Сделайте себе красиво

В советское время «наши люди» не ездили на такси, не занимались сексом, а в плане красоты довольствовались исключительно парикмахерскими. Теперь предприниматели, словно стараясь наверстать упущенное, повсюду начали открывать салоны красоты. И быстро убедили: домашний уход по эффективности не идет ни в какое сравнение с салонными процедурами. Салоны регулярно стали посещать не только дамы бальзаковского возраста, но и мужчины, стремящиеся избавиться от «пивного» животика, и молодежь, озабоченная проблемной кожей. В общем, здесь можно встретить людей любого возраста.

Исходя из этого, очевидно, что салонный бизнес весьма привлекателен. Что подтверждает и практика таких ивановских салонов, как «Клеопатра», «Nice», «L'Oreal», «Империя красоты», «Имидж» и многих других. Но есть ли смысл вступать в игру новичкам? Что им нужно знать об этом рынке?

В свои сани – сам и садись!

На первый взгляд, может показаться, что создать салон красоты и руководить им легко. Ведь это не производственная фирма или юридическая компания, где нужны специальные знания. О косметологии, парикмахерском искусстве, маникюре имеет представление любая женщина – значит, «рулить» здесь просто. Между тем, есть немало примеров, когда новый салон, проработав несколько месяцев, закрывался. По мнению наших собеседников, причин может быть несколько.

Одна из них - неудачно выбранное место. Вряд ли клиенты поедут куда-нибудь на окраину города, где темно, грязно. Даже если там самый современный салон с множеством услуг. Люди хотят, чтобы все было «заодно»: по пути с работы или на работу. Парадокс, однако в спальных районах салоны почему-то «не прижились». Предприниматели чаще выбирают помещения ближе к центру или к крупным предприятиям вроде «Риата» или ИСПО. Привлекательными считаются также заведения, открытые, к примеру, в популярных спортивных комплексах, бассейнах, где всегда много посетителей. Кроме того, после тренировки сам бог велит привести себя в порядок, отдохнуть.

Но, пожалуй, для успеха в этом бизнесе важнее другое - кто ведет дело, сам хозяин салона или наемный исполнительный директор. Не случайно у салонного бизнеса есть другое название – индустрия красоты. Салон - это настоящее предприятие, со своей технологией, бухгалтерией, клиентурой. Большинство моих собеседников – владельцев успешных салонов - уверены: во все нужно вникать самим. Поэтому некоторые прошли специализацию по отдельным видам услуг, закончили курсы менеджеров. Это нужно, как минимум, для того, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за работой своих сотрудников. А по большому счету, салонный бизнес, как и любой другой, будет нормально развиваться, только если им заниматься всерьез, творчески.

«Изюм» в шоколаде

Задумав организовать салон, вы не станете сразу покупать оборудование и набирать кадры.

Как ресторан начинается с размышлений над тем, блюдами какой кухни вы намерены потчевать гостей: русской, китайской, грузинской или иной – точно так же и салон красоты начинается с выбора процедур, которые вы собираетесь предложить клиентам. В их числе имиджевые: загар в солярии, тату, пирсинг и т. д. Релаксационные: массаж, талассотерапия, ароматерапия. Медицинские: антицеллюлитные программы, омоложение, коррекция фигуры.

Из специализированных заведений у нас есть только тату-салоны. В остальных салонах красоты стараются учесть все разнообразие интересов посетителей. Ивановские предприниматели считают, что такая политика себя оправдывает – чем шире спектр услуг, тем больше шансов выстоять в достаточно жесткой конкурентной борьбе. С точки зрения клиентов, это тоже правильно: они хотят получить в одном месте по максимуму.

В то же время замечено: лучшие ивановские салоны пытаются найти свою «изюминку». В одном это суперсовременный солярий, в другом – уникальная сауна, в третьем – эксклюзивные косметологические программы и т. д. Их организаторы уверены: нет смысла слепо копировать одну и ту же модель, у каждого салона должен быть какой-то эксклюзив. Практика показывает, что они на верном пути. Про уникальное оборудование, новые процедуры наслышан весь город, и это прямо отражается на доходах.

Что решают кадры

Когда вы окончательно определитесь, какие услуги будет оказывать ваш салон, самое время подумать о кадрах. Большинство владельцев ивановских салонов считают это самой большой проблемой. Профессионалы уже все «при месте», а новичков еще надо учить. Кстати, это одна из статей расходов: специализация в Москве, по словам одной из предпринимателей, стоит не одну тысячу долларов.

