Сергей Маковецкий – артист, муж, партнер и «любовник»

Серый цвет одежды, серые декорации. Разговаривая, ОН сидит к НЕЙ спиной, в лучшем случае - боком. Трудно изобразить эффектнее людское равнодушие. Но это на сцене. В жизни он называет ее Женечкой, и им обоим безумно нравится работать в паре. Несмотря на специфику театральной работы, такая гармония большая редкость, а значит, удача. Известных артистов Сергея Маковецкого и Евгению Симонову соединил в своей постановке режиссер Владимир Мирзоев. Литературным материалом для спектакля послужила пьеса английского писателя-постабсурдиста Гарольда Пинтера. Результат этой работы недавно смог оценить ивановский зритель, посмотрев антрепризу «Любовник». А до начала спектакля состоялась встреча журналистов с Сергеем Маковецким. который в жизни оказался человеком открытым и собеседником приятным.

АКЦЕНТЫ

Маковецкий не любит чрезмерно личных вопросов, в том числе о вере, а также вопросов «ваша любимая роль» и «что бы вы хотели сыграть». И, правда, что толку хотеть?

- Бывает, ждешь какую-то роль, а она не приходит. Зато приходит другая, не менее интересная. В актерской профессии нельзя начертить распорядок дня – что придет, а что не придет. Так, когда-то в театре Вахтангова у меня не состоялись Гамлет и Чацкий. В тот момент очень хотелось понять эти характеры. Зато «пришли» Коврин (по рассказу Чехова «Черный монах»), Тригорин (скоро премьера «Чайки») и другие замечательные работы. Есть много хороших пьес. Но бывает так, что даже хорошая пьеса не вызывает в тебе сегодня отклика. Ты закрываешь ее и отказываешься. А отклик может найти даже маленькая роль. Недавно я отказался от роли шута в пьесе «Король Лир» в постановке Мирзоева. У нас с Володей замечательные отношения, мы сделали вместе уже 4 спектакля, поэтому сейчас он меня понял.

- Актеры не должны играть «под правду». Это не интересно зрителям – смотреть на свою жизнь.

- Я против новаторства ради новаторства. «Долой театр!» - кричат. Но ведь выходят на сцену и нужен зритель… Тогда играй у себя на кухне – вот новая форма. Мне кажется, что иногда молодая поросль ошибается.

РАБОТА

- То, что вы с Евгенией Симоновой принадлежите одной театральной школе (оба окончили театральное училище имени Щукина) вносит какой-то особый комфорт в вашу работу?

- Конечно, школа нас сблизила. Вахтанговская школа – это прежде всего умение импровизировать, выйти из сложной ситуации. Эта школа дает мобильность. Но дело даже не в этом. Когда мы встретились, оказалось, что мы стали партнерами. О нас сказали: «Родилась пара». Партнерство – это самое важное, самое интересное, что должно быть на театре. Я не могу играть сам по себе. Партнерство - это больше чем любовники, чем муж с женой (к сожалению, они редко бывают хорошими партнерами). Это другое. Она только подумала, а вы это почувствовали. Пошла ее энергия, а вы подхватили и начали развивать. Это игра хороших теннисистов, когда не только можешь дать хороший пас, но можешь его принять.

- Есть ли в Ваших ролях что-то личное?

- Я не хочу показаться идеальным. В каждой роли какая-то часть меня…. Актерские глаза – они все видят, даже тогда, когда это не нужно. Хотя стараешься уходить от себя, ищешь новые манеры подачи, интонации. Особенно в кино. Если чувствую, что такая интонация была, переписываю кадр.

- Почему вы играете персонажей, которых трудно полюбить? Среди созданных вами образов нет идеального героя …

- Почему? Мне кажется, их все любят. А романтичный герой, который особенно нравится женщинам, был в клипе…

- Есть ли желающие снять с вами клип после успешной работы с Алсу? Кстати, как вы сейчас оцениваете эту работу?

- Клип – очень короткое произведение со своими законами. Хороший клипмейкер должен чувствовать множество нюансов, связывая нашу игру с музыкой. Все имеет значение - как провести рукой по стеклу, как открыть дверь и т.д. На мой взгляд, получился милый изящный фильм. Мы с Леной Яковлевой в некотором роде – крестные родители Алсу. Тогда это была хрупкая и очень застенчивая девочка, которая совсем не знала нас. Мы даже не смогли толком познакомиться. Когда она стала старше, то сказала своему продюсеру: «Боже, с какими артистами я работала!» Что касается предложений, то звонили, кажется, от Леонтьева, от Марковой… У Киркорова мысли были о клипе. Но пока таких планов нет.

- Вам не хотелось бы попробовать себя в роли режиссера, как это делают некоторые артисты?

- До сих пор таких желаний не возникало. Режиссура – это другое ощущение, темперамент и энергия. Даже когда предлагают преподавать, я знаю, какая это ответственность… Быть «заезжим мастером» я не хочу. Взял курс – отвечай. Значит, переставай сниматься. Но у меня еще есть надежда себя удивить. …Во мне актерство заключается в удивлении. Для меня была большая награда, когда я отыграл царевича Алексея (была такая постановка у Петра Фоменко), пришел и увидел заплаканного сына: «Ты был разный, я не узнал тебя!». Правда, сам царевич очень противоречив, и он сильно любил свою Ефросинью. …Я умею играть на сцене любовь!

- Поступают ли вам предложения от зарубежных режиссеров?

