Следует шить….

Марина Москалева (текст) В прошлом номере «Частника» мы писали о последствиях кризиса для российского рынка одежды (с точки зрения производства и ритейла). Процессы, которые происходят в стране в целом, характерны и для Ивановской области. Ведь здесь сосредоточено большое количество швейных производств, на которых отшивается одежда местных марок, а также выполняются заказы держателей других брендов. Как производители пережили кризисный год и как оценивают перспективы рынка? Об этом мы говорили с руководителями ряда швейных предприятий. Потери Напомним, по оценке консалтинговой компании Fashion Consulting Group, в 2009 году объемы продаж одежды в России снизились на 15-20%. Это было особенно болезненно, если учесть, что до этого рынок ежегодно прирастал на 14-24%. Характерно, что потери были неравномерными. Минимально пострадали масс-маркет и нижний средний ценовой сегмент, где объемы выручки сохранились на докризисном уровне, максимально – премиальный сегмент, потерявший до 70-80% продаж. Что касается ивановских производителей, в премиальном сегменте здесь практически никто не работает, так что последствия кризиса не стали катастрофическими. Существенная часть известных местных торговых марок относится к среднему ценовому сегменту. Например, «Samy&Torino» (женская одежда) «Normann» (мужская и женская одежда) и «Unistyle» (одежда для детей и подростков) ЗАО «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ», «Модно.ru» (женская одежда), «Модика» (деловая женская одежда) и «Ланика» (верхняя одежда). Разница в позиционировании марок, тем не менее, присутствует. Например, «Модика» работает в верхнем среднем ценовом сегменте, а «Модно.ru» и «Ланика» часть коллекций выполняют в сегменте «эконом». Падение продаж, произошедшее в прошлом году, владелец торговой марки «Модно.ru» Эдуард Копралов оценивает примерно в 10%, учредитель торговой марки «Ланика» Лариса Кислякова – в 30%. Директор ООО «Модика» Нелли Силина обозначила 15-% уровень снижения объемов продаж. «Несмотря на сформированный круг постоянных клиентов, мы столкнулись с тем, что часть покупателей перешла к более демократичным массовым брендам, - говорит Нелли Силина. - С другой стороны, на марку «Модика» обратили внимание те, кто раньше отдавал предпочтение luxury-брендам. Кроме того, в кризис возрос покупательский интерес к классической одежде, а это как раз стиль нашей марки». Антикризисный курс Работа в fashion-индустрии требует от участников рынка чуть ли не дара предвидения. Коллекции разрабатываются и заказываются примерно за 8 месяцев до того, как они окажутся в магазинах. Поэтому в выигрыше в кризисный год оказались те компании, которые смогли заранее почувствовать приближение «грозы» (о чем свидетельствовали, как минимум, солидные товарные остатки на рынке одежды) и смогли адекватно отреагировать на ситуацию. При этом антикризисная программа у каждого была своя. Например, председатель совета директоров ЗАО «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» Наталья Самылина, подводя итоги 2009 года, отмечала, что выбором холдинга в предчувствии кризиса стал выпуск коллекций привычного качества, но в сокращенном объеме. И это помогло сохранить и даже немного увеличить объем выручки. Компания «Модика» в 2009 году реализовала запланированную производственную программу: было выпущено 3 новые коллекции (с использованием импортных тканей и аксессуаров). А вот планы по открытию новых розничных магазинов и расширению штата пришлось на время отложить. «Как показал кризис, гарантом сохранения стабильности являются не только устойчивые финансовые активы, но и активы интеллектуальные, - говорит Нелли Силина. - Кризис заставил всех игроков рынка генерировать нестандартные подходы в производстве, ритейле и продвижении продукции – время, когда мы могли позволить высокие издержки, ушло в прошлое. Те, кто справился с этой задачей, сейчас чувствуют себя уверенно». Для руководства компании «Ланика» в ходе кризиса приоритетным направлением было сохранение стабильности на производстве. Поэтому антикризисная программа фирмы включала в себя такие направления, как обеспечение социальной защищенности работников, выполнение всех обязательств перед ними; продолжение модернизации предприятия; упорядочение отношений с поставщиками, избавление от посредников; привлечение новых оптовых покупателей; развитие собственного сайта и размещение рекламы в федеральных изданиях; мобильное ценообразование (чтобы не допустить увеличения остатков товара на складах в сезон применялась система скидок). Кроме того, «Ланика» вывела на рынок новые группы товаров, которые можно назвать сопутствующими основному направлению работы компании: шарфы, перчатки, головные уборы. Как рассказал Эдуард Копралов, под влиянