Сказочная сила

Начиная с 1967 года, 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. И это не случайно, ведь книги, которые нам читали в детстве, на всю жизнь определяют, что мы считаем правильным и неправильным, хорошим и плохим. И первое, с чего начинается наше знакомство с литературой – это сказки. Начать с начала Что читать самым маленьким? Об этом мы спросили старшего воспитателя детского сада №66 Светлану Бувакину. Как рассказала Светлана Александровна, начинать чтение сказок нужно как можно раньше. По мнению психологов, даже во время беременности можно читать вслух, ребенок слышит голос матери, воспринимает ее интонации. С семи месяцев дети уже хорошо воспринимают сказки, песенки, потешки. В детском саду сказки для чтения подбираются исходя из специальной программы (например, детский сад №66 работает по программе «Детство»). При выборе учитывается возраст детей и их интересы. Самые маленькие хорошо воспринимают русские народные сказки, в которых действие повторяется. Например, «Репку», «Колобок». К четырем годам ребенок уже знает много народных сказок, он начинает отделять правду от вымысла. Дети обращают внимание на главного героя, его внешность, одежду, поведение. В это время можно читать детям сказки Пушкина, Маршака, Чуковского. После прочтения нужно обязательно обсудить сказку с детьми, порассуждать о том, правильно ли поступил герой, как бы поступили в этой ситуации дети? От этого разговора можно перейти к вопросу о том, что же такое доброта. Сказочные примеры помогают и в воспитании: если Иван-царевич преодолел трудности, то и ты сможешь это сделать! А вот по конкретным поводам в детских садах сказок не рассказывают. Например, при ссорах применяют потешки и пальчиковую гимнастику. Это известное всем: «Мирись-мирись и больше не дерись!» (когда дети сцепляют мизинчики) или примирение пальчиков (дети соединяют ладошки, а затем обнимаются). Воспитатели во многом вынуждены «догонять» современных детей. Например, если раньше поверхность, на которой в игре размещают буквы или рисунки называлась «наборным полотном», то теперь – «компьютером» или «монитором». Новые слова понятнее и ближе детям. Поэтому в детском саду появляются и новые сказки. Но сначала их обязательно должен прочитать взрослый. «Дома родители, в основном, предлагают детям посмотреть сказки, - говорит Светлана Бувакина. – Это понятно, тем более, что все очень устают. Но после просмотра обязательно найдите время, чтобы обсудить увиденное с ребенком. Это помогает ему лучше понять содержание фильма, развивает разговорную речь». Аудиокнига также может быть полезной, поскольку помогает детям научиться воспринимать информацию на слух. Современные сказки и сказочники Как выбрать новую и хорошую сказку Самый простой путь для родителей, выбирающих книгу, которую они хотят прочесть ребенку, – это вспомнить собственные любимые произведения. Однако, иногда сказки, которые увлекали нас в детстве, разочаровывают: или дети не хотят их слушать, потому что им это не интересно, или вы сами с удивлением замечаете, что слишком многое приходится объяснять. Например, что такое чернила и почему кто-то в них измазался? Что такое галоши? Почему мальчики носят чулки? Погрязнув в таких объяснениях, вы поневоле начинаете думать, что пора выбрать для чтения что-нибудь посовременнее. Но как сориентироваться в потоке литературы, которая появляется на прилавках и вам совершенно неизвестна? На перепутье «Потеряться» в книжном магазине сегодня не мудрено. Выбор сказок, как старых, так и новых, огромен, яркие обложки и иллюстрации привлекают родительский взгляд, а отсутствие времени не позволяет как следует вникнуть в содержание. При этом цены на книги демократичными не назовешь. Для того, чтобы сформировать достойную домашнюю библиотеку понадобятся тысячи, если не десятки тысяч рублей. В результате родители с трудом решаются на покупку, тем более, что и читать особо некогда. А между тем, выход есть и он очевиден. О выборе книги стоит посоветоваться со специалистом. С каким? Конечно, с библиотекарем! Проверено на себе Как говорит заведующая отделом детства Ивановской областной библиотеки для детей и юношества (ОБДЮ) Ирина Челышева, если вы берете книгу в библиотеке, то можете быть уверены – вреда ребенку она не принесет. Сюда поступает литература, которая прошла хоть какое-то рецензирование – во-первых, на этапе выпуска из издательства (ОБДЮ сотрудничает только с известными и хорошо зарекомендовавшими себя издательствами - «Олма-Пресс», «Стрекоза», «Белый город» и так далее), а во-вторых, в