Рабочий «Автоагрегат»

Кинешемский «Автоагрегат» известен далеко за пределами Ивановской области. Его продукцией пользуются (не подозревая об этом) многие россияне, европейцы и американцы.

Завод специализируется на выпуске автомобильных узлов и комплектующих. Долгое время 80% продукции «Автоагрегата» покупал АЗЛК («Москвич»).

Сейчас кинешемцы поставляют свою продукцию на все крупные российские автозаводы. В Европу и Америку, начиная с 2003 г., отправляются до 7 млн. поршней, изготовленных в Кинешме, на сумму 150 млн. руб.. «Автоагрегат» - официальный поставщик «Форд Мотор Компани», совместных предприятий «Фиат»-ГАЗ и General Motors–“АвтоВАЗ», партнер российского предприятия, созданного при участии «Рено».

Потенциал для развития у завода немалый. Здесь есть, практически, все виды производств: начиная с литейного, заканчивая механообрабатывающим и сборочным. Только в прошлом году кинешемцы потратили около 18 млн. руб. собственных средств и 22 млн. руб. заемных на реконструкцию и техперевооружение.

«Частник» внимательно следит за проектами, которые реализует «Автоагрегат»: это и открытие представительства «Форд Мотор Компани», и создание совместного российско-немецкого предприятия «Новый Натурформ» по выпуску обивки для машин из отходов льнопроизводства.

В последнее время, название «Автоагрегата» упоминается и в другом контексте. В начале 2003 года завод продал принадлежащие ему акции Кинешемского речного порта. За солидный пакет акций самого «Автоагрегата» спорят территориальное агентство Минимущества РФ и областной комитет по госимуществу.

Последние события вокруг крупнейшего автомобилестроительного предприятия области «Частнику» прокомментировал его генеральный директор Валерий Смышляев. Он также поделился своими соображениями по поводу экономической ситуации в промышленности области.

- Валерий Ардальонович, в 1999 году «Независимая газета» писала: «На фоне общей стагнации экономики Ивановской области, ОАО «Автоагрегат» считается одним из хорошо работающих предприятий, которое, в принципе, может стать локомотивом при выводе региона из кризиса». «Стагнация» продолжается до сих пор. Претендует ли «Автоагрегат» по-прежнему на роль «локомотива»?

- Когда печаталась статья - работал «Москвич». Все рассчитывали, что он будет увеличивать объемы производства. Вышло иначе. Безусловно, если бы сохранились прежние заказы, то наши объемы уже бы выросли вдвое. И в рейтингах по реализации продукции мы шли бы за «Шуйскими ситцами» (т.е. занимали бы 3-е место в области– А.В.). Но в 2000 г. «Москвич» фактически прекратил свое существование. Последующие годы были для нас самыми тяжелыми. Прорыв наметился только сейчас. В этом году планируем на 30-40% увеличить объемы производства и продаж. Через два-три года рассчитываем удвоить наши объемы.

- За счет чего?

- Мы опираемся не только на собственные силы, но и на партнеров: «Российские автокомпоненты», которые входят в группу Trinity и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Мы уже подготовили проект инвестиционного соглашения. Средства пойдут на развитие экспортно-ориентированного производства. Будем развивать сотрудничество с GM-«АвтоВАЗ», собственное СП «Новый Натурформ» и т.д.

- Как продвигается создание при «Автоагрегате» представительства «Форд Мотор Компани»?

- Пока приостановлено. «Форд» закрыл в России все свои офисы, кроме Нижнего Новгорода и Самары. По-моему, они заняли не совсем правильную позицию на российском рынке. Ищут поставщиков для программы «25 тыс. автомобилей». Это – не те масштабы, которые нам нужны, слишком маленькие. Но мы продолжаем работать с «Фордом». Они нас ценят за качество, точнее, за наш сертификат - QS. Это уже высший пилотаж! Поршни такого уровня в России выпускаем только мы. А в целом, вся продукция завода сертифицирована по международной системе ISO-9000. Вы удивитесь, но у нас нет ОТК. Контроль за качеством полностью лежит на рабочих, мастерах.

- Какова сейчас структура собственности на «Автоагрегате»?

- До подписания инвестиционного соглашения мы остаемся, практически, предприятием со смешанной формой собственности. Контрольным пакетом акций владеет ЗАО «Союз работников «Автоагрегата»», в который входит порядка полутора тыс. человек. 6,5% владеет администрация Ивановской области и 18,5% - Комитет по управлению госимуществом (КУГИ) Ивановской области.

