Продавцы воздуха

Об инициативе некоторых управляющих компаний города Иваново

В жилищно-коммунальной сфере областного центра опять начинается неразбериха. Не успели утихнуть волнения по поводу появления управляющих компаний-«клонов», как в феврале начались новые проблемы. Жители ряда домов в Иванове стали получать от управляющих компаний квитанции, в которых наряду с платежами за жилищные услуги (содержание и ремонт, вывоз мусора и т.п.), за водоснабжение и водоотведение, за горячую воду появилась строчка «Электроэнергия».

Надо отметить, что сегодня во всем областном центре жители многоквартирных домов получают отдельную квитанцию за электроэнергию, которую выставляет поставщик этого коммунального ресурса – ОАО «Энергосбыт». Осенью прошлого года ряд жителей на одной из встреч заявили руководству областного центра, что им было бы удобнее платить по одной квитанции, за все жилищные и коммунальные услуги. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», исполнителем коммунальных услуг должны являться управляющие компании.

Поэтому когда в конце января – начале февраля часть ивановцев получила «общую» квитанцию от своих управляющих компаний, они не обратили на это внимания. А поскольку большинство из нас привыкли оплачивать счета, которые нам выставляются, многие даже не стали разбираться, что же произошло и почему вдруг квитанция за жилищно-коммунальные услуги стала единой. А зря не стали. Потому что последствия перехода на единую квитанцию могут быть очень печальными. И вот почему.

 Как сообщили нам в ОАО «Энергосбыт», действительно, правила оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ № 307, предусматривают, что ресурсоснабжающая организация (в данном случае тот же «Энергосбыт») поставляет на платной основе коммунальный ресурс исполнителю коммунальных услуг (как правило, УК или ТСЖ), и уже этот исполнитель обеспечивает коммунальными благами собственников квартир и собирает с них плату за эти ресурсы. Схема вроде бы логичная и понятная, если бы не одно «но».

Дело в том, что эта схема должна быть оформлена юридически. «В договоре управления многоквартирным домом, который собственники квартир заключают с управляющей компанией, должно быть прописано, что управляющая компания выполняет расчеты за электроэнергию, поставленную жильцам, - поясняет генеральный директор ОАО «Энергосбыт» Андрей Митрофанов. – И второй важный момент: для того чтобы поставлять жителям электроэнергию, управляющая компания должна приобрести ее у ресурсоснабжающей организации, то есть в данном случае у нас. Об это должен быть заключен соответствующий договор, где были бы прописаны условия расчетов, стоимость, условия поставки и т.д. На данный момент у нас заключены договоры со многими управляющими компаниями, но там отсутствуют эти пункты. А с тремя УК - ОАО «Многофункциональное управляющее предприятие жилищного хозяйства №4», ОАО «Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства», ОАО «Многофункциональная управляющая компания» - у нас вообще не заключены договоры. Несмотря на то, что мы неоднократно направляли им проект договора на рассмотрение, руководство этих УК предпочитает игнорировать наши шаги».

Кстати, именно эти три управляющие компании и предлагают сейчас жителям оплачивать электроэнергию не напрямую, а через УК, становясь таким образом посредником между поставщиком коммунального ресурса и потребителем – жителями города Иваново.

По данным ОАО «Энергосбыт», подобные квитанции уже получили жители 80 домов, которые находятся под управлением ОАО «Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства» (ОАО МПЖХ).

Что же получается? Фактически на сегодняшний день управляющие компании предлагают жителям заплатить за товар – электроэнергию, которого у УК просто нет, они не приобретают ее у ОАО «Энергосбыт» и поэтому, согласно законодательству и простой житейской логике, не имеют права его продавать. Точно так же они не имеют права и производить расчеты.

Чем мы рискуем?

Но, может быть, удобство жителей при расчетах необходимо поставить на первое место и найти возможность работать по единой квитанции? Руководство ОАО «Энергосбыт» уверено, что подобная форма расчетов, когда жители платят за электроэнергию не напрямую ресурсоснабжающей организации, а через посредника – управляющую компанию, может привести к очень тяжелым последствиям.