самой библиотеке. Здесь специалисты прочитывают хотя бы по одной книге из серии произведений каждого автора. «На прилавки магазинов часто попадают книги низкого качества, с грубыми орфографическими и пунктуационными ошибками, - говорит заведующая сектором «Абонемент» ОБДЮ Елена Баранова, - у нас такого, к счастью, не случалось». Если найти время на посещение библиотеки вам сложно и вы предпочитаете ориентироваться на информацию, размещенную в Интернете, специалисты советуют пользоваться сайтами библиотек, а не издательств. Например, рецензии на книги размещаются на сайте Российской государственной библиотеки. Кстати, там недавно была опубликована статья «Осторожно, книга»: о литературе, которая не рекомендуется детям. Сайт есть и у ОБДЮ, там можно задать вопрос библиотекарю и получить на него ответ. Познакомиться с творчеством современных писателей помогут детские журналы, такие как «Кукумбер», «Ералаш», «Мурзилка». Специалисты советуют выписывать хотя бы один детский журнал домой. В библиотеке можно воспользоваться списками, составленными специалистами: «100 лучших книг детства», «1000 лучших книг детства» и так далее. Сказка – ложь, да в ней намек Так ли уж отличается современная сказка от того, к чему мы привыкли с детства? Как говорит Ирина Челышева, неотъемлемые составляющие сказки – это наличие волшебного сюжета, героя с необычными способностями и волшебных предметов (шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебная палочка и так далее). Исходя из этого, можно сказать, что практически все детские книги (за исключением научно-популярной литературы и школьных историй) можно отнести к сказкам. В современных сказках присутствуют все непременные волшебные атрибуты, а вот сюжет больше соответствует духу времени. Например, ребенок играет в компьютерную игру и вдруг оказывается внутри нее. В детской литературе появился даже жанр «Миры». Это сказка с элементами фантастики и фэнтези. В сказке непременно должна присутствовать борьба добра и зла, причем добро побеждает. «Например, много споров было по поводу Гарри Поттера, - говорит Елена Баранова. – Но, по сути, это самая обыкновенная детская сказка, в которой герой противостоит темным силам». Почему детям интересны современные сказки? Потому что речь в них идет о таких же мальчишках и девчонках, как они. И мир вокруг героя очень похож на то, что их окружает. Ох уж эти сказочники… Новых имен в детской литературе сейчас множество. Это и Джоан Роулинг (автор книг о Гарри Потере), и Жаклин Уилсон (ее книга «Разрисованная мама» рассказывает о реальной ситуации после развода родителей), и Дмитрий Емец (серия книг о Тане Гроттер), и Тамара Крюкова, Елена Крыжановская, Александра Егорушкина. К современным авторам можно причислить и Эдуарда Успенского, который продолжает активно творить. Среди новых авторов немало журналистов, бывших преподавателей. Иногда к творчеству подталкивает необычная жизненная ситуация. Та же Джоан Роулинг придумала Гарри Поттера, когда рассказывала волшебные истории больному сыну (кстати, в точности также начинала писать и Астрид Лингрен). А Тамара Крюкова, работая в одной из стран Ближнего Востока, посылала сыну письма со сказочными историями. «Даже наша ивановская поэтесса – Светлана Сон работала сначала учителем географии, потом библиотекарем воинской части. И вдруг к пятидесяти годам начала писать стихи», - рассказывает Елена Баранова. Дети ждут перемен Как отмечают работники ОБДЮ, несмотря на то, что каждый год появляется масса новых сказок, взрослые, и, в частности, учителя в школе, адаптируются к ситуации с трудом. Из года в год в списки для внеклассного чтения попадают одни и те же книги. Многие из них детям читать просто не интересно, потому что все в них для детей чужое и непонятное. «И мы еще удивляемся, почему дети не любят читать! – говорит Елена Баранова. – В начальных классах, когда решается вопрос: полюбит ли ребенок книгу, как таковую, нужно обязательно знакомить его с литературой, предназначенной именно для детского чтения. Школьная программа все равно поставит детей перед необходимостью прочитать классическую литературу. Но ни один писатель-классик специально для детей не писал. Даже Пушкин не считал, что пишет сказки именно для детей». Кстати, по мнению специалистов, охоту к чтению отбивают еще и объемы списков книг на лето. Судя по этим спискам, на знакомство с серьезным произведением у ребенка должно уходить два дня. Задача кажется нереальной, а в результате ребенок теряет интерес к чтению. Скорая сказочная помощь С большим уважением к сказке