Можно, конечно, обойтись предложениями, существующими на местном рынке труда, но тогда о качестве услуг говорить не приходится. В Иванове, как считают люди, занимающиеся салонным бизнесом, нет даже хорошей парикмахерской школы, хотя есть свое училище.

Отсюда вытекает другая проблема – в ходу переманивание кадров. К этому тоже надо быть готовым. Значит, придется не скупиться на зарплатах. Но это еще цветочки.

Отчет спонсору

Считается, что салоны красоты создаются вовсе не ради зарабатывания денег, что это игрушка в подарок любимой женщине. Мужья, с утра до ночи крутящиеся в собственном бизнесе, покупают скучающей жене «красивое дело» - чтобы она выходила в свет, общалась... Такая практика больше распространена в Москве, но говорят, встречается и в Иванове. Другой вариант: «карманный салон» для себя и своего круга. Но даже самый надежный спонсор в любой момент может поинтересоваться: а на что, собственно, уходят его денежки. Вот тогда придется представить калькуляцию.

По нашей просьбе хозяйка одного из салонов согласилась прикинуть хотя бы порядок некоторых сумм. Оборудование для педикюра - 5 тысяч долларов, для маникюра - 1-1,5 тысячи. Мебель – 3 тысячи, косметические линии – тоже тысячи и тоже в долларах. Итого получается 11-12 тысяч долларов. Если помещение покупается, это еще 1,5-2 млн. руб. – в зависимости от площади. Аренда – от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. Плюс расходы на рекламу – без нее раскрутка немыслима, на сигнализацию, охрану, оргтехнику. По словам моей собеседницы, чтобы получить реальные цифры, все расходы надо умножать на коэффициент 1,5-2.

За кадром остались такие серьезные расходы, как оборудование косметологического кабинета и парикмахерской. По сравнению с ними зарплата и обучение персонала – уже «копейки».

В одном салоне мне сказали, что его открытие три года назад обошлось в 2 млн. рублей. В другом заявили, что этого не может быть – намного дороже.

Московские эксперты называют цифру в 120 тыс. долларов. Столько надо, чтобы организовать в столице салон в 120 кв. метров.

Каких «жертв» требует красота

И все-таки новые салоны в Иванове появляются каждый год. Значит, цель оправдывает средства?

По мнению большинства наших собеседников, говорить о высокой доходности салонов нельзя. Но и о нерентабельности - тоже. Главное, считают владельцы, умело сочетать услуги популярные и поэтому прибыльные с не столь востребованными, зато весьма дорогостоящими. По их мнению, медицинские и физиотерапевтические процедуры стоят сегодня много дороже традиционных парикмахерских услуг. Зато стрижка, окраска, завивка волос берут «массовостью». .

Другой вопрос – насколько востребованы многие услуги. Хозяева ивановских салонов считают, что у нас в городе еще недостаточно развита потребность в регулярном и тщательном уходе за собой, любимым. Тем более что далеко не каждый может себе позволить программы по релаксации или омоложению.

Лишь в одном ивановском салоне нам сказали, что ежемесячно он приносит от 10 до 40 тыс. руб. дохода – это зависит от сезона, летом доходы могут быть и больше. По оценкам тех же московских экспертов, в столице современные салоны красоты приносят от 20 до 50 тысяч долларов в месяц, и после вычета расходов у владельца может остаться от 3 до 20 тысяч долларов. Конечно, для Иванова такая прибыль немыслима, но в большинстве салонов текущие дела идут неплохо. Правда, предприниматели считают, что быстро салоны не окупятся. Хорошо, если это произойдет лет через 10. По нашим подсчетам, получаются другие цифры – 5-8 лет (при условии стабильного получения средней заявленной прибыли). Причем все время надо «держать руку на пульсе», внедрять новые технологии, покупать оборудование, повышать профессиональный уровень сотрудников.

И все-таки этот вид бизнеса продолжает привлекать многих. Опытные предприниматели считают его перспективным. Однако напоминают, что для успеха мало быть только инвестором, чтобы «стричь» дивиденды. Салонный бизнес остается творческим, красивым.

Людмила Котляр

07 Декабря 2004, 14:07 +111

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...