Рост бизнеса через развитие личности, или как подружиться с внутренним художником

Знаете, что самая сильная сторона человека состоит в возможности постоянно учиться? Нейропсихологи утверждают, что развитие нашего мозга не имеет границ. Другое дело, что ребенок учится, потому что хочет стать независимым, а для взрослых людей решающее значение имеет возможность чувствовать себя востребованным членом общества. Не менее важно получать удовольствие от самого процесса обучения. Учиться интенсивно и с удовольствием позволяют воркшопы, или творческие мастерские личностных изменений. О том, что такое воркшоп, чем он отличается от других форм обучения и какие возможности открывает, мы беседуем с психологом консалтингового центра «Выбор» Светланой Макарчевой.

– Светлана Анатольевна, в чем новизна воркшопа и что это слово означает?

– Воркшоп (от англ. workshop – мастерская) – это одна из активных форм обучения, аналогичная тренингам и деловым играм. То есть такие формы, которые дают возможность активизировать весь потенциал личности, пробудить его любознательность, задействовать эмоции. Взрослым людям неизбежно приходится в чем-то специализироваться. Со временем это приводит к невостребованности отдельных способностей, и они перестают играть свою роль в обеспечении внутреннего равновесия. А если нет участия какой-либо части системы, то в самой системе рано или поздно начинаются сбои. Поэтому рано или поздно всякий, кто заинтересован в профессиональном росте, приходит к мысли о необходимости восстановить внутреннюю гармонию. Это и стало причиной появления творческих мастерских.

– Кому может быть интересен воркшоп и в чем его отличие от других активных форм обучения?

- Начнем со второй части вопроса. Если сравнить воркшоп с тренингом, то можно увидеть два отличия. Под тренингом мы имеем в виду такой процесс обучения, где участники исследуют свое поведение и при необходимости моделируют новое. То есть его результатом тренинга в лучшем случае будет приобретение новых моделей поведения. Роль ведущего – это роль опытного наставника, который передает знания менее компетентным участникам. Конечно, сама по себе передача знаний не является чем-то принципиально консервативным, но в мире стремительно устаревающих знаний эта модель имеет определенные границы. Тренинги эффективны в строго определенных случаях, когда необходимо развитие определенных поведенческих навыков (социальных, профессиональных) в группе.

Для воркшопа приобретение новых поведенческих навыков - не самоцель. Его результатом воркшопа может быть новое отношение к себе и к миру, новые убеждения. А роль ведущего – это скорее роль союзника, своеобразного «катализатора» изменений в группе, вдохновляющего своим примером и способностью извлекать уроки наравне со всеми. В центре внимания так же, как на тренинге, самостоятельное интерактивное обучение и интенсивное групповое взаимодействие. И все же воркшоп – это в большей степени творчество и со-творчество участников, чем любая другая форма обучения.

Само понятие «мастерская» указывает на центральную часть этого изобретения: участники воркшопа становятся соавторами получаемого знания, они свободны в определении целей обучения и разделяют с ведущим ответственность за свой учебный процесс. Не секрет, что это именно то, что хотели бы получать руководители предприятий, организуя внутрифирменное обучение или отправляя своих сотрудников на учебу.

– Какие методы используются на воркшопах?

- Любые методы, позволяющие человеку открыть свои творческие способности: изобразительное искусство, различные дыхательные или телесно-ориентированные техники. Главное, что их объединяет и отличает от техник, основанных исключительно на словесном общении, заключается в том, что они используют свой особый«язык», присущий более ранним стадиям развития личности, чем речь.

Один из таких методов – групповая арт-терапия, новый способ обучения, основанный на использовании художественного творчества. Проблем, которые можно решить с ее помощью, множество, от нереализованности и утраты чувства собственной значимости до потери смысла жизни.

Вопрос в том, насколько арт-терапия способна соответствовать возросшим требованиям предприятий к обучению персонала.

- А что может получить руководитель, отправляющий своих подчиненных на арт-терапевтический воркшоп?

- Иными словами, зачем руководителю сотрудники, рисующие яркие, экспрессивные картины, если он не директор картинной галереи? Цель арт-терапии, конечно, не в том, чтобы создать шедевры живописи. Ее смысл в том, что человек начинает с бóльшим доверием и даже любопытством относиться к себе, по-новому оценивать свои возможности и свои ограничения, реальные или мнимые. Он получает доступ к собственным творческим ресурсам. Главная цель арт-терапии, выражаясь образно, встретиться и подружиться с собственным «внутренним художником», творцом самого себя. Прикладные же задачи многообразны. И они особенно ценны для тех руководителей, которым требуется не только максимальное использование человеческих ресурсов, но и их развитие. Словом, развитие бизнеса – через развитие личности. В числе этих прикладных задач могут быть любые актуальные задачи современного менеджмента: повышение профессиональной компетенции сотрудников, формирование команды, разрешение конфликтных ситуаций.

И арт-терапия, в особенности групповая, в решении этих задач может предложить совершенно уникальные подходы, основанные на особых, доступных только ей возможностях.

– Что это за особые возможности групповой арт-терапии?

– Пожалуй, самое главное – это та особая атмосфера, попав в которую, начинаешь ощущать некий внутренний резонанс с происходящим, свое соучастие в нем и соучастие среды – в тебе самом. Этот феномен получил в психологии название «фасилитирующей (облегчающей) среды». Процесс изменений в личности в такой атмосфере перестает восприниматься как насилие. Такие чувства могут иногда испытывать участники, отправленные на тренинг руководством в принудительном порядке. И дело здесь не столько в новых технологиях, которые действительно иногда грешат некоторой «механистичностью», сколько, может быть, в позиции самих тренеров или организаторов. В самом деле, когда тренеры заявляют, что не только научат сотрудников новым моделям поведения, но и готовы изменить их мотивацию в интересующую работодателя сторону, многие могут воспринимать это как вторжение в зону слишком интимную, к профессиональной сфере никакого отношения не имеющую. И это естественно. Такая «мотивация» граничит с манипуляцией. Отсюда и саботаж, и нелояльное поведение участников – явления не такие уж редкие на внутрифирменных тренингах. Велик соблазн в такой ситуации провести «параллели» и истолковать подобное поведение как возможный в будущем саботаж профессиональных обязанностей или нелояльность к руководству. Еще одно искушение: оценить, как наиболее перспективных, работников послушных, но безынициативных.

– Существуют ли какие-то особые требования к квалификации арт-терапевта?

– Начнем с формальных. Строго говоря, использовать в работе любые психотерапевтические методы, по российскому законодательству, имеют право только врачи, имеющие специализацию по психиатрии и сертификацию по психотерапии, имеется в виду – в рамках медицинской модели применения психотерапии, а также психологи с высшим профильным образованием – в рамках психологической модели, то есть для оказания психологической помощи, консультирования и обучения. За границей эти требования еще более строги, и к медикам, и к гуманитариям. Что касается последних, то в России, кроме требования к образованию, существует также Этический кодекс психолога, который для практического психолога должен быть так же свят, как Клятва Гиппократа – для врача.

Требования к компетентности ведущего арт-терапевтической мастерской имеют свои особенности. Важно не только отслеживать и понимать динамику развития группы, откликаясь на нее (а иногда задавая ее) предложением соответствующих упражнений, но и самому обладать развитыми творческими способностями. Правда, речь здесь идет больше о дизайне внутреннем, духовном, хотя и художественное образование тоже не оказывается лишним, оно только расширяет возможности.

Галина Кузнецова

07 Сентября 2004, 12:05 +47

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...