«ШАГами» в голубые выси

В Шуе местные энтузиасты уже десять лет собирают самолеты

Вадим Калинин [текст]
Мария Сибирякова [фото]

Немногие знают, что кроме текстиля и автокранов в Ивановской области производят еще и самолеты. Один из региональных центров авиастроения расположен в Шуе. Здесь уже десять лет работает «Шуйская авиационная группа», которая строит небольшие самолеты для авиаторов-любителей.

От «Юноны» до «Белого ветра»

Во главе «Шуйской авиационный группы» стоит Сергей Гусев. Он увлечен необычным для нашей области делом – конструированием самолетов, а также аэроглиссеров, которые способны передвигаться по глубокой и мелкой воде, заболоченным участкам, льду и снегу. Но о них – в другой раз…

Все же главным делом для Сергея Гусева остаются самолеты. Его интерес к самолетостроению не случаен. Почти вся его жизнь связана с авиацией. В 1978 году он уехал из Шуи и поступил в Рижское военное авиационное инженерное училище им. Алксниса. Уже там он начал, как и многие его однокурсники, создание собственных летательных аппаратов. А темой его дипломной работы стало создание одноместного гидросамолета. По окончании училища он получил диплом инженера-механика по летательным аппаратам и силовым установкам. После работал по специальности в Одессе. Потом защитил кандидатскую диссертацию в родном училище, преподавал там же. В начале 90-х годов вернулся в Ивановскую область. Служил в учебном центре на Северном аэродроме, а с 2003 года осел в родной Шуе. Дело, которым занимался больше 20 лет, он не бросил и продолжил конструировать различные аппараты. За это время он со своим коллективом построил уже больше десятка самолетов. Его небольшая компания, объединяющая энтузиастов малой авиации, производит небольшие 2-хместные и 4-хместные самолеты.

Первой ласточкой ООО «ШАГ» стал самолет, получивший название «Юнона». Его Сергей Гусев с коллегами строил с 2001 до 2003 года. В 2003-м его даже демонстрировали на «МАКСе» (Международный Авиационный Космический Салон). Свое творчество шуяне показали на этой выставке и в 2007 году. «Юнона» – четырехместный самолет с неубирающимся шасси, как у всех подобных небольших машин. Крылья «Юноны» – деревянные, а ферма (корпус самолета) и оперение – каркас из стальных труб, обтянутый специальным полотном. Максимальная скорость самолета – 180 км/ч.

Позже шуяне решили именовать свои самолеты в честь своего объединения «ШАГ», добавляя к аббревиатуре цифру, обозначающую мощность двигателя. Так появился «ШАГ-150». Среди других работ шуян – «Василек» и самолет для авиахимработ «Агрокобра», или «Химик», несколько вариантов самолета «ШАГ», а также макет бомбардировщика времен Великой Отечественной СУ-2, установленный в Волгограде, и восстановленный, но нелетающий Як-9, тоже времен войны. Делали и бипланы – самолеты с двумя парами крыльев, наподобие «кукурузников». К слову, профессионалы уточняют, что у самолетов крыло либо одно, либо два. Основной тип современных самолетов – моноплан, имеющий одно крыло, расположенное по обе стороны фюзеляжа. А у самолетов наподобие «кукурузника» крыла два.

Последний, или, как выражается Сергей Гусев, «крайний» шуйский самолет получил романтическое название «Белый ветер». «Заказчик захотел получить многоцелевой самолет, который и пассажиров возит, и способен выполнять химработы в сельском хозяйстве – опылять поля. Поэтому мы оснастили его подвесным баком на 200 л с дистанционным управлением», – рассказывает Сергей Гусев. Самолет был построен к июлю 2010 года, но недавно вновь вернулся в Шую. Он сменил хозяина, и тот захотел также внести в конструкцию самолета изменения. «Новый владелец решил заменить бак под химикаты дополнительным топливным баком, так что теперь самолет сможет летать гораздо дальше», – сказал Сергей Гусев. «Белый ветер» – почти весь цельнометаллический. И шустрее других шуйских самолетов – может развить до 210 км/ч. За это и свою раскраску он и получил свое имя. Взлетает он за 9 секунд, для этого ему нужно пробежать по полосе всего 100 м. Максимальная дальность полета с дополнительным баком – 1 500 км. Такое расстояние по прямой –  от Иванова до Калининграда или Стокгольма, до Челябинска или Симферополя. А провести в воздухе без дозаправки «Белый ветер» может до 10 часов. Сейчас самолет проходит сертификацию на аэродроме «Ясюниха» в Иванове. Затем он отправится к новому владельцу.

