Сергей Яблоков: Рынок все расставит по своим местам

Сложная ситуация в текстильной отрасли остается главным объектом внимания ивановских СМИ. Свою точку зрения на происходящие в текстиле процессы озвучили, пожалуй, все заинтересованные стороны: областная администрация, депутаты, профсоюзы, владельцы и директора предприятий. Разноголосица высказываемых предложений заставляет сомневаться, а на одном ли языке ведется дискуссия? Мешанина в терминах, нестыковки в данных еще более запутывают ситуацию. Поэтому, полезно узнать мнение тех, кто уже реально и конструктивно занялся структурной перестройкой прядильно-ткацких фабрик. Президент текстильного холдинга «Яковлевский» Сергей Яблоков рассказал нам о принципах, которыми холдинг руководствуется в своей работе:

- На проблему перспектив текстильной отрасли существуют две основные точки зрения. Первая: Ивановская область была и будет текстильной, надо по максимуму сохранить текстильные фабрики… Вторая: надо сокращать производство, перепрофилировать предприятия, давать деньги тем, кто с рынка уходит... Какая позиция вам ближе?

- Я не стал бы так ставить вопрос. Рынок все расставит по своим местам.

Что такое «рынок»? Это свобода выбора, свобода принятия решения покупателя и продавца. Давайте из этого и исходить. Пришли вы, к примеру, на базар и решили купить килограмм апельсинов. Вам всего-то килограмм требуется. А продавцов – пять, и каждый предлагает свои апельсины. Других покупателей, кроме вас, нет. Что происходит тогда? Каждый продавец стремится навязать вам свою продукцию за счет уменьшения цены. Он даже готов понести убытки, лишь бы «спихнуть» товар. Вот это и есть кризис перепроизводства. То есть, рынок в лице покупателя востребовал всего один килограмм апельсинов, а ему привезли на рынок пять. И те, кто их привез, вынуждены отпускать цены на товар даже до уровня убытков - ниже себестоимости. Лишь бы избавиться от этих «проклятых» апельсинов. Это и есть основа основ, понятие кризиса перепроизводства. Для того чтобы не уронить цену ниже уровня себестоимости, американцы во времена Великой Депрессии сбрасывали продукцию в море.

Еще немного теории. В любом обществе, основанном на свободном рынке, есть такой показатель: средняя норма прибыли на капитал. Если в рыночной системе норма прибыли на капитал уменьшается, нормальный капитал перетекает в то направление бизнеса, где норма прибыли больше. Если дивиденды падают, то акционеры продают данные акции, а покупают другие, где дивиденды больше. Даже если предприятие не убыточное, но норма прибыли меньше, капитал перетекает в другое предприятие. Но так происходит в нормальном рыночном обществе…

Когда какая-то отрасль производит продукции меньше, чем ее востребовал рынок - появляется ниша, и капитал устремляется в нее, чтобы получить дополнительную прибыль. Например, отделанной широкой бязи у нас производится сейчас меньше, чем требуется. Поэтому даже самые нищие предприятия, которые находятся в банкротном состоянии, приобретают «Шторк» – оборудование для отделки широких тканей. Потому что этим товаром рынок не насыщен, там норма прибыли выше, чем по остальному ассортименту в текстиле.

То же самое произойдет, когда остановятся прядильно-ткацкие производства. Когда возникнет дефицит пряжи и суровья, цены поползут вверх - тогда все капиталисты займутся пряжей и суровьем. Хлынут в эту нишу рынка, и будут приобретать новейшее, или б/у, но современное оборудование. И деньги найдутся. Например, «Самтекс» сокращает прядильно-ткацкое производство, но «Шторк»-то поставило! И перевело отделку в трехсменный режим работы. Если в конце 2001 года выпускали 900 тыс. кв. м, то сейчас 2 млн. в месяц выпускаем.

Еще важный момент. У холдинга «Яковлевский» большая кредитная история. Мы всегда по всем кредитам рассчитывались своевременно и без претензий к нам. Как заемщики мы надежны. Для нас не составляет труда взять довольно большой кредит, чтобы поставить новое оборудование. Но мы будем поставлять его только в том случае, если увидим, что норма прибыли, как минимум, больше, чем средняя норма прибыли. Я говорю про себя, но так же поступят и все нормальные капиталисты.

Сдерживать сейчас закрытие прядильных производств с нынешним оборудованием – значит, заморозить кризисную ситуацию. С другой стороны, если прядильных и ткацких производств закроется больше, чем нужно – то вскоре настанет такое время, когда спрос на пряжу и суровье будет опережать предложение. Тогда очень здорово выиграют те, кто не сократил свои прядильно-ткацкие производства. Но когда это случится, может ответить только рынок. Как только будет не хватать прядильно-ткацких производств, все начнут их восстанавливать. Это называется колебаниями спроса и предложения. Очень трудно просчитать их на длительный период. Во время социализма еще можно было как-то просчитать, отрегулировать, но сейчас при таком количестве производителей, которые совершенно свободны, циклы перепроизводства неизбежны. Это классика.

- Играет ли какую-то роль в кризисе отрасли концентрация текстильных производств в нашей области?

