Продаем себя: роль внешности в трудоустройстве

Ситуация собеседования конфликтна изначально. Для соискателя - потому что надо конкурировать с другими. Для работодателя - потому что надо получить максимум пользы при минимуме издержек, потому что ожидания могут не совпасть с реальностью. Уменьшить стресс можно (и просто необходимо), подготовившись к собеседованию. Мы благодарим кадровое агентство "Метрополис" за предоставленную информацию о подготовке к собеседованию.

Жалкий внешний вид как повод для отказа в приеме на работу

Обычно квалификация соискателя оценивается по принципу "соответствует - не соответствует, а окончательное решение - брать или не брать на работу - больше зависит от личных впечатлений интервьюера, чем от оценки уровня квалификации.

Причем не только в России, которую мы привычно и часто незаслуженно ругаем. Так, американец Ф. Эндикот исследовал причины, по которым в США чаще всего отказывают претендентам на получение работы. На первом месте оказался "Жалкий внешний вид", на втором - "Манеры всезнайки", на третьем - "Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки". И только на двадцать девятом (!) - "Мало знаний по специальности".

Виды собеседований: лицом к лицу, телефоном к телефону

Существует множество разновидностей собеседований. Собеседование может быть телефонным и очным. Интервьюером может быть сотрудник кадрового агентства или работник кадровой службы компании. В собеседовании могут принимать участие несколько интервьюеров одновременно. Реже - несколько претендентов. Иногда собеседования проводятся в несколько этапов одним и тем же интервьюером. Иногда разными.

Если вы научитесь правильно себя вести на очном собеседовании с одним интервьюером, то и другие виды собеседований вы, скорее всего, преодолеете успешно.

Правила подготовки к собеседованию

Никогда нельзя заранее знать, какие вопросы, в каком порядке и как вам зададут на собеседовании. Но это не значит, что к ним нельзя подготовиться.

1. Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которую идете, и о возможной работе.

2. Имейте при себе резюме, а также копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих вашу квалификацию.

3. Будьте готовы назвать фамилии и телефоны рекомендующих вас лиц.

4. Точно узнайте месторасположение организации и рассчитайте время на дорогу, чтобы не опаздывать.

5. Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем и не нервничать, если собеседование затягивается.

6. Придерживайтесь в одежде делового стиля: оденьтесь красиво, но не кричаще.

7. Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьтесь отвечать на них.

8. Ответы на наиболее вероятные вопросы отработайте особенно тщательно. Отрепетируйте ответы.

9. Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.

10. Заготовьте вопросы, которые вы зададите сами. Для многих интервьюеров вопросы, которые вы задаете, не менее важны, чем ваши ответы.

Общение без мучения

Какие же вопросы вам зададут почти наверняка?

- Что вам нравилось на последней работе?

Для работодателя важна не только квалификация человека, не меньшее значение имеют желание делать именно эту работу (мотивация) и личные качества (насколько вы способны сработаться с руководителем и вписаться в коллектив). Поэтому в ответе, во-первых, нужно показать, что вам нравится дело, которым вы занимаетесь. Во-вторых, желательно сказать, что-то хорошее о компании, в которой вы работали (работаете). В-третьих, желательно обозначить свою способность устанавливать добрые отношения с людьми и заинтересованность в таких отношениях.

Подводный камень заключается в том, что вы должны быть готовы к провокационному вопросу интервьюера: "Если все так хорошо, то почему же вы ушли (готовы уйти)?" Это как раз тот случай, когда хороший ответ должен готовиться и репетироваться еще до прихода на собеседование, поэтому попробуем смоделировать ситуацию.

Допустим, вы менеджер по региональным продажам. На вопрос "Что нравится..." вы отвечаете: "В первую очередь, сам характер работы. Я люблю и умею продавать. Мне кажется, я в этом профессионал. Атмосфера в коллективе мне еще нравится. Сложились хорошие отношения с коллегами". Делаете паузу, следите за интервьюером. Он не удовлетворяется и спрашивает: "А что еще?" Вы добавляете: "За два года работы в компании я сумел добиться существенного роста продаж на своем участке. Я этим доволен". Интервьюер ставит вам ловушку: "Тогда почему же вы готовы уйти?" Ответ может быть, например, таким: "Я бы мог увеличить региональные продажи еще больше. Мои контакты с регионами это позволяют. Но производственные мощности ограничены. А других возможностей для роста в компании сейчас нет".

