Сатисфакция за сертификацию

То, что «сертификацию и вовсе отменят» - уже почти реальность. И в первую очередь она обусловлена тем, что с этого года началась реформа системы государственной стандартизации.

Необходимость реформы назрела давно, толчком к ее осуществлению послужила смена председателя Госстандарта – вместо Геннадия Воронина, ушедшего на пенсию, в конце 2001 года новым руководителем Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии стал Борис Алешин. По его мнению, деятельность Госстандарта России - не только "очень важный регулятор рынка, но еще и очень важная, ответственная государственная миссия". И чтобы стандарты начали выполнять свою главную современную функцию - закреплять новации и способствовать получению максимального экономического эффекта, - существующую модель стандартизации и контроля качества товаров нужно в корне менять.

Любая покупка - лотерея

В советские времена, хотели мы этого или нет, контроль качества осуществлялся как бы автоматически – всевозможными ОТК и госприемками. Но ни тогда, ни сейчас государство на самом деле не справлялось с этой функцией, и любая покупка напоминала и напоминает лотерею. А ведь на обеспечение этого контроля кроме Госстандарта работает более 20 министерств и ведомств - они прогоняют предпринимателей «сквозь строй» 18-ти обязательных систем сертификации. По подсчетам Института национального проекта, они осуществляют колоссальное давление на российский бизнес - только официальные платежи за получение сертификатов составляют около 1 млрд. долларов в год (без учета "неофициальных платежей", естественно). В конечном итоге это сказывается на кошельке потребителей, не предоставляя им никаких гарантий.

И вот, наконец, наше государство решило отказаться от контроля качества и обязательной сертификации. Но на произвол судьбы рынки не брошены – в конце прошлого года был принят федеральный закон «Об основах технического регулирования на территории РФ». Он ограничивает государственное вмешательство в процессы производства и реализации продукции контролем только за “нижним порогом” качества – за безопасностью продукции для жизни и здоровья человека. Перечень обязательных требований, связанных с безопасностью, будет содержаться в специально разрабатываемых технических регламентах, а уже соблюдение этих требований - жестко контролироваться государством.

Планируется разработать 5 межотраслевых регламентов: "О безопасной эксплуатации машин и оборудования в РФ", "О безопасной эксплуатации зданий и сооружений в РФ", "О пожарной безопасности", "О гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности" и "Об экологической безопасности в РФ" - в виде базовых федеральных законов. Специальных технических регламентов (практически для каждой сферы деятельности) будет 75, из них 27 – первоочередные. (Например, уже разрабатывается технический регламент для розничной торговли.)

«Эти регламенты будут охватывать все - от разработки нефтяных и газовых месторождений до автомобильного хозяйства и кофейной промышленности, - говорит член парламентского объединения "Деловая Россия" Валерий Крюков. - Создание регламентов позволит людям, которые хотят инвестировать в Россию, понять, какие у них будут издержки, и поверить, что никто им эти издержки не повысит. Если инвестор строит завод, он будет знать, что никто: ни пожарный, ни эколог, ни врач-санитар - не придет к нему ни с какими поборами. Потому что все это записано в федеральном законе. Поэтому закон обяжет инвестора заложить все возможные издержки при строительстве и при выпуске продукции».

Добавим – что особенно актуально в свете вступления России в ВТО.

Береги брэнд смолоду

Понятно, переход свершится не в один день. Даже в законе заложен срок 7 лет. Пока та или иная деятельность не станет «регламентированной», будут действовать все те же ГОСТы, но со временем они станут рекомендательными и необязательными для исполнения, что должно повлечь за собой существенное сокращение сферы обязательного сертифицирования. Проблемы качества продукции, согласно закону, должны решаться через рыночный механизм (через платежеспособный спрос, организации общества потребителей, саморегулируемые организации предпринимателей и т.д.). Меры - не копеечные штрафы, а, например, отзыв продукции с рынка.