- Да. Пример - «Яковлевский комбинат». Он в какой-то мере монополист на рынке льна. Его директор поступает очень просто: спрос уменьшился – он начинает уменьшать предложение, может на какое-то время остановить производство, работать на склад. Если бы такой же монополист был в хлопке, то он поступил так же. Это с одной стороны самое рациональное действие, хотя с другой при отсутствии конкуренции тормозится переоборудование, развитие производства.

- А как быть с рабочими закрывающихся предприятий?

- Когда спрос меньше предложения, когда продукция продается с убытками, о какой нормальной зарплате для рабочих может идти речь?! Производитель начинает жестко экономить по всем направлениям. У него не получается ни зарплату заплатить, ни налоги, ни электроэнергию оплатить. А теперь представьте: сократили производства. Спрос стал превышать предложение. В этом случае капиталист почувствует: есть ниша рынка, надо увеличивать производство, надо заменять оборудование, есть возможность получить дополнительный доход выше средней нормы прибыли. Все есть - людей нет!.. Что он будет делать? Переманивать рабочих у конкурентов. Лучшими условиями труда, наибольшими социальными гарантиями, зарплатой. То есть, когда спрос превышает предложение, - тогда и спрос на людей, на рабочую силу пойдет. Будут создаваться новые рабочие места. Пример - «Самтекс», где издавна были широкие печатные машины и обученный персонал, хорошая зарплата. Сегодня те, кто ставит «Шторк», переманивают из «Самтекса» людей, сразу же предлагая специалистам зарплату вдвое выше. Мы начинаем придумывать, как их удержать у себя. Начинается борьба за кадры. Это - нормальный процесс свободного рынка. Условием создания новых рабочих мест и повышения зарплаты служит рост нормы прибыли. Нужно, чтобы спрос на данный вид труда превышал предложение. А людям надо учиться, переучиваться. Рынок труда должен быть более гибким.

- Как быть с градообразующими предприятиями в районах области? Куда податься высвобождающимся рабочим там?

- Здесь ситуация сложнее - рынок ограничен монополией данного производства. Чтобы найти работу, надо ехать в другой город, может быть, в другую область. Для русских это – проблема. У нас люди снимаются с места гораздо тяжелее, чем в западных странах. Таковы особенности менталитета. Но чисто социальные проблемы - это уже прерогатива государства. Губернатору надо продумать, как создать новые рабочие места, подготовить соответствующие условия. Предназначение администрации не в поддержке текстиля или другой отрасли, а именно - в создании рабочих мест. Не дело власти сокращать или не сокращать производство. Их задача – способствовать созданию рабочих мест и финансировать переобучение тех, кто не в состоянии сам разобраться с этим вопросом.

А заботиться о текстиле должны капиталисты, которые заняты этим бизнесом. Делать реконструкцию предприятия, останавливать их – это дело капиталистов, которых к этому подвигает рынок, и это должно происходить свободно. Любые препятствия требованиям рынка только «замораживают» ситуацию. Препятствовать не нужно. Нужно подхватить ситуацию и создать новые рабочие места. И профсоюз должен требовать от администрации именно этого, а не продления агонии ПТФ. Агония – это ситуация, когда предложение постоянно будет превышать спрос. При этом мы всегда будем нищие, потому что мы будем брать хлопок, производить из него пряжу и в итоге получать денег меньше, нежели потратили. Это всегда будут нищенские зарплаты и непоступление в бюджет налогов. И остановиться предприятие не может. Если одни прекратят продажу по низшей цене, то их нишу мгновенно займут конкуренты: рабочие не получат зарплату, бюджет не получит налоги, энергетики не получат оплату и так далее.

Из этой ситуации нельзя выбраться без обрушения производства. И чем больше гонка, тем меньше соотношение продажной цены продукции и ее себестоимости. Тем больше убыток. И больше всех наносят ущерб текстилю те предприятия, которые наиболее «раскручены». Потому что они продукции выдают больше, чем все остальные вместе взятые. «Раскрученные» – значит наиболее известные на рынке, спрос на их продукцию больше. Они имеют возможность платить в данный момент большую зарплату, имеют возможность в данный момент снимать сливки профессиональных рабочих кадров. А за счет того, что они из оборудования «выжимают» все, у них постоянные затраты по отношению к переменным гораздо меньше, у них и себестоимость получается меньше. Представьте, если бы в ОПЕК Кувейт и Саудовская Аравия послали всех подальше и запустили свои скважины на полную мощность! Полный обвал рынка. Нефть подешевеет как минимум до 10 долларов за баррель, а то и круче.

- То есть рынок обрушивают те, кого в пример приводят?

- Да.

- А не те, кто демпингует?

- Демпинг – это плохо. Но что такое демпинг? В наших сегодняшних условиях для некоторых - это единственная возможность выжить. Из-за безвыходности ситуации. Имею в виду тот ассортимент, который привел к такой ситуации. Призыв «Не демпинговать!» для них звучит так: «Чего дергаешься? Умри достойно…».

Леонид Кошелев, Андрей Воронин

Текст под фото: С. Яблоков: «Больше всех наносят ущерб текстилю наиболее раскрученные предприятия…»

24 Февраля 2003, 15:42 +70

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...