно сказать, что если думой будет принято решение о выплате долгов учителям за книгоиздательскую продукцию, тогда работа городского хозяйства будет парализована.

О муниципальных займах

Как один из возможных источников пополнения городского бюджета Игорь Старкин назвал выпуск муниципального займа. Первый выпуск муниципальных займов в Иванове готовился в 1998 году. Юридических ограничений не было, предполагалось, что займ будет выпущен не для покрытия бюджетного дефицита, а целевым назначением, к примеру, для строительства спорткомплекса, очистных сооружений или жилых домов. Дело в том, что целевые займы инвесторы выкупают намного охотнее.

Были подготовлены документы, оплачен регистрационный сбор, однако Минфин не разрешил эмиссию. В то время выставлялись очень серьезные требования к состоятельности эмитентов, Ивановская область, которая была регионом высокодотационным, политически нестабильным, не смогла подтвердить свою состоятельность.

Сейчас благодаря изменениям в законодательстве упростилась регистрация муниципальных займов. Внушает оптимизм и тот факт, что на депозитных счетах у ивановцев лежит 4 млрд рублей – это два годовых бюджета города. И если жителям предложить новый инструмент сохранения и преумножения своих денег, они наверняка им воспользуются. Исходя из этих двух фактов в июле этого года в администрации г.Иванова началась работа над подготовкой к выпуску займа.

Однако возникает ряд сложностей. Для выпуска займа нужно получить международный рейтинг муниципального образования. Пока его имеют лишь Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Получение рейтинга – это очень дорогое удовольствие, к тому же зависящее от политической стабильности. Пока в администрации г.Иванова сомневаются относительно доверия населения муниципалитету как эмитенту, да и бюджет пока дефицитный. Поэтому вероятность получения высокого рейтинга невелика. Особенность нынешних заимствований в том, чтобы привлекать средства с помощью интернета можно хоть из Сургута, Тюмени, из-за рубежа – если у города высокий рейтинг. В целом у Иванова масса особенностей как у эмитента, которые пока не позволяют рассчитывать на муниципальные займы как на источник получения бюджета.

Как наполнить бюджет

Какие способы пополнения бюджета в Иванове используются недостаточно эффективно? С таким вопросом мы обратились к депутатам Ивановской гордумы.

Ольга Белолапова:

- Доходы от аренды помещений могли бы быть больше. За несколько лет доходы бюджета по этой статье увеличились с 12 млн руб. в год до 60 млн руб. Оставляют желать лучшего доходы от земли. Но как получить больше? У нас до сих пор нет четкого разграничения земли, находящейся в муниципальной и федеральной собственности, из-за этого не можем пускать ее в оборот. МУПы свою прибыль не показывают. Хотя директора получают немыслимые зарплаты, не перечисляя положенные 10% от прибыли в городской бюджет.

Извиль Салихов:

- Могу сказать, что бюджет за последние годы увеличился процентов на 40%. А чтобы наполнять бюджет, надо работать с областной администрацией. Все же отбирают. Получается, что Иваново кормит сельские районы.

Григорий Газарян:

- Ясно, что все наши проблемы из-за бедности. Откуда брать источники? Земля. От аукционов по выделению земельных участков под строительство мы получили в бюджет 50-70 тыс.руб. Это очень мало. Хотя всюду стоят краны, везде что-то строится. В чем причина, почему аукционы не проводятся? Ответа от мэрии нет.

Сергей Морозов:

- Мэрия не использует механизм муниципальных облигаций. Если бы их выпуск был организован, можно было бы обойтись без дорогих банковских кредитов.

Игорь Альпер:

- Не все зависит от депутатов. Главные поступления в бюджет зависят от того, как работает промышленность. Если промышленность и торговля работают хорошо, значит, и городской бюджет будет наполняться.

Галина Кузнецова

19 Октября 2004, 10:03 +237

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...