Руководитель Госстандарта Борис Алешин часто приводит пример сокового рынка. Еще 1,5-2 года назад надписям на упаковке сока даже самых известных производителей можно было верить только "с поправкой на ветер" – «стопроцентный» и «натуральный» сок на поверку был нектаром, напитком или вовсе коктейлем из красителей. На сокопроизводителей надавили не кто-нибудь, а именно общественники: Международная конфедерация по защите прав потребителей (КонфОП) и ее журнал "Спрос". И лидеры рынка заключили соглашение о соблюдении всех параметров качества и не вводят потребителя в заблуждение.

Подобная работа ведется сегодня с молочным, масложировым, лакокрасочным рынком. "Флагманы" отраслей сами выходят и на общественников, и на Госстандарт, потому что начинают понимать: главный «двигатель торговли» - брэнд, которому доверяют потребители.

ГОСТ сам не уйдет

Что же будет с самими государственными стандартами? Мировая практика пошла по пути негосударственных стандартизационных систем. Они имеют международный характер, и сегодня в них обращаются огромные деньги. Например, в системе международного стандарта безопасности информационных систем ISO в год принимается 800-1000 стандартов, инициированных и разработанных при участии саморегулируемых рынков. Более того, стандарт ISO стал первым всемирно признанным знаком "образцово-показательного ведения хозяйства", присуждаемым за качество бизнес-деятельности. В год на это тратится более 300 млн. долларов. Для сравнения: Россия принимает в год не более 350 стандартов, и на каждый тратится в среднем 300 тыс. рублей и на качество они, увы, практически не влияют. Эффект от закрепления в стандартах новаций в системе ISO составляет 16 млрд. евро в год. Работает механизм распространения стандартов, привлечения средств, инвестирования их в производство новых стандартов.

Как утверждает Борис Алешин, фонд государственных стандартов сохранится, но ГОСТы перестанут быть бесплатными. Предприятие все равно обязано работать по определенным правилам, будь то отраслевая регламентация, международный стандарт или ГОСТ. Но ГОСТы (которые будут, естественно усовершенствованы) поставят в условия конкуренции, и за их применение нужно будет платить. Судя по тому, что Борис Алешин предлагает в этом случае «покупать первую копию», цена будет соответствующей. Так что вопрос, видимо, опять в качестве…

Остается только надеяться, что новая система действительно наведет порядок во взаимоотношениях власти и бизнеса, и не только обойдется предпринимателям дешевле, но и будет экономически эффективнее, чем нынешняя. Иначе опять выиграет только «крупняк», и так стремящийся работать по международным стандартам (в широком смысле этого слова), а мелкий и средний бизнес, в основном, и представленный в Ивановской области, будет вынужден работать полулегально или окончательно «забиться» «в тень».

Что касается конкретно розничной торговли, о сертификации которой так беспокоятся местные власти, то, скорее всего, она будет «регламентирована» в первых рядах, что повлечет за собой исключение ее из списка сертифицируемых услуг.

P.S.: Федеральный закон «Об основах технического регулирования на территоррии Российской Федерации», вместе с другими недавно принятыми законами (“О государственной регистрации юридических лиц”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” ), а также разрабатываемый закон “Об организациях саморегулирования в Российской Федерации” - должны служить выполнению так называемой “программы Грефа”, а именно привести к дерегулированию (дебюрократизации) экономики. Причем принципиально важным при разработке программы – для согласования предлагаемых мер и реального улучшения системы регулирования предпринимательской деятельности - было рассмотрение ЕДИНОГО пакета документов. Уже сейчас можно сказать, что этот подход не был выдержан, и законы потеряли «единство» и «согласованность». Конечно, это создаст определенные трудности при их реализации и приведет к внесению множества поправок (как это случилось с многострадальным Налоговым кодексом).

Но реального облегчения сами по себе законы не принесут – необходимо еще осуществить “чистку” действующего “ведомственного” законодательства, регулирующего проведение контрольно-надзорных мероприятий в сфере предпринимательской деятельности, привести в соответствие со «свежими» законами более раннее законодательство (речь идет о законах “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, “О ветеринарии”, “О пожарной безопасности”, “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “О защите прав потребителей” и т.д.). До того, как эта работа завершится, не будут решены проблемы дублирующих проверок, пересечения функций и полномочий контрольно-разрешительных органов и реального снижения их числа.

Так что – все только начинается.

Елена Новгородова

13 Января 2003, 18:48 +98

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...