Родиться художником

Мария Кротова начала рисовать с самого детства. Просыпаясь в пять утра, девочка брала цветные карандаши и бумагу, чтобы не мешать семье досматривать сны. Так может происходить, в общем-то, в любой семье. Однако именно в этой сложно не стать художником. Мы уже писали про династию Кротовых, которая в ивановской культурной среде имеет немалое значение. Напомним лишь, что ее основатель - Александр Кириллович Кротов – талантливый живописец, чьи картины находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Его сын – Владимир Александрович - известен как краевед, автор живописной исторической реконструкции Иваново-Вознесенска и утонченных пейзажей. Супруга Владимира Ольга – художник по образованию и педагог, руководит детской изостудией при художественном музее, планирует более плотно заняться акварельной живописью. Дочь Владимира и Ольги – Маша – выпускница ИХУ и ВГИКа – стала первым героем нашей новой рубрики «Год молодежи». - Маша, скажи, у тебя, как у продолжателя династии, был шанс стать кем-то другим? - Вряд ли. Мне это было и не нужно. В детстве я занималась в изостудии при художественном музее, потом в художественной школе, и на момент решения вопроса о дальнейшей учебе я не представляла иного пути – поступила в художественное училище. После ИХУ поехали с подругой поступать в Мухинское училище в Питер, но не поступили. Видимо, мы не очень серьезно тогда к этому отнеслись. Я стала поступать во ВГИк и со второго раза поступила (в первый раз я так переволновалась, что на собеседовании не смогла вспомнить ни одного советского художника!). - Что тебе помогло в поступлении – удача, гены, уровень образования? - Слышала, во ВГИК невозможно поступить «просто так». Теперь я знаю, что для этого нужны хорошие навыки рисунка, живописи, причем классические. Обучение, конечно, имеет значение, и здесь немало зависит от преподавателей. Мне повезло – у меня преподавали такие мастера, как Константин Борисович Васильев, Андрей Игоревич Жестарев. Помогла уверенность: я хочу получить высшее образование и - в Москве. В Иванове получить классическое высшее художественное образование, в общем-то, негде, больше развито декоративное направление (батик, гобелен). Родители тоже были уверены во мне. Наверное, свою роль сыграла и наследственность – в институте оценили мою живопись, за что, думаю, должна благодарить гены своего деда. - Почему ты выбрала специальность «художник-постановщик мультипликационного фильма»? - Я хотела поступать на специальность «художник-постановщик игрового фильма». Но декан посмотрел на меня, хрупкую девушку, и сказал: «Ну, куда вам это? Это ж надо с рабочими ругаться, декорации таскать... Идите в мультипликацию». - То есть мечты создавать мультики не было? - Говорят, была. Я не помню, но мама рассказывает, что в третьем классе в сочинении на тему «кем я хочу быть» я написала – мультипликатором. У меня была склонность к иллюстрации, и анимация близка этому направлению. Только здесь картинка должна оживать. - В чем специфика мультипликации как вида искусства? - Не любой, сделанный художником, эскиз может ожить. Нужно хорошо продумать, что и где должно двигаться. Кроме того, кино – творчество коллективное, и здесь для художника могут быть сложности. Многие художники самодостаточны и не любят прислушиваться к чужому мнению, им трудно работать в команде, подстраиваться под режиссера и других участников процесса. Когда я делала дипломный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии», мне было непросто привыкнуть к режиссерскому решению, потому что я это представляла несколько иначе. Я перелопатила много книг по древнерусскому искусству. Хотя я не ожидала, что мои эскизы возьмут в таком объеме. - Почему ты выбрала такую непростую тему? - Мне хотелось поработать в древнерусской тематике. Я искала сюжет, читала былины, сказания. Но везде были большие сражения, а мне сложно это отобразить. Найдя «Сказание о Петре и Февронии», поняла – это то, что нужно. На дворе был 2001 год, и этот сюжет не был раскручен. И сейчас Святой Валентин гораздо больше известен нашим соотечественникам, хотя есть свои святые, которые покровительствуют влюбленным. Мне стала интересна эта история. - Какова судьба мультипликационного «Сказа о Петре и Февронии»? - Он есть у меня и моих друзей, которым понравился фильм. Будут ли его показывать по телевидению, я не знаю. Проект финансировался комитетом по кинематографии, и права на него в этом году принадлежат ВГИКу. Знаю, что «Сказ» отправляют на разные российские анимационные фестивали, например, в Суздале. Говорят, на посвященном семье православном фестивале в Москве, его признали лучшим мультфильмом. - Что ты думаешь о сегодняшней анимации? Что до нас доходит? - Тот, кто заинтересован в хорошей анимации, ищет ее сам. Сейчас многое можно найти в Интернете. Канал «Культура» показывает неплохие мультфильмы. Хорошие мультики - фестивальные – это, как правило, не коммерческие проекты, поэтому их не крутят по телевидению. Анимации отечественной делается много, но она не вся идет через центральные каналы. Впрочем, сейчас многие анимационные и кино-проекты заморожены. - Каковы возможности творческой реализации с твоим образованием? - Сейчас я не чувствую себя в Иванове уютно, востребовано. Одно время работала дистанционно на Москву - делала анимационную работу для православного телеканала «Глас», разрабатывала эскизы к межпрограммным заставкам. К сожалению, это было недолго. Я и сейчас согласилась бы на такую удаленную работу, но найти заказы в Москве стало еще сложней в связи с новыми экономическими обстоятельствами. Наверное, у меня было бы больше поле поиска, если бы я переквалифицировалась в компьютерного дизайнера – они сейчас востребованы. Но я «ручной» художник, я люблю ручную работу, знаю, что многое могу в этом направлении. Ручной графики сейчас мало, в основном – компьютерная. Может, компьютер – это проще, дешевле… - Как чувствуют себя художники в Иванове вообще, на твой взгляд? - В Иванове художников очень много, конкуренция велика. Хотя далеко не все после художественного училища и даже после ИГТА становятся художниками. Кто-то сейчас работает также дистанционно с Москвой. Это проблема всех небольших городов. Тот, кто достигает высокого уровня, зачастую уезжает в столицу – у нас не получишь тех денег, которые стоит твоя работа. - Если не будет возможности заниматься анимацией, в чем ты себя видишь? - Хочу заниматься иллюстрацией, работать с издательствами, иллюстрировать детские книги. Но работать не в стол, как сейчас, а чтобы эта работа приносила какие-то дивиденды. Пока делаю частные заказы, например, рисую генеалогические древа. Это красивый подарок на юбилей - живописная картина с элементами графики, использованием фотографий. Сейчас люди стали интересоваться своим происхождением и хотят, чтобы их история была оформлена красиво. Мне это тоже интересно. На работе может быть пейзаж той местности, откуда происходит род, могут быть гербы и т.д. - Ты бы хотела, чтобы твой сын стал художником? - Сложно сказать, очень уж много нас! Его отец - тоже художник, он работает в кино и рекламе. Сейчас у Вани проснулось желание рисовать. Конечно, он не миновал художественной студии, но в нем больше дизайнерских наклонностей. И пока он вообще хочет быть зубным врачом. Я не стану заставлять его продолжать дело фамилии, хотя избежать этой участи ему будет сложно. С другой стороны, мир меняется с такой скоростью, что неизвестно, каким он будет лет через 15. Пока сыну шесть лет, у него есть время для самоопределения. - Чувствуешь груз ответственности, который налагает известная фамилия? - Он не давит. Я никогда это специально не афишировала, жила сама по себе. Я чувствую себя свободным художником. Моя родная сестра, окончив ИХУ, сказала: «Я не стану художником, это не мое». Теперь она успешно учится в ИГЭУ на факультете PR и рекламы. У нее получилось свернуть с пути династии. Я же свою специальность уже не сменю.
28 Апреля 2009, 18:55 +139

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...