Штучная работа

Каждый самолет «ШАГа» – штучная работа. Конвейера тут нет. Сначала надо изготовить детали, а только потом из них собрать аппарат. При этом приходится соблюдать невероятную точность при подгонке элементов конструкции, ведь на кону в итоге – всегда жизнь людей. Но начинается все с идеи! Потом будущий самолет  прорисовывается с помощью программ 3D-моделирования, изготавливаются рабочие чертежи. И уже затем начинается создание летательного аппарата.

«На наши самолеты мы ставим автомобильные бензиновые двигатели «Субару». Уменьшаем их габариты, переделываем входные патрубки, систему выпуска, заменяем электронную систему управления. Ставим редуктор собственной конструкции, понижающий обороты. Если что-то сами не можем изготовить, то заказываем в других организациях», – говорит Сергей Гусев.

За годы коллектив шуйских самолетостроителей вырос почти до двух десятков человек. «Есть у нас токари, слесари, электронщик, моторист. Каждый из них специалист высокого класса. Коллектив притирается, развивается и отбирается годами. Главное, чтобы голова была на плечах, и руки росли откуда надо. И, разумеется, творческий подход необходим, без этого ничего не получится», – считает Сергей Гусев.

Конструктор для авиаторов

Процесс изготовления одного самолета занимает около года. Но сейчас шуяне собирают самолеты из специальных «конструкторов», что значительно ускоряет процесс. Речь идет о так называемых KIT-самолетах. Они собираются вручную из поставляемого набора запчастей и оборудования. KIT-наборы очень популярны на Западе, так как позволяют значительно сэкономить на стоимости самолета, а также приобщиться к творческому процессу создания летающей машины. Одна из таких компаний (ООО «Нью-Лайн») не так давно начала работать в Москве. Ее проект «Сборка самолета своими руками» (С.С.С.Р.) использует чертежи конструктора Криса Хайнца – культовый фигуры в сверхлегкой авиации. Его разработку самолет «Зодиак СН-650» и выпускают москвичи в виде набора деталей. Однако, несмотря на наличие инструкции по сборке, полностью собрать самолет владельцу бывает затруднительно. Вот шуяне сейчас и помогают желающим подняться в небо, собирая для них из таких KIT-наборов самолеты.

Летать по праву
После постройки самолета он еще должен пройти «легализацию». То есть получить все необходимые документы, чтобы иметь право подниматься в небо. Если самолет строится под заказ, то заключаются договор купли-продажи и составляется акт приема-передачи. Далее в дело вступают сертификационные центры, которые приезжают и проводят необходимую проверку на земле и в небе летной годности построенного аппарата. Стоит такая процедура около 100 тысяч рублей. Освидетельствование летной годности самолета проводится каждый год. Разумеется, пилот должен иметь право управлять самолетом.

За удовольствие подняться в небо по своему желанию шуяне просят не так уж и много. За двухместный самолет – около 1,5 млн рублей, за 4-хместный – 2,7 – 2,8 млн рублей. Кроме самолетов и аэроглиссеров «ШАГ» производит различные авиадетали: пластиковые капоты и обтекатели колес, топливные баки различной конструкции, редукторы на двигатели Subaru, двухлопостные винты и т.п.

Фоторепортаж смотрите здесь.

 

18 Августа 2013, 16:23 +816

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...