Для самих энергетиков подобная схема чревата ростом долгов потребителей. Ведь «Энергосбыт» не может проконтролировать, куда пойдут деньги жителей. И эти опасения вовсе не гипотетические. В Иванове уже есть печальный пример того, как управляющие компании собирают деньги за коммунальные ресурсы. Уже упоминавшееся ОАО «Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства» в 2010 году производило расчет платежей и сбор средств за электроэнергию для трех (всего трех!) домов. Электроэнергия, в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами оказания коммунальных услуг, приобреталась у ОАО «Энергосбыт» по показаниям общедомовых счетчиков, а затем продавалась жителям.

Так вот, за 2010 год по этим трем домам ОАО «МПЖХ» задолжало «Энергосбыту» 900 тысяч рублей. Почти миллион – с трех домов. Каковы же будут долги по 80 домам, которые теперь управляющие компании хотят перевести на новую форму расчетов? Причем несмотря на то, что по этим долгам есть судебные решения и выданы исполнительные листы, управляющая компания не спешит возвращать деньги «Энергосбыту».

При этом надо понимать, что ОАО «Энергосбыт» берет электроэнергию не из воздуха. Для того чтобы в домах ивановцев был свет, «Энергосбыт» должен заплатить за необходимый объем электроэнергии своему оптовому поставщику (причем заплатить не как население, постфактум, а осуществить предоплату), кроме того, необходимо оплатить услуги ОАО «Ивгорэлектросеть» по передаче электроэнергии. «Если растут долги управляющих компаний, жителей или других потребителей перед нами, то мы не можем вовремя выполнить свои обязательства перед нашими партнерами, - говорит Андрей Митрофанов. – А поскольку в энергетике все сферы тесно взаимосвязаны, здесь выстраивается цела цепочка неплатежей, которые могут привести, например, к отключениям электроэнергии, если мы вовремя не заплатим «Ивгорэлектросети», а они не смогут вовремя провести ремонт сетей».

Второй неприятный момент – это потеря прозрачности расчетов. Он неприятен и для энергетиков (в том числе для сетевой компании «Ивгорэлектросеть»), и для администрации г. Иванова. При существующей сегодня схеме прямых расчетов можно «увидеть» каждого неплательщика, увидеть динамику его платежей, понять, злостный ли это должник или просто человек не успел вовремя оплатить квитанцию. Взаимодействуя между собой, «Энергосбыт» и «Ивгорэлектросеть» могут оперативно принимать решения, урегулировать спорные или проблемные вопросы. В случае появления посредника в виде управляющей компании могут возникнуть проблемы.

А больше всего рискуют жители, ведь если сегодня «Энергосбыт» видит каждого абонента и работает с конкретными неплательщиками, то в случае расчетов через управляющие компании должником будет не конкретный гражданин, а целый дом. «В случае неплатежей при расчете через управляющие компании в соответствии с действующим законодательством мы должны будем отключать не отдельного абонента, накопившего долги, а весь дом, - говорит Андрей Митрофанов. – Безусловно, это несправедливо: наша практика показывает, что большинство ивановцев являются исправными плательщиками. А здесь из-за одного недобросовестного гражданина будут страдать все. Но таковы правила, утвержденные федеральными властями, которые мы не можем нарушать».

Как уже упоминалось, есть опасения, что далеко не все деньги, заплаченные жителями за электроэнергию, дойдут до энергетиков. Долги, накопленные управляющими компаниями за последние пару лет, говорят сами за себя. Кроме того, есть и печальный опыт других регионов, где сначала применялась схема расчетов не напрямую, а через управляющие компании. С похожей ситуацией уже сталкивались некоторые москвичи – жители двух округов столицы. Городские власти провели неудачный «эксперимент»: платеж за электроэнергию включили в общую квитанцию по оплате услуг ЖКХ. И горожан заставили покупать электроэнергию не у гарантирующего поставщика, а у другой частной компании. Москвичей вынудили платить по единым квитанциям, отказываясь принимать платежи без графы «электроснабжение».

Однако после вмешательства Федеральной антимонопольной службы и проведения ряда судебных разбирательств новую схему платежей признали незаконной. Пострадавшими в этой ситуации остались простые горожане: не все средства москвичей, перечисленные по единым квитанциям, дошли до поставщика электроэнергии. В результате был произведен перерасчет, и большинство горожан остались должны гарантирующему поставщику.

Можно еще вспомнить, что в прошлом году на прямую форму расчетов с жителями перешла «Ивановская городская теплосбытовая компания» - в первую очередь из-за того, что УК накопили многомиллионные долги за тепло. При этом жители исправно платили за эту услугу.

