Птичка нащебетала

Минул уже год с тех пор, как Ивановскую область накрыла волна твиттеромании

Еще в мае прошлого года продвинутая интернет-общественность скептически смотрела на возможность массового появления в Твиттере российских чиновников. Однако уже спустя несколько недель «официоз» – вслед за Президентом РФ – повалил в Твиттер буквально гуртом. При этом в ряде реплик новый веб-инструментарий рассматривался чуть ли не как панацея от бюрократии, коррупции и традиционной «далекости» власти разнообразных уровней от народа.  С тех пор минул год. Самое время посмотреть, так ли уж обоснованны были эти восторги.

Применительно к Ивановской области активное распространение Твиттера в бюрократических массах имело некоторые отличительные нюансы. Скажем, глава региона Михаил Мень - в числе считанных своих коллег - завел аккаунт в Твиттере несколько раньше главы государства. И после этого, как шептались правительственные клерки, представителей исполнительной области в Твиттер рекомендательно «загоняли» с не меньшим энтузиазмом, чем в эпоху Петра I занимались бритьем бород. В итоге своим микроблогом обзавелся и самый завалящий, невидимый миру чиновник, что, сообразно логике управленцев видных, должно было ощутимо ускорить решение конкретных рабочих вопросов и наладить так называемую «обратную связь» с электоратом.

На протяжении последующего года  твит-аккаунты появились и практически у всех значимых властных и бизнес-структур – от управляющих компаний до налоговиков и уголовно-исполнительной системы региона. Правда, в случае с подобными структурами речь, как правило,  идет о составлении дежурного микроблога из заголовков соответствующих официальных сайтов.

Тест на тви-отзывчивость

В целом, повальный исход властей в Твиттер, сопровождаемый оптимистично-пафосными прогнозами, мог у иных граждан  вызвать скептическую улыбку, заставив говорить о построении очередных - на этот раз уже доподлинно виртуальных – потемкинских деревень. «Если раньше отсутствие подвижек в конкретных делах первые лица региона и областного центра прикрывали болтовней на разных заседаниях, то теперь они успешно маскируют это еще и болтовней в твиттере, - замечали скептики в кулуарных беседах. – Нарочитая демонстрация открытости и демократичности и открытость подлинная  - это разные вещи: жителей нашей страны история учила этому не раз…».

Однако по прошествии времени носители власти опровергают это мнение еще более убежденно, чем год назад.

«Я не рассматриваю Твиттер, как замену живому общению на встречах с людьми, прямых эфиров на радио и телевидении. Для меня это еще один ресурс для получения конкретной информации непосредственно от жителей нашего региона», - отмечает, в частности, глава региона Михаил Мень.

«В качестве механизма обратной связи Твиттер рассматривать можно и нужно. В том числе как канал для обращений или для сбора предложений, инициатив, - вторит главе исполнительной власти региона спикер Ивановской областной думы Сергей Пахомов - Если обращение адекватное и по существу - стараюсь помочь. Возможно, не всегда сразу же, но обязательно реагирую. Насколько работа по таким обращениям качественна – это уже следует спросить у представителей тви-сообщества…».

«Так получилось, что я - первый из всех руководителей города, кто начал работать с таким ресурсом, как Твиттер, - уточняет глава администрации г. Иваново Александр Кузьмичев. - Оказалось, что если правильно организовать работу, то какая-то острая проблема, как нарыв, оперативно снимается без каких-то бюрократических обременений. Хотя, конечно, встречаются всякие собеседники. Кому-то важно задать вопрос, а не услышать компетентный ответ… А что касается того, приводили ли к конкретным положительным результатам обращения граждан в мой аккаунт, то Твиттер как раз обеспечивает такую наглядность: каждый может прочитать вопросы и мои ответы. И, кстати, самостоятельно подсчитать их число. Хотя определенную статистику мы все-таки ведем. Так, количество моих сообщений в Твиттере за февраль – 632, в марте – 374, в апреле – 160, в мае – 431, в июне – 304. Анализ показывает, что наибольшая часть этих сообщений – ответы или разъяснения на конкретные обращения граждан. Полагаю, тви-сообщество со мной согласится».

Твиттер как оружие «среднего класса»

К сожалению, далеко не все граждане, обращавшиеся посредством Твиттера к чиновникам с какими-то проблемами, спешат поделиться своими впечатлениями от такого способа взаимодействия. Любопытно, что из имеющихся ответов можно заключить: результативность таких обращений в среднем ненамного превышает эффективность написания писем-жалоб первым лицам региона или, скажем, звонков  в дежурную часть губернатора. Даже если изначально некое «первое лицо» реагирует на обращение или жалобу граждан вполне адекватно, с должным энтузиазмом, процесс решения проблемы может затормозиться на нижестоящих уровнях. И чем ниже положение должностного лица, которому была «спущена» для решения данная проблема, тем выше вероятность и перманентность такого торможения. То есть все обстоит примерно так же, как и в случае с более традиционными способами «хождения к царю». Что ожидаемо и объяснимо: технологический инструментарий «общения высших и низших» меняется, но сущность системы остается той же. И это уже никак не вина Твиттера, который, напротив, имеет и одно важное преимущество: граждане могут видеть на страничке, например, того же губернатора, кому конкретно для решения он переслал «риплаем» их вопрос.

Тут надо сказать, что хотя аудитория Твиттера все же не столь многочисленна, как обитатели социальных сетей, в активном информировании властей о насущном она даст фору большинству ресурсов.  Показательный пример – реакция на призыв главы региона сообщать ему о работающих игорных клубах. Полученные твиты с конкретными «наводками» были затем направлены отдельным письмом за подписью губернатора в УВД. Более того, после этого по твитам ивановцев можно было проследить, насколько оперативно игорные клубы закрывают, и насколько быстро они открываются вновь. Об эффективности или о наглядности свидетельствует этот пример – вопрос иного порядка.

«Когда начинался отопительный сезон, чиновники браво мне рапортовали, что во всех домах появилось тепло, в тот же момент в Твиттере я спросил у ивановцев, насколько точна эта информация, - комментирует эту ситуацию Михаил Мень. - И мне очень оперативно прислали сообщения с указанием адресов, где тепло так и не дали.  Сейчас я много общаюсь в Твиттере с людьми по поводу ремонта дворовых территорий. Когда люди видят халтуру в выполнении строительных работ, они пишут твиты мне, я их пересылаю исполнителям, и они уже вынуждены на них реагировать. Почему вынуждены? Потому что даже если я сам не приеду на место проверить ход работ, то люди все равно проконтролируют это и еще раз напишут мне. Но тогда уже к исполнителям могут быть применены совсем другие санкции. Подобных примеров очень много…».

«Твиттер - это мода и расчет, - замечает председатель комитета Ивановской городской думы по экономической политике Роман Ефремов. -  В «тви» ты можешь отсечь лишнее и позволить себе роскошь читать то, что считаешь нужным. Вопросы же здесь решаются намного проще и оперативнее, несмотря на то что в Иванове уникальных аккаунтов, по разным оценкам, немногим более тысячи. Например, я сам несколько раз использовал «тви» как базу для поиска сотрудников. Два человека стали членами моей команды через «тви». Спасибо всем твиттерянам за это. «Тви» дает оперативность. И если чиновник неравнодушен, он решает вопросы, с которыми к нему обращают твиттеряне. Несколько улиц в Иванове мы включили в программу «Новые дороги городов России» для асфальтирования после заявок из «тви».
Но следует помнить, что твиттеряне – это все же весьма небольшой процент электората.  Некоторые аналитики называют их типичными представителями среднего класса. Хотя существование последнего в России по-прежнему не доказано (его наличие в  Ивановской области сомнительно тем более). Тем не менее за год местная тви-аудитория ощутимо выросла, чему способствовала и русификация Твиттера, проведенная в мае 2011 года, и постоянное упоминание Твиттера в традиционных СМИ – например, на радио FM-диапазона нет-нет да сошлются на твиты своих слушателей…

 «Протвиттерявшиеся»?

И напоследок – еще об одном популярном год назад тви-мифе, согласно которому чиновники теперь вместо работы занимаются исключительно  набором твитов на своих телефонах. На поверку неформально к ведению своих аккаунтов отнеслось не более 15% регионального чиновничества: у многих же и по сей день на страничке можно наблюдать лишь несколько сообщений-отписок. Во-вторых, и те официальные лица, которые используют твиттер по полной, в день обычно публикуют не более 10-20 твитов. В среднем набор 140 знаков, составляющих один твит, не превышает одной минуты. Следовательно, чиновники-твиттеряне тратят на заполнение своего аккаунта  не более получаса (включая предварительное обдумывание сообщений). Другой вопрос – сколько времени у них занимает чтение других страниц, новостных лент и проч.

Впрочем, если уж речь зашла о так называемых «бюрократах ленивых», то не было бы твиттера - были бы «косынки», «тетрис», «тысяча» и малевание чертиков в углах документов. Были, есть и будут, приходится признать…

 

Комментарии:

 

Михаил Мень, губернатор Ивановской области:

- Удобство Твиттера заключается в том, что поручения своим подчиненным я могу давать публично. И контролировать их исполнение буду не только я как руководитель, но и все сообщество социальной сети. Эта конструкция успешно работает, так как в Твиттере есть и мои заместители, и большинство глав муниципальных образований. Все это дает повод говорить, что это элемент электронного правительства. Не думаю, что сейчас Твиттер – это исключительно дань моде. Нет, это еще один канал получения информации и обратной связи, это новая технология, которая постепенно становится обычной в нашей жизни. Молодежь все меньше смотрит телевизор: она привыкла основную информацию получать через монитор компьютера или мобильного телефона. Мне нравится, что при этом они остаются социально активными, рассказывают о своих проблемах, делятся предложениями.

 Сергей Пахомов, председатель Ивановской областной Думы:

- В некоторых случаях Твиттер предоставляет возможность публично поставить задачу тому или иному чиновнику. Это накладывает дополнительную ответственность за решение вопроса. Причем накладывает как на исполнителя, так и на того, кто задачу поставил. Впрочем, если чиновник неэффективен, то никакой Твиттер не поможет.

Мода на Твиттер среди так называемых официальных лиц, на мой взгляд, уже сошла. Но многие, кто пришел сюда на этой волне, остались уже по другим соображением. Ведь эта социальная сеть действительно удобная, развивающаяся. Это часть сегодняшней жизни, с которой трудно не считаться.

 Александр Кузьмичев, глава администрации г. Иваново:

- Кроме Твиттера есть и другие каналы обращения жителей в администрацию – прием граждан, письменные обращения, электронная приемная и т.д. Это все закреплено на законодательном уровне. Поэтому Твиттер (а число пользователей им в удельном весе населения города Иванова все же пока не так велико) – это удобный коммуникативный ресурс резонансного звучания. Можно считать Твиттер модой, а можно расценивать как очень нужный и современный способ решения тех или иных проблем…

 

23 Июля 2011, 10:50 +197

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...