А теперь пример неудачного ответа: "Что нравится? Ну, как бы это получше сказать... Я сейчас подумаю... Да, когда я приходил, меня перспективы заинтересовали, производство должно было расти, мне это понравилось. И зарплата росла, пока можно было наращивать продажи. Ну, еще коллектив нормальный, каких-то дрязг и интриг нет".

- Что вам не нравится в вашей работе?

Ответ на этот вопрос должен хорошо корреспондироваться с вашим ответом на вопрос о причинах готовности переменить работу. Объяснения, по сути, должны быть одни и те же. Из того, что вам не нравится, должны вытекать причины перемены работы.

Для некоторых соискателей такой вопрос может оказаться ловушкой. Особенно, если интервьюер сумел расположить кандидата к себе, создать непринужденную и доверительную атмосферу общения.

"Простота хуже воровства". Иногда доверчивый соискатель начинает как на духу выкладывать все, что думает о компании. И бизнес, мол, плохо организован. И начальник скверный. И сотрудников не ценят. И коллектив склочный. И товар плохой, не имеет преимуществ. И ценовая политика неправильная. И так далее - полным букетом или по частям.

Критикуя компанию, в которой вы работали или работаете, нужно быть крайне осторожным и деликатным. Ни один работодатель не захочет оказаться на месте скверного начальника.

Другой встречающейся ошибкой является уход от ответа на такой вопрос. Во-первых, интервьюер почти наверняка решит, что у вас в голове что-то плохое про компанию (последствия описаны выше). И, во-вторых, необоснованный отказ кандидата отвечать на вопросы почти всегда работает против него.

Есть еще одна ошибка соискателей, которая встречается не так уж редко. Интервьюер задает вопрос, на который вы уже дали ответ. Например, называя причины перемены работы, вы уже фактически сказали о том, что вам не нравится. Но вместо того, чтобы повторить уже сказанное, кандидат говорит, что он уже ответил на этот вопрос, или вымучивает из себя что-то дополнительное. Вывод простой: если вам задают вопрос, в ответе на который вы должны повторить что-то ранее уже сказанное вами, не смущайтесь и повторяйте. Коротко и спокойно.

- Что вы считаете своими важнейшими достижениями?

- Даже если это не указывается в вопросе, говорить следует о профессиональных достижениях. Некоторых смущает необходимость говорить о своих достижениях, хвалить себя. Не смущайтесь, это вполне обычная для собеседования ситуация.

- Были ли у вас промахи или неудачи по работе?

- Этот вопрос относится к категории "закрытых" вопросов, на него можно ответить коротко: "Да, были". И спокойно держать паузу. Скорее всего, интервьюер попросит привести примеры. Они должны быть у вас заранее подготовлены. Не обязательно в качестве примеров давать свои самые большие промахи. Главное, чтобы, назвав свое упущение, вы могли показать, как вы сами его исправили и избавили компанию от неприятностей (или минимизировали их).

- Какие у вас есть вопросы?

- Нужно иметь в запасе хорошие вопросы. Нельзя, как это делают некоторые, сказать: "Спасибо, мне все ясно". Хорошие вопросы - это вопросы о задачах, которые нужно решить, о том, как сейчас ведется дело, какие, например, есть технические информационные и прочие ресурсы для успешного выполнения работы. Вопросы продолжительности рабочего дня, оплаты и различных льгот нужно стараться не обсуждать до тех пор, пока вам в явном или неявном виде не сделают предложение о работе.

Остается только опробовать эти советы на практике. А мы будем признательны, если вы сообщите в редакцию в том случае, если советы вам пригодились (а тем более, если не пригодились).

Галина Кузнецова

13 Октября 2003, 20:17 +42

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...