Реформа ЖКХ – это попытка решить вопрос неумения управлять за счет граждан

В Ивановской городской думе депутаты, ученые и представители заинтересованной общественности в четверг, 10 апреля обсуждали как сделать так, чтобы жилье и услуги коммунальных служб отвечали хотя бы минимальным требованиям жителей. Называлось это всегда актуальное обсуждение «Реформа ЖКХ: Ивановский опыт». И хотя никто из присутствовавших так и не дал более-менее ясного определения реформы и не раскрыл ее сущности, и что печальнее всего, почти никто не спешил делиться опытом, а говорил прежде всего о проблемах. А проблемы у нас обсуждать любят, обсуждают эмоционально, с большим воодушевлением, хотя обычно и без видимых результатов.

Так и было бы и во время круглого стола по реформе ЖКХ в думе, потому как люди собрались другу друг знакомые и не в первый раз обсуждающие и разрушение жилого фонда, и тарифы на электроэнергию, и проблемы с недостатком денег. Но свежую струю в обсуждение ивановских проблем внесла московская гостья, юрист и преподаватель Академии народного хозяйства при правительстве России Ольга Савранская, она прокомментировала общую ситуацию с реформой ЖКХ в регионах и обозначила основные направления реформирования городского ЖКХ, над которыми нужно работать в Иванове.

Естественно, первой и главной проблемой была названа нехватка финансирования. По словам директора «Ивановской генерирующей компании» Александра Шехоткина, на помощь федеральных или областных властей рассчитывать не приходится, а увеличение температуры воды в батареях на один градус обходится для потребителей в 500 тысяч рублей. По мнению А.Шехоткина, деньги можно найти с помощью совершенствования структуры управления: «Горсвет», по его словам, регулярно оставляет город без освещения, и в то же время там не только сохраняют количество персонала, но и увеличивают зарплату.

Как директор энергокомпании А. Шехоткин выразил готовность выделить средства на то, чтобы поставить счетчики в школах и больницах. А директор МП ЖХ Владимир Шумков заявил, что готов бесплатно ставить счетчики для граждан, но, к сожалению, покупать счетчики они должны самостоятельно. Как уточнил заместитель главы городской администрации по жилищному хозяйству Игорь Гальченко, уже установлено три тысячи счетчиков, но в городе еще три тысячи домов, и без инвестиций реформу не провести.

Депутат гордумы Сергей Морозов объяснил собравшимся, почему денег нет и не будет. По его мнению, законодательство устроено таким образом, чтобы максимально увеличить количество препон для частного инвестора. Если инвестор экономически грамотный, он потребует результаты инвентаризации имущества и долгов. А ее никто не проводил.

Во-вторых, вся нормативная база складывается из двух частей – по жилищному хозяйству и энергоснабжению. Именно в нормативной базе по энергоснабжению, по мнению депутата, основа краха жилищной реформы.

Еще один момент, тормозящий реформу – законодательное несовершенство межбюджетных отношений. Из-за этого в прошлом году предприятия ЖКХ освоили в целом по России 3,5 млрд. руб. из федерального бюджета (эти средства пошли на выплату субсидий гражданам по оплате ЖКУ). Вместе с тем, на расходы по ЖКХ из федерального бюджета было выделено 153 млрд. руб. Несовершенство межбюджетных отношений привело к тому, что оставшиеся почти 150 млрд. остались невостребованными.

Кроме того, правительству невыгодно сейчас проводить реформу, потому что нет конкуренции в сфере ЖКХ, считает депутат Морозов.

Вторая проблема, которая обсуждалась во время круглого стола – тарифная политика, и прежде всего, непрозрачность формирования тарифов.

Как сказал начальник комитета по городскому хозяйству гордумы Извиль Салихов, думцы не получили ни одного ответа на неоднократные запросы, какова себестоимость квадратного метра жилья, кВт/ч., 1 кубометра воды. А, по данным С. Морозова, в тарифы энергетиков включены даже дивиденды по акциям, чего быть в принципе не должно.

По словам юриста Ольги Савранской, изучающей российский опыт реформирования ЖКХ, то, что называется реформой ЖКХ на самом деле попытка правительства решить вопрос неумения управлять за счет граждан. А для того, чтобы жилье и жилищно-коммунальные услуги действительно начали отвечать требованиям жителей, нужно, во-первых, переоснащение отрасли и, во-вторых, изменение организационной структуры ЖКХ.

Существующая централизованная схема энергообеспечения в многоукладной экономике неэффективна, она всегда будет высокозатратной. В качестве альтернативы сейчас стали выпускать системы автономного теплоснабжения домов, часто двойные (одна – на газе, вторая – на электричестве). Реальная стоимость таких систем – 25-30 тыс. руб., но их пока мало выпускается.

Изменение оргструктуры предприятий ЖКХ поможет понять принципы формирования тарифов. Сейчас ни депутат, ни гражданин, ни лицо, утверждающее тарифы, реально не видят, из чего они складываются. Хотя можно сказать, что в них входит оплата административного персонала (и число работников, как показывает практика, зачастую бывает завышенным), оплата перепродавцов, НДС (уплачиваемый несколько раз, хотя его можно было бы уплатить единожды, когда деньги выделяются из федерального бюджета). По подсчетам Академии, сейчас в ЖКХ реально теряется от 20 до 50% всех выделяемых на отрасль средств.

До тех пор, пока размещение муниципального заказа (к примеру, на ремонт крыш) будет проводиться МУПом (цель которого - именно прибыль), ситуация не изменится. По мнению юриста Академии, размещение заказов должно полностью зависеть от городской администрации (цель которой - удовлетворение социальных нужд).

Чтобы не было вопросов, почему кто-то должен платить, если услуги не того качества - жители должны знать, как расходуются их деньги, иметь гарантии получения услуг. То есть, если гражданин заплатит на столько-то рублей больше - в доме, например, должны отремонтировать лифт. А для этого должны быть прописаны гарантии получения услуг в Уставе города (этих гарантий пока в Иванове нет).

Кроме того, во время круглого стола все желающие смогли получить справочник, подготовленный партией «Яблоко» и содержащий инструкции по составлению исков, претензий, жалоб и других обращений, связанных с плохой работой ЖКХ. В справочнике подробно прослеживаются все этапы общения с властью собственника квартиры или квартиросъемщика, начиная от жалобы в ЖРЭУ по поводу состояния квартиры, подъезда, инженерных коммуникаций в подъезде и заканчивая жалобами губернатору и в прокуратуру и на неправомерное бездействие должностных лиц. Практическая ценность сборника в том, что четко расписан перечень работ, которые организации по обслуживанию жилищного фонда должны делать бесплатно, а за что они могут потребовать деньги. Так, к платным услугам относится смена разбитого оконного стекла, смена дверного замка, открытие двери (в случае потери ключей), смена сантехприборов на приборы другой модели и установка контрольных электросчетчиков в коммунальных квартирах (которые тоже приобретаются самими жильцами).

В заключение, Ольга Савранская сказала о том, что нужно сделать в Иванове для того, чтобы запустить механизм реформирования ЖКХ.

Нужно проанализировать нормативную базу города, касающуюся проблем взаимоотношения собственников жилья и тех, кто предоставляет услуги ЖКХ. При необходимости, разработать новые нормативные акты. Пересмотреть порядок взаимодействия городской администрации и думы. Провести диагностику системы управления в городе, под которой подразумевается анализ структуры городской администрации, регламентов работы исполнительной и законодательной власти, целесообразность тарифов.

Галина Кузнецова

14 Апреля 2003, 18:10 +84

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...