 Что делать?

 Ежедневно в колл-центр ОАО «Энергосбыт» поступают десятки звонков.  Ивановцы обеспокоены появлением в квитанциях за коммунальные услуги дополнительной строчки – «электроэнергия». «Неужели нам придется платить за свет сразу по двум счетам, ведь привычные квитанции «Энергосбыта» никто не отменял», - переживают жители.

- Я привыкла к квитанциям от «Энергосбыта», - рассказывает жительница Иваново Тамара Ивановна Витте. - Каждый месяц я прихожу в центр обслуживания компании, чтобы оплатить счет за свет. Здесь могут помочь и ответить на вопросы по поводу энергоснабжения. Не хочу, чтобы что-то менялось. Не верю, что все эти нововведения приведут к чему-то хорошему.

«Пытаясь сменить схему платежей, управляющие компании просят жителей предоставить им данные индивидуальных счетчиков, - рассказывают в руководстве «Энергосбыта». – И делается это за нашей спиной, так как если бы УК запросили у нас эти данные, то при условии соблюдения законодательства о защите персональных данных мы бы предоставили им необходимые сведения».

Так что же делать ивановцам, которые получили две квитанции, чтобы не остаться без электроэнергии? В «Энергосбыте» предупреждают: поскольку компания продолжает вести расчеты с населением напрямую, к сведению будут приниматься только те платежи, которые произведены по квитанциям «Энергосбыта». Таким образом, у тех, кто поддался на аргументы УК, может образоваться задолженность, особенно в случае неперечисления УК этих средств энергетикам. «Мы бы рекомендовали жителям оплатить квитанцию «Энергосбыта», а из квитанции УК строчку «Электроэнергия» просто вычеркнуть, - говорят в «Энергосбыте». – А заодно направить запрос в прокуратуру о правомерности начисления управляющими компаниями жителям платы за электроэнергию при отсутствии договоров с поставщиком коммунальных ресурсов».

Действительно, два раза платить за одну и ту же услугу – это перебор. Управляющие компании, требуя с жителей деньги за электроэнергию, подчеркивают, что схема расчетов через УК предусмотрена Правилами оказания коммунальных услуг. Но в «Энергосбыте» напоминают, что эта схема будет законной только при наличии договора между «Энергосбытом» и УК. «Если же такого договора нет, то п.7 того же постановления Правительства РФ № 307 предусматривает возможность прямых расчетов поставщика коммунальных услуг с населением, так что мы ведем прямые расчеты с населением на абсолютно законных основаниях», - говорят юристы «Энергосбыта».

Учет и перерасчет

В ОАО «Энергосбыт» также сообщили о том, что проблему корректных начислений за электроснабжение мест общего пользования (МОП) удалось решить. Напомним, что прокуратура указала энергосбытовой компании на то, что за неплательщиков зачастую вынуждены платить добросовестные потребители.

«Мы обсудили с прокуратурой эту проблему и нашли адекватный выход из ситуации, - сообщил Андрей Митрофанов. – Уже в ноябре-декабре прошлого года сотрудники ОАО «Энергосбыт» совместно со специалистами ОАО «Ивгорэлектросеть» начали ездить по домам и списывать недостающие показания индивидуальных счетчиков. Кстати, в ходе таких рейдов обнаружилось, что некоторые общедомовые приборы учета дают некорректные показания. Сейчас «Ивгорэлектросеть» будет проводить их поверку, после чего жителям домов, где стояли такие ОДПУ, будет сделан перерасчет».

Уже в декабре-январе жители некоторых домов получили квитанции, в которых была указана сумма, меньше, чем «нащелкало» по индивидуальному счетчику. Это значит, что в доме были выявлены неплательщики, а тем, кто осенью был вынужден платить за них, сделали перерасчет. Таким образом, «Энергосбыт» постепенно наводит порядок в этом вопросе. «Мы надеемся, что эта проблема будет урегулирована, - говорит Андрей Митрофанов. – Но хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на все наши обращения, управляющие компании не хотят участвовать в выявлении неплательщиков. И мы опасаемся, что переход на схему расчетов через УК может привести к новому витку нарастания этой проблемы».

На правах рекламы

 

03 Марта 2011, 12:42 +236

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...