Сегодня - 10 лет катастрофе века в Иванове

Ярославцы видят в ивановском аэропорте конкурента

В «Коммерсанте» вышла статья «Авиаперевозчика встретили ананасами». Автор украсил свой рассказ описанием фуршета с ананасами и шампанским. Наши соседи, начитавшись статей про ананасы, восприняли наш аэропорт очень серьезно, а нашу нищую область посчитали способной на серьезную конкуренцию с Ярославлем в авиаперевозках. Вот такое послесловие к перепечатанной из «Коммерсанта» статье дают наши коллеги из газеты «Золотое кольцо»: «Мы перепечатываем эту заметку из Газеты «КоммерсантЪ-Дейли» не только потому, что Ивановский аэропорт может оказаться серьезным конкурентом нашему аэропорту в Туношне, который так и не может пока стать на ноги. Но и потому, что «с ананасами» собирались встретить Ан-28 в понедельник в Ярославле и власти пригласили на сие мероприятие кучу журналистов, но в последний момент всем нам дали отбой.

Ан дело-то оказалось в том, что Ан предпочел торжествам в Ярославле торжества в Иванове. Конкуренты перехватили. Нешто у них ананасы слаще?»

Между тем финансовые вливания в Ивановский аэропорт (35 миллионов рублей из областного бюджета) и рядом не стояли с теми средствами, которые ярославцы вбухивают в переориентацию военного аэродрома в Туношне в гражданский.

Иваново-Вознесенск, 27.08.2002

Безапелляционная инстанция

Ничто в политике не создается с таким трудом и не ценится так дорого, как имидж. По сути, имидж - сказочный образ, наживка, на которую должен клюнуть потенциальный избиратель. Создание имиджа дело хлопотное и не всегда благодарное. В особенности учитывая, в большинстве своем, рабоче-крестьянский состав нашего населения.

Отсюда, кстати, и самый популярный образ среди наших политиков (как федеральных, так и местных) – образ защитников прав обездоленных и угнетенных (т.е. нас с вами).

Вот вы уважаемые читатели, если зубы заболят, куда пойдете? К стоматологу. А если часы сломаются? К часовщику. Оно и понятно: в таких вопросах без профессионала не обойтись. А у нас что выходит: профессионалы – в тени, а «защитники» - на коне (т.е. на экране).

Взять ту же Гейстер. Если судить по ивановским газетам и передачам, то получается, что, кроме нее, никто в городе права потребителей не защищает. Татьяна Львовна по любой проблеме эксперт. Причем эксперт последней инстанции. Так даже статья про нее в одной из газет называлась – «Человек-инстанция». А «Рабочий край» в 1998 году назвал ее человеком года в номинации «Коня на скаку остановит!» Вот только я лично подозрительно отношусь ко всем инстанциям, в особенности если решения их безапелляционны. Послушаешь ее выступления: «Гнилье, бардак, мусор». Хотя бы для разнообразия когда-нибудь, кого-нибудь похвалила.

Меж тем приходилось встречаться и с «жертвами» - предпринимателями, и с продавцами, которые совсем по-иному оценивали деятельность Татьяны Львовны. Она, правда, все списывает на то, что обиды эти оттого, что «прижимают им хвост». Но, честно говоря, мне тоже было бы обидно, если бы меня в присутствии посетителей и сотрудников обматерили, назвали мой товар «гнилью» и пригрозили бы всевозможными карами. Но все эти подробности, как говорится, «для служебного пользования». На экране и на страницах газет все по иному.

Два года назад непоколебимая защитница прав потребителей Гейстер стала депутатом городской думы. Казалось бы вот и флаг в руки. Но создание законов – дело муторное и для рядового жителя совершенно неинтересное. Татьяна Лвовна посидела-посидела в депутатском кабинете, создала себе при гордуме комиссию да и пошла опять по рынкам и магазинам: все веселее, и «образ» опять же поддержать.

Если мы хотим жить в в цивилизованном и экономически развитом обществе, органы общественного контроля не должны заменять (подменять) государство. И государство обязано не только эффективно контролировать, но и регулярно информировать об этом, а то, перефразируя известную поговорку, получается: «Семеро с сошкой, а один с ложкой».

Иваново-Пресс, 27.08.2002

Сегодня - 10 лет катастрофе века в Иванове

Сегодня исполняется ровно десять лет со дня катастрофы ТУ-134 в Лебяжьем Лугу под Ивановом. 27 августа 1992 года в мгновение ока погибли восемьдесят четыре человека. "Хронометр" уже подробно писал о причинах самой большой технической аварии в истории Ивановской области. Добавим лишь несколько ярких штрихов к картине трагедии.

Первоначально планировалось, что обслуживать тот рейс ТУ-134 с бортовым номером 65058 Донецк - Иваново будет другой экипаж. Но он в день вылета запоздал из другого рейса. И было принято решение использовать резервную бригаду.

Из Донецка самолет вылетел в 21.05 и через два часа должен был приземлиться в Иванове. За двести километров до Иванова экипаж начал готовиться к посадке и вскоре вышел на связь с ивановским диспетчером. Все шло нормально, лишь радиотехника, необходимая для посадки, отчего-то была включена с опозданием. Сбой, закончившийся катастрофой, начался где-то в районе Лежнева. Несшаяся на огромной скорости машина от курса стала отклоняться и пошла в сторону.