- Они тоже будут подписывать соглашение?

- Да, соглашение заключается между «Автоагрегатом», администрацией Ивановской области, ЕБРР и «Российскими автокомпонентами». В прошлом году собрание акционеров ЗАО «Союз работников Автоагрегат» приняло решение об одобрении сделки по продаже всего принадлежащего ему пакета акции ОАО «Автоагрегат».

- Что за спор идет между территориальным агентством Минимущества и областным КУГИ? Почему федералы сцепились с областью за пакет акций «Автоагрегата»?

- Никто не отрицает, что 18,5% акций предприятия находится в госсобственности. Вопрос в чьей: федеральной или областной? Тут довольно запутанная история. Федералы в 1993 г. уже отказались от этого пакета - когда вышел указ Президента РФ о передаче части акций АО «Автоагрегата» не менее 25% в АО «Москвич» (эта часть и принадлежала федералам).

К моменту выхода этого указа, мы сделали уже новую эмиссию своих акций, провели переоценку. Указ в части первой эмиссии - мы исполнили. А все остальное – пакет от второй эмиссии, от переоценки, он завис, как бы, в воздухе. Есть решение Малого Совета области от 10.06.92 №27, а также решение того Совета от 30.09.93 №228, где наш завод закреплен в государственной собственности субъекта. Эти решения соответствуют действующему законодательству и не отменены в установленном порядке.

Нам выгодно, чтобы акции остались в собственности области. Потому что наши будущие инвесторы - ЕБРР и «Росавтокомпоненты» – хотят иметь 75% акций +одну. Мы продадим свои акции, область продаст и у нас получится хорошее инвестиционное соглашение. Кроме того, мы будем иметь четкие гарантии выполнения этого соглашения. Ведь нельзя забывать о социальной значимости нашего предприятия. Четверть кинешемцев, занятых в промышленности, работают у нас. Мы – одни из крупнейших налогоплательщиков.

- Зачем «Автоагрегат» недавно продал свою долю акций (25%) Кинешемского речного порта нижегородцам?

- Речь о продаже этого пакета шла давно. И у губернатора, когда здесь еще был Бабич, неоднократно проводились совещания. Рано или поздно мы все равно продали бы эти акции. Кстати, область ни одной акцией речного порта никогда не владела. По сути, это – имущество только АО. Как, когда и кому мы их продадим – наше частное дело. Реальных покупателей в итоге было всего двое: Нижегородский речной порт и ДРСУ «Северное» (им владеют ярославцы). Практически, мы выполнили пожелания руководства области и города. Ну и, безусловно, сказалось тяжелое финансовое положение. Что греха таить – объемы продаж тогда упали, автомобильная промышленность в декабре вообще стояла, январь был тяжелейшим. И 10 млн. нам очень не помешали. Причем продали мы акции, я считаю, удачно. Учитывая, что сам речной порт - ТО «Река» - свой пакет (19%) продал за 2 млн. руб. А мы 25 % за 10 млн.

- В области не нашлось покупателя, который мог бы приобрести эти акции?

- Нет, конечно. Ходят слухи, что нам предлагали больше, но мы отказались… Ничего подобного. Условия были равные и для нижегородцев, и для ярославцев. Только ярославцы предлагали 5 млн. сразу, а 5 млн. в рассрочку на полгода. Из Ивановской области никто ничего не предлагал.

- Выявленные незадолго до этой сделки кражи нефтепродуктов в порту связаны как-то с переделом там собственности?

- Абсолютно никак не связаны.

Честно скажу, если бы у нас финансовое положение было устойчивей, мы еще подержали бы этот пакет. Весной, с началом навигации, акции подорожают. Но… Энергетикам надо платить. Газовикам надо платить. Им всем нужна предоплата. Правда, сейчас мы нашли общий язык с энергетиками – они идут нам навстречу, учитывают морозную зиму, падение объемов продаж. Поэтому мы составили особый график оплаты текущего потребления, в течение месяца.

- На ФОРЭМ не планируете выходить?

- Планируем, но пока не проходим по мощности. Мы занимаемся этой проблемой. У нас на балансе даже есть линия 110 КВ.

- Отношения с энергетиками директора называют одной из самых серьезных проблем своих предприятий…

- А почему такие отношения сложились? Потому что тарифы – неподъемные. У нас стоимость одного кВт/ч выше, чем в Финляндии, США. С повышением тарифов, с отменой ночных расценок (наше предприятие работает в трехсменном режиме) мы стали платить за электроэнергию на 24,3% больше. Плюс сохраняется перекрестное субсидирование – недоплаты населения перекладываются на промышленность. Никто не понимает, что мы – то же самое население. Ведь люди работают у нас, а мы должны им зарплату платить. Из каких средств?

Впрочем, это проблема не одной Ивановской области, а всей России. И вопрос обостряется в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Предлагают ввести здесь мировые цены на энергоносители… Этого нельзя делать категорически. Среднегодовая температура в России составляет -5°С.

- В чем вы видите выход из кризиса, в котором находится наше машиностроение?

- Нужно решить два вопроса: налогообложение и инвестиционный климат.

Почему мы, имея серьезные проекты, продвигаем их медленными темпами? По многим причинам. Во-первых, предприятию нужен долгосрочный кредит с капитализацией процентов на условиях погашения основного долга и процентов за пользование средствами через полгода, после сдачи оборудования в эксплуатацию и начала выпуска продукции. Мы не можем взять банковский инвестиционный кредит на 5 лет без капитализации процентов. Нам предлагают только «короткие» кредиты и под большие проценты. Правда, область в последнее время помогает предприятиям – компенсирует часть процентов по кредитам. Мы уже этой помощью воспользовались. Но в целом, инвестиционный климат нуждается в улучшении.

С налогами полная неразбериха. Единого социального собрали столько, что теперь не знают, куда его девать - хотят вкладывать, инвестировать в какие-то фонды. НДС завышен. Большой вопрос по налогу на прибыль. Раньше мы направляли часть прибыли на развитие, и она не облагалась налогом. Теперь облагается. Предприятия перестают быть заинтересованными в развитии производства, вообще, в получении прибыли.

Что еще мешает? Очень много стало чиновников. Если купишь за тысячу долларов инструмент на Западе, то потратишь месяц, чтобы растаможить его. Все процедуры, связанные с импортно-экспортными операциями, надо упрощать однозначно.

А что касается автомобилестроения, то без интеграции в мировое сообщество нам не обойтись. По уровню технологий мы безнадежно отстали. Надо создавать совместные предприятия аналогичные GM-”АвтоВАЗ».

- Вы – крупный промышленник, председатель совета директоров предприятий Кинешмы и Кинешемского района. Вас устраивает экономическая политика областной администрации?

- Нельзя делать ставку только на текстильную хлопкоперерабатывающую отрасль. Забыли обо льне. Кроме Пучежского района выращиванием и первичной переработкой льна никто серьезно в области не занимается. Могу привести такой пример, если в Европе в автомобильной промышленности в 1996 году использовалось до 2 тыс. тонн изделий внутреннего интерьера из льна, то к 2010 году объем потребления составит 110 тыс. тонн. Кроме того, экономика области не должна развиваться однобоко, необходимо внедрять наукоемкие технологии, т.к. у нас нет сырьевых ресурсов. А в традиционной для нас текстильной отрасли выживут холдинги, фабрики с сильным менеджментом. Почему, например «Шуйские ситцы» работают?

- Говорят, что Богаделин – хороший управленец, навел порядок со сбытом, занял свою нишу…

- Вот и всё. И надо помогать тем, кто что–то делает. У нас, например, много инвестиционных проектов: «Новый Натурформ», GM-«АвтоВАЗ», «Форд», квадрицикл… Никто в России, кроме нас, не выпускает квадрициклы. Более того, до июля прошлого года и стандарта такого не было. Во всех странах существовал, кроме нашей. В Испании можно без прав ездить на квадрициклах, начиная с 14 лет (он разгоняется до 45 км/ч, максимум). У нас права даются с 16 лет. За два года юноша уже мог бы получить навыки вождения. Смотрите, какой рынок пустует! Поэтому, мы хотим перенять опыт Испании. Там в школах на квадрициклах обучают детей - мы тоже отдадим несколько в нашу подшефную школу, пусть десятиклассники учатся.

- Ваша мечта осталась прежней? Хотите создать народный автомобиль?

- Это громко сказано. Моя мечта – наладить производство транспортных средств, которые были бы доступны всем, начиная от малоимущих слоев (инвалидов, подростков), и привлекали бы богатых людей.

Записал Андрей Воронин

03 Марта 2003, 19:43 +142

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...