относятся и психологи. И, прежде всего, потому, что эта форма позволяет ненавязчиво подвести ребенка к тем или иным выводам. Не только знать, но и чувствовать По мнению психолога Светланы Боровковой, слушая сказки, ребенок как бы накапливает «банк жизненных ситуаций», в которых он еще никогда не бывал, и получает возможную схему выхода из них. До 10-12 лет у детей преобладает правополушарное образное мышление и воспринимать «сказочную» информацию им легче, чем любую другую. Кроме того, на примере сказочных героев происходит осмысление собственной жизни. Но сказки нужно обязательно обсуждать с ребенком, иначе полученные знания останутся в пассивном состоянии. Мораль, которая содержится в сказке, может не лежать на поверхности. И родителям не стоит сразу же переходить к нравоучениям. Если ребенок не понял морали, лучше на время оставить эту тему, а потом вновь вернуться к прочитанному. Сказка также способствует развитию эмоций, что сейчас немаловажно. «Недавно я столкнулась с тем, что когда читаешь детям «Му-му» Тургенева, смерть собаки не вызывает у них никакой реакции. Это потому, что они вовремя не научились сопереживать, - говорит Светлана Боровкова. – Родители развивают детей интеллектуально, физически, заботятся об их здоровье, но забывают об эмоциях». И, наконец, сказки помогают развивать творческое начало. Очень полезно не только читать, но и сочинять сказки для ребенка или вместе с ним. Пусть даже истории будут куда как незатейливы. Чтобы понять, какие сказки ближе ребенку, нужно знакомить его с самыми разными произведениями. Из множества вариантов, он выберет то, что ближе ему. Иногда у ребенка появляется «любимая сказка», которую он требует читать постоянно. Психологи не советуют отучать от такого чтения насильно. Возможно, сказка чем-то «цепляет» ребенка, помогает ему. А может быть, ему нравится какая-то деталь, на которую вы даже не обращаете внимание. Например, «Золушка» может привлекать девочку, которая мечтает о таком же превращении. Но возможно, вашей дочке просто нравится описание красивого платья и хрустальных туфелек. Что читать проблемным детям Если сказки помогают находить выход из самых разных жизненных ситуаций, напрашивается вывод, что их можно использовать в случае возникновения конкретных трудностей. Психологи подтверждают: это действительно так. Конфликтному малышу стоит почитать «Теремок», в котором всем нашлось место или «Репку» (сказку о дружной семье и о том, что даже самая маленькая помощь может быть очень важна). На примере сказки «Колобок» можно показать, что не стоит разговаривать с незнакомцами на улице. Если ребенок чувствует себя отверженным (а это может случиться по самым разным причинам, например, в практике Светланы Боровковой, был случай, когда положительную со всех сторон девочку невзлюбили за то, что она не умеет хранить секреты), почитайте ему «Гадкого утенка». Это даст надежду на то, что однажды все может измениться. Или наоборот, выберите сказку, где герой – отнюдь не идеален, но обаятелен и окружен друзьями. А вот «Аленький цветочек», наоборот, поможет принять того, кто отличается внешне. Точно также понять, что друг может сильно отличаться от самого ребенка, поможет и «Карлсон, который живет на крыше». Кстати, с помощью «Карлсона» можно переключить внимание ребенка, например, на игрушку, которая будет утешать его в отсутствие родителей. Разнополым детям, особенно если их разделяет еще и большая разница в возрасте, можно почитать «Снежную королеву», в которой сестринская любовь творит чудеса. Если ребенок страдает от того, что он - младший в семье, старшим все можно, а ему ничего нельзя, помогут сказки про Иванушку-дурачка, младшего из трех братьев, который в итоге оказался самым ловким и смелым. Малышу, страдающему после развода родителей, нужно читать как можно больше добрых сказок. Таких как «Чебурашка и крокодил Гена» или «Мумми-тролль». «Цветик-семицветик» - сказка о желаниях и о том, что иногда гораздо приятнее помочь другому, чем получить бесчисленное количество игрушечных медведей и самолетиков. «Изумрудный город» - о мечте, дружбе и преодолении трудностей. А «высшим пилотажем» в педагогике психологи считают умение родителей придумать для ребенка собственную сказку, которая поможет ему в конкретной ситуации. В младших классах 62% детей предпочитают сказки любому другому чтению. Психологи советуют не переключать ребенка искусственно на более взрослую литературу. Сказка может быть полезна в любом возрасте.
31 Марта 2010, 15:00 +105

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...