Руки Венеры Милосской

Евгения Кочеткова Архитектурный облик современного Иванова – смешанных кровей. Крестьянские избы, фабричные корпуса, дворянские усадьбы, хрестоматийные примеры советского конструктивизма – здесь соседствуют строения, которые никогда не встретились бы друг с другом на страницах учебника истории. Со временем зданиям, возраст которых подчас измеряется столетиями, требуется рука опытного мастера. Она может дать дому новую жизнь, а может отнять и эту – во всяком случае, в историческом смысле. В последнее время историки с сожалением констатируют: в Иванове есть серьезная проблема с некоторыми зданиями, которые имеют архитектурную ценность и находятся в частных руках. Используемые под магазины, офисные центры, парикмахерские и кафе, рано или поздно они начинают перестраиваться, причем зачастую теряют при этом свое историческое лицо. «Нередко доходит до того, что владельцы таких домов надстраивают третий этаж на изначально двухэтажных зданиях, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Кирилл Балдин. – Они пристраивают нелепые крылечки, полностью меняют фасад. Пример тому – дом на пересечении проспекта Ленина и улицы Боевиков». Здание, о котором говорит профессор Балдин, – это дом №2 по улице с самым неоднозначным в городе названием. Расширяя площади, владельцы здания XIX века надстраивают третий этаж и делают большую пристройку. Буквально на глазах старинные стены этого дома становятся просто основанием для нового объекта коммерческой недвижимости – со старым фундаментом и современной планировкой. «При желании можно привести не один такой пример», – добавляет ивановский краевед. В классическом стиле К счастью, есть в Иванове и другие истории – со своим архитектурным хэппи-эндом. Например, одно из офисных зданий в начале современного проспекта Ленина выгодно выбивается из нестройного ряда ивановской архитектурной эклектики. Двухэтажный особняк, который сейчас располагается по адресу Ленина, 2б, выстроен по канонам классицизма: на благородно симметричном фасаде нет ни одной лишней детали. Сегодня в этом доме завершается масштабная реконструкция исторического облика. Владельцы здания обновили его фасад, декорированный меж окон второго этажа изящными пилястрами, восстановили классические бело-желтые краски. Новая крыша покрыта металлической фальцевой кровлей: материал современный, а технология почти такая же, как в позапрошлом столетии. Водосточные трубы тоже практически не отличимы от тех, что можно увидеть на старинных фотографиях. Но все же главная гордость владельцев здания на Ленина, 2б, ивановских предпринимателей Владимира Дунского и Михаила Брюханова, – это чугунные литые решетки. В свое время решетки стали классическим элементов декора дворянской усадьбы, и большевики уже только поэтому первым делом избавлялись от них. На дореволюционных фотографиях у дома еще можно разглядеть «кружевное» чугунное крылечко с изящными колоннами, на снимках советской эпохи – уже нет. Скоро чугунный козырек крылечка поставят на две тонкие колонны: их тоже можно увидеть на старых черно-белых фотоснимках. Кстати, есть у совладельцев здания и еще одна задумка – установить рядом со своим зданием маленькую декоративную пушку. «У туристов появилось бы отличное место, чтобы пофотографироваться», – говорит Михаил Брюханов. Дом Ильинского По словам Брюханова, перед тем, как начать ремонт в историческом здании, пришлось не раз покопаться в архивах. Как оказалось, у нынешнего офисного центра – длинная, интересная судьба. Заказчик двухэтажного усадебного дома, построенного в первой половине XIX века, историками не установлен, но доподлинно известно, что в 1899 году дом принадлежал фабриканту Ивану Михайловичу Зубкову – представителю одной из главных «ситцевых» династий Иванова. Современники писали, что у Ивана Зубкова был удивительный художественный вкус. Тем не менее, ивановским краеведам недавно отремонтированное строение больше известно как дом Ильинского: это фамилия владельца посудного и книжного магазинов, который приобрел усадьбу у Зубкова на рубеже веков. «Ильинский был предпринимателем средней руки, как бы сейчас сказали, представителем среднего бизнеса», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент ИвГУ Александр Семененко. В 1901 году Федор Ильинский построил за домом одноэтажный склад, а в 1910 году – здание типографии, решенное в неоклассическом стиле. При своем книжном магазине он открыл небольшое издательство: издавал брошюры, календари, открытки, живописные виды дореволюционного Иваново-Вознесенска. На первом этаже усадебного дома со стороны нынешнего проспекта располагался торговый зал книжного магазина, за ним – подсобные помещения, а наверху жилые комнаты. Центростремительно Говорят, ценность объекта недвижимости определяется тремя факторами: местом расположения, местом расположения и местом расположения. С этой точки зрения дом Ильинского переоценить сложно. Это здание всегда находилось в престижном районе – по меркам любой эпохи. В XIX веке улица Георгиевская (до 1878 г. –Мельничная, сейчас – участок проспекта Ленина от площади Революции до почтамта) считалась торговой: именно здесь появились первые в городе отдельно стоящие магазины. Два века назад дом с пилястрами от главной, базарной площади города (она называлась Большая Торговая) отделял каменный корпус лавок. Рядом же находилась городская управа и Кресто-Воздвиженский храм, разрушенный в советские годы до основания. После революции дом Ильинского перешел к большевикам. В районе главной площади новая власть разместила свой административный центр, дом Ильинского также использовался для казенных нужд. Сейчас здесь тоже пересекаются две главные городские магистрали. «Сдать офисы в этом районе можно было бы вообще безо всякого ремонта, потому что более удобное место расположения и придумать сложно», – говорит Михаил Брюханов. Несмотря на то, что желающих снять офис в доме Ильинского хватает, ремонтные работы никогда не окупятся, считает Брюханов. Повысить цены на аренду из-за красивой лестницы невозможно. «Проще и дешевле было построить новое здание», – смеется предприниматель. Только без рук Грубо отремонтированные старинные здания историки называют новоделом. Более остроумные придумали еще один эффектный термин – «руки Венеры Милосской». Но граница между новоделом и реконструкцией очень нечеткая. «Когда мы говорим о «восстановлении исторического облика», нужно быть осторожным, – считает Александр Семененко. – Например, московский Кремль когда-то был деревянным. Но это же не значит, что мы должны реконструировать его в этом виде. Я говорю о том, как важно подходить к такому делу с умом». Еще менее точное определение – это социальная ответственность бизнеса. Но, в конечном счете, именно ее критериями определяется то, как владелец исторического здания будет его ремонтировать, – и будет ремонтировать ли вообще.
19 Мая 2010, 15:32 +223

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...