- Уже даже есть договор с голландским режиссером Стеллингом – в его фильме «Душка» я должен играть главную роль. Это притчевая вещь, а не конкретная история, чем-то похожая на фильм «Знакомьтесь: Джо Блэк». Много размышлений, сомнений в герое…. Мне понравился подход Стеллинга к актерской профессии: «Я не люблю, когда актер играет только то, что написано». И я не люблю. Я люблю, когда помимо текста есть еще второй и третий план, тогда есть большое движение. Как в «Любовнике»: один поворот, другой…

«ЛЮБОВНИК»

Еще в ходе спектакля можно было предположить, что он не вызовет однозначного восхищения. Впрочем, столичная критика тоже по-разному, а порой и прямо противоположно, оценила антрепризу. Среди положительных отзывов о постановке - «неглупая», «стильная», «недорогая» и «притягательная». Последнее – это заслуга актеров, поскольку даже тот, кто не до конца понял повороты действа в постановке Мирзоева, от души любовался игрой Сергея Маковецкого и Евгении Симоновой.

К пьесе «Любовник» Маковецкий относится трепетно, называя ее «нежной» и «изящной». Дело не только в том, что ему нравится работать с Мирзоевым и Симоновой, тема актеру тоже достаточно близка. Прожив не один десяток лет в законном браке, начинаешь искать пути того, как сделать союз двух людей снова привлекательным. Освежить отношения помогает игра – легкая и ловкая. Герои Маковецкого и Симоновой играют одновременно смертельно уставших друг от друга супругов и страстных любовников. Цвета костюмов и декораций постепенно от серых переходят к ярким. Даже бамбук, присутствуя на сцене в качестве декоративного элемента, несет смысловую нагрузку и меняет цвет. О костюмах и декорациях, выполненных одним из лучших театральных художников Аленой Коженковой, Сергей Маковецкий говорит: «Здесь все сделано, как у взрослых»…

ЖИЗНЬ

- Вам не хотелось бы отправиться на необитаемый остров?

- Где бы я хотел попробовать себя, так это в Форте Байярд. Там безумно сложно. Сделать бы актерскую команду, проверить себя. По крайней мере, я никогда, сколько себя помню, не сходил с дистанции. Мне даже нравилось «через не могу».

… Если что-то есть во мне от детства, то это невероятная радость, умение удивляться. Я могу смотреть работы своих друзей, могу радоваться.

- Что для Вас самое радостное в сегодняшней жизни?

- Когда мои близкие, люди, которых я люблю, живы и здоровы. Ничего радостнее нет. Когда дети не болеют, особенно маленькие.

- Вы постигли какие-то истины в воспитании ребенка?

- Ясно знаю одно: до какого-то времени важно ничего не запрещать детям. Не надо ставить табу и пугать ребенка. Лучше основательно подготовиться к его приходу. Если не хочешь, чтобы ребенок что-то брал, убери это. Но нельзя его постоянно одергивать – у него этих одергиваний будет потом в жизни достаточно…

- Как Вы в своей жизни решаете ту проблему, которая возникла у героев спектакля «Любовник»?

- Мы прожили с женой вместе больше 20 лет. И я прекрасно понимаю, для того, чтобы отношения развивались, нужно куда-то уезжать как можно чаще. И стараться уезжать вместе. Потому что новые места, гостиницы продлевают медовый месяц. Моя жена сейчас не работает, но не замыкаться же ей в 4 стенах! Я должен что-то придумывать. И не лениться, а очень этого хотеть… Я могу остаться вечером дома и смотреть телевизор, а могу сказать: «Пойдем куда-нибудь»…

РЕКЛАМА

Я поинтересовалась мнением Сергея Маковецкого об отечественной рекламе. Его ответ касался только телевизионной рекламы, поскольку она самая заметная.

- У нас хорошей рекламы нет. Хотя нельзя отрицать, что она все же имеет влияние на наш покупательский выбор. К сожалению, у нас не умеют подать рекламу, да и платят за нее копейки. На Западе знаменитости охотно участвуют в рекламе и даже делают ее частью своего портфолио. Это считается нормальной работой. За нее получают большие гонорары, и при этом не вешается ярлык. А у нас ты рискуешь навсегда остаться тетей Асей или любителем пива… Более того, некоторых актеров, снявшихся в рекламных роликах, даже перестают приглашать сниматься. К тому же, артист, рекламирующий какой-то продукт, не может гарантировать его качество. А если, например, у лекарственного препарата много побочных действий? Получается, ты берешь на себя ответственность.

- И все же, какой продукт вы бы согласились прорекламировать?

- Я не думал об этом. Но если бы был хороший сценарий и «вкусно» придуман сюжет и за очень хорошие деньги, от которых нельзя отказаться, то… почему бы нет?

ЭКСКЛЮЗИВ

Актриса Евгения Симонова, которая совершенно не жалует журналистов и не дает интервью, согласилась ответить на мой вопрос.

- Каковы Ваши ощущения перед началом спектакля и после его завершения?

- Я люблю, когда спектакль заканчивается, потому что это ощущение свободы. А если еще он прошел успешно, то к этому примешивается радость «получилось!» В любом случае, после спектакля у меня всегда настроение лучше. Для меня спектакль - это всегда работа…

Здесь ее перебил Сергей Маковецкий: «Не верьте ей, удовольствие!» Обаятельной и нежной актрисе «пришлось» завершить свой ответ так: «Для меня удовольствие - играть с Маковецким». На логичный вопрос о будущих совместных проектах артисты загадочно улыбнулись. И правда, партнерство – вещь особенная. А значит, всего можно ожидать…

Татьяна Хейфец

14 Апреля 2003, 18:12 +142

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...