Сотрудники экстренных служб оказались на месте катастрофы уже через пять минут после нее. Из-под обломков извлекли двести семьдесят фрагментов человеческих тел. Все они были описаны, а затем опознаны родственниками. Так что впоследствии над могилой каждого из погибших близкие смогли установить памятник.

Когда самолет начал снижаться у областного центра, отклонение от курса было уже слишком большим. Не подходила для посадки ни высота, ни скорость. Машину нужно было разворачивать и отводить за Лежнево, а то и дальше, чтобы зайти на посадку снова. Поворачивать при этом нужно было легко, в несколько приемов. Командир самолета Груздев же развернул самолет слишком резко. Штурман Михаил Коновалов едва ли не кричал ему, что нужно уходить и делать еще один вираж. Командир же только усмехнулся:

- Вы что, садиться не думаете? - и послал самолет вниз.

С этого момента ТУ-134 был обречен.

Члены комиссии, расследовавшей причины катастрофы, сошлись в том, что она произошла не по техническим причинам - самолет 1977 года выпуска был в отличном состоянии, - а в силу "человеческого фактора". Командир просто задавил авторитетом своих подчиненных и, не вняв их предостережениям, совершил роковую ошибку при посадке.

У одного из членов комиссии по расследованию причин катастрофы от увиденного на месте аварии не выдержало сердце. Сорокасемилетний заместитель директора Ростовского авиаремонтного завода Олег Петров скончался от инфаркта.

Некоторое время спустя на том самом поле прошла православная панихида и был возведен обелиск. В тумане у Лебяжьего Луга он стоит до сих пор, напоминая о катастрофе, которую в Иванове и соседних областях не забудут никогда.

Хронометр-Иваново, 27.08.2002

Как пропадают самолеты? Совсем не так, как поезда…

Наемники принялись пилить самолеты прямо на территории аэропорта. Летчики и инженеры, видевшие это, не могли сдержать слез. Ценнейшие детали безжалостно уничтожали как никому не нужный хлам.

Катастрофа в Лебяжьем Лугу, можно сказать, стала началом конца ивановской авиации. В пользу родных и близких погибших судами были взысканы немалые суммы, в том числе выплачиваемые ежемесячно тем, кто лишился кормильца. Где взять на это деньги? После того как взлетели цены на энергоносители, полеты гражданских самолетов в Иваново прекратились, наше авиапредприятие не вело коммерческой деятельности, доходов не имело, а посему добровольно платить по долгам (по некоторым оценкам, не менее 100 тысяч долларов) не могло.

Пилите, пристав, пилите!

И тогда с исполнительными листами, которые выдали суды, люди обратились в службу судебных приставов Ивановского района (именно на ее территории находилось авиапредприятие). В те времена старшим судебным приставом там была дама средних лет - Роза Дадаева. Под ее руководством приставы рьяно взялись за исполнение судебных решений. Да так, что, по мнению работников аэропорта, именно их рвение быстренько привело предприятие к банкротству.

От этой операции с алюминиевым ломом кредиторы авиапредприятия получили всего-навсего... 40 тысяч рублей. Мизерность суммы не в последнюю очередь объясняется тем, что цена металла по документам постоянно менялась от 1 до 4 рублей за килограмм. А реально его продавали дороже и в больших количествах, чем проходило по бумагам. Но даже не это самое интересное. В огромном количестве авиационных деталей имеются электроконтакты из драгоценных металлов. В одном АН-24 несколько килограммов золота, а кроме того, есть серебро, платина, палладий и много чего еще. Так вот, в чьи руки они ушли из распиленных на металлолом самолетов, не ясно до сих пор. Ясно только то, что кто-то нажил на этом огромные состояния. Для сравнения: в 2001 году УВД области прекратило уголовное дело в отношении двоих коммерсантов, у которых обнаружили подобные запчасти. Так вот цена этих запчастей составила 80 000 долларов!

Авиаторы с трудом смогли спасти от распиливания два других самолета АН-24. Продав их за 110 тысяч долларов США, они смогли погасить большую часть долгов.

И это все за наш счет.

А самодеятельностью приставов заинтересовались правоохранительные органы. Северная транспортная прокуратура неоднократно обращалась с исковыми заявлениями в ивановские суды. И наложение ареста на имущество авиапредприятия, и его последующая продажа были признаны совершенно незаконными. Арбитражный суд при этом отметил, что приостановление полетов из аэропорта не влечет утрату статуса имущества, продавать которое приставы не имели права.

Однако приговор в отношении руководившей узаконенным разграблением аэропорта приставши так и не был вынесен. Уголовное дело в отношении нее прекратили в связи с амнистией.

Что же получилось в итоге? Имущество Ивановского авиапредприятия разошлось по рукам как частных лиц, так и разных фирм, а само предприятие прошло процедуру банкротства. Долги его были погашены, и теперь организацией авиаперевозок занимается другое предприятие на той же технической базе. Надо сказать, что возрождение авиации в Иванове, равно как и ее разграбление (другого слова к деятельности судебных приставов и не подберешь), проходит за наш счет. Чем это "возрождение" завершится, и кто на нем сумеет нагреть руки - тема для отдельной статьи.

Хронометр-Иваново, 27.08.2002

27 Августа 2002, 17:50 +123

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...