Путь «Шуйской водки»

На предельно насыщенном игроками современном рынке выделиться очень сложно. Полки магазинов ломятся от предложений, руководители компаний изучают настроения покупателей задолго до начала выпуска того или иного товара (чтобы тот не оказался ненужным).

Безусловно, фирмы больше не могут позволить себе производить дешевый, но некачественный продукт - в надежде, что его купят, попробуют, смирятся и придут еще. Не купят. Не придут.

Качество стало ведущим критерием, которым руководствуется потребитель при выборе. Теперь это - ключевое понятие для выживания предприятия на рынке.

Неудивительно, что с 1989 г. ежегодно во всем мире отмечается Всемирный день качества. 9-10 ноября проходят общественные и корпоративные мероприятия, цель которых – подчеркнуть значение высокого качества продукции и услуг для потребителя и производителя.

В России этот праздник только приживается. Его проводниками здесь выступают предприятия и фирмы, заботящиеся о качестве своих товаров.

Пожалуй, первым предприятием в Ивановской области, присоединившимся к этому празднику, стала «Шуйская водка».

В минувшую среду здесь прошел корпоративный праздник, посвященный Всемирному дню качества.

В торжествах приняли участие представители СЭС, управления Госторгинспекции, ФГУ «Ивановский ЦСМ», ООО «Ивановский ЦСиМ» и ИЦ «Качество».

В насыщенной программе мероприятия значились дегустация, подведение итогов конкурса на лучший девиз, ряд совещаний и др.

На наш взгляд, наиболее интересной частью праздника стала презентация, подготовленная директором по качеству «ШВ» Андреем Чижовым.

Он рассказал о том, как компания последовательно меняла свое понимание качества, и главное – о том, как она воплощала новые представления в жизнь.

Ведь, как заметил генеральный директор компании Сергей Виноградов, «качество продукции – это не самоцель, а инструмент построения эффективного предприятия».

Как выяснилось, к сегодняшнему пониманию необходимого уровня качества продукции менеджмент «ШВ» шел три года.

Теперь «качество» в восприятии сотрудников «Шуйской водки» включает в себя: соответствие стандартам (значит, «делать вещи правильно»), соответствие применению («делать нужные вещи»), соответствие стоимости («делать вещи эффективными» – снижать стоимость при улучшении качества), соответствие скрытым потребностям («правильно улавливать ожидания потребителей»), а также соответствие культуре (самый высокий уровень, которой совсем недавно появился в Европе – речь идет о соответствии экологии, социальным условиям и т.д.).

Но сначала надо было разобраться с самыми крупными проблемами (или со «слонами», как их называют специалисты компании). От этого зависело не только будущее развитие предприятия, но и выживание на рынке в тот конкретный момент.

К числу т.н. «слонов» были отнесены устаревшие технологии, низкое качество оформления, нестабильность физико-химических свойств продукции и т.п.

На этом этапе была поставлена система контроля: создан ОТК, организован статистический контроль на всех стадиях производства и сбыта продукции.

В результате «охоты на слонов», шуяне расширили свой ассортимент, начали по-новому оформлять его, снизили уровень дефектов, повлияли на присутствие альдегидов и сивушных масел и т.п.

Серьезное внимание стало уделяться сырью и оформлению продукции. Пришлось частично поменять поставщиков, побудить партнеров так же заботиться об уровне своих услуг и внедрять стандарты качества.

На следующем этапе менеджмент компании определился с направлением развития предприятия. Высший и средний менеджмент компании, производственный персонал (включая мастеров) прошли обучение по стандарту ИСО. На основе полученных знаний и было сформулировано то понимание качества, к которому «Шуйская водка» стала стремиться.

Затем наступил этап т.н. «операционной эффективности». Задуманное надо воплощать последовательно, шаг за шагом продвигаясь к поставленной задаче. «Успех лежит в каждодневной работе, в области тактического управления», - говорит А. Чижов.

Для этого было необходимо повысить качество информационных потоков внутри предприятия, а также принимаемых тактических решений, добиться лучших финансовых результатов и т.д., и т.п.

Этот этап был сложным и в психологическом плане – сотрудникам пришлось научиться определять ошибки в собственной работе. Но только так можно было бы эффективно бороться с проблемами, влияющими на качество продукции.

И хотя этот этап до сих пор не завершился, определенные итоги уже есть. Прежде всего, снизилось время простоя оборудования, уменьшилось число отказов оборудования, выросла производительность труда, увеличилась выручка и рентабельность.

Показательный факт: всего за год, по данным А. Чижова, стоимость компании (ее материальных активов) выросла почти на 10%. При том что объемы продаж даже несколько сократились, а основная модернизация (приобретение нового, дорогостоящего оборудования) завершилась в прошлом году. Значит, причины роста стоимости компании следует искать в результатах работы по улучшению качества.

В ближайших планах «Шуйской водки» - переход к следующим этапам построения т.н. «дома качества». Во-первых, это этап ориентации на рынок (когда компания должна серьезно анализировать предпочтения потребителей и «взаимодействовать» со своими конкурентами).

И, наконец, завершающий этап – «Достижение баланса интересов заинтересованных сторон».

«Мы собираемся достичь устойчивого роста, высоких конкурентоспособности, удовлетворенности и лояльности потребителей, увеличения доли рынка и расширения сферы охвата. Это - пять «звездочек», которые важны для компании», - уверен А. Чижов.

«Мы встали на тропу создания совершенного бизнеса», - говорят шуяне. Путь этот неблизкий, но если им удастся пройти его до конца, не сворачивая на тупиковые тропинки, то в России появится новый пример компании, умеющей «правильно» зарабатывать на качестве. Пока же таких предприятий, к сожалению, – единицы.

Андрей Воронин

16 Ноября 2004, 10:48 +83

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...