Прощание с оффшорами

С нового года в России, по сути, будут ликвидированы оффшоры - зоны так называемого налогового благоприятствования. Во всяком случае, именно эту цель преследуют изменения, внесенные федеральным законом №163-ФЗ в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, власти надеются избежать финансовых потерь (по оценкам Минфина, в 2002 году они составили 40 млрд. руб.) и пополнить бюджеты бывших оффшорами регионов (предположительно на 60 млрд. рублей). Ивановские предприятия, зарегистрированные в таких зонах, должны срочно принять решение, платить ли налоги на общих основаниях в экс-оффшорах или же перебираться "на родину". Льготы по налогу на прибыль и налогу на имуществу, принятые местными законодателями, могут стать серьезным аргументом в пользу возвращения и укрепления налоговой базы Ивановской области.

Согласно изменениям, постигшим вторую часть Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства России о налогах и сборах, с 1 января 2004 г. перестают действовать дополнительные льготы по налогу на прибыль, предоставляемые инвесторам законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Освобождены от уплаты налога на прибыль отраслевые и межотраслевые фонды, финансирующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (льгота распространяется на доходы, полученные в 2003 году).

По мнению специалистов, с ликвидацией этих льгот налоговых механизмов, стимулирующих предприятия к инновациям и инвестициям, практически не останется. А как показала практика, прямые налоговые стимулы к инвестициям действуют лучше, чем общее снижение налогового бремени. Другое дело, что механизм предоставления должен быть четким и общим для всех, а не адресным и обеспечивать равные условия для конкуренции. Кроме того, право на введение тех или иных налоговых льгот на своей территории должны иметь только регионы-доноры, а если регион является получателем трансфертов из федерального бюджета, то такие возможности должны быть жестко ограничены.

Некоторые указывают даже на то, что правительство, давая и отнимая льготы, преследует некие собственные цели, что не соответствует Конституции. Так что если компания, зарегистрированная в оффшоре, не боится привлечь к себе внимание, добро пожаловать в суд.

Мнение основывается на том, что правительство не представляет расчеты (что, например, в результате действия льготы возможно вот такое-то увеличение занятости, вот такое-то увеличение зарплат; в случае отмены льгот в бюджет придет столько-то и это, полученное, а затем распределенное бюджетом, - во столько-то раз больше, чем было до сих пор первом случае, потери благосостояния населения от отмены льгот на развитие бизнеса в полной мере компенсируются и будут существенно перекрыты прямыми дотациями и т.п.).

Также федеральным законом признается безнадежной и списывается в порядке, установленном правительством, задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г.

Не облагаемая налогом на доходы физических лиц сумма страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным работодателями в пользу своих работников, увеличивается с 2 тыс. до 5 тыс. рублей.

Устанавливается обязанность налоговых агентов уплачивать налог на добавленную стоимость одновременно с переводом денежных средств иностранным юридическим лицам, реализующим работы (услуги) на территории Российской Федерации, в целях избежания уклонения налоговых агентов от его уплаты.

Для справки

Налог на прибыль организаций - один из наиболее сложных для исчисления налогов. Он требует от предприятий и организаций еще и налогового учета, параллельного бухгалтерскому. Более того, 25 глава НК РФ довольно расплывчато регламентирует, какие затраты налогоплательщики могут списать на себестоимость, а какие нет. При этом, в отличие, скажем, от Германии, где существует аналогичный метод расчета налога на прибыль, в России не налоговый инспектор должен доказывать, что те или иные расходы были учтены в себестоимости продукции неправомерно, а наоборот, сам налогоплательщик вынужден доказывать правомерность своих затрат на производство.

Налоговые льготы, предоставлявшиеся регионами, не избавляли налогоплательщиков от трудоемкой работы по учету своих затрат в соответствии с Налоговым кодексом, однако позволяли уменьшить выплачиваемые с прибыли налоги почти в два раза. Дело в том, что еще 24 июля 2002 года Государственная дума приняла соответствующие поправки к Налоговому кодексу, в соответствии с которыми законодательные органы регионов могли понизить ставку налога с 24% до 12%. Правда, в отношении только тех средств, которые непосредственно зачислялись в региональные бюджеты. Теперь же эти поправки признаны утратившими силу.

Между тем, именно льготы по налогу на прибыль были теми самыми "внебюджетными" источниками, из которых большинство регионов финансировали свои целевые программы. "По сути, власти регионов таким образом перераспределяли бюджетные деньги, имея возможность не отчитываться по ним перед законодательными органами", - считают в Министерстве по налогам и сборам.

Елена НОВГОРОДОВА

22 Декабря 2003, 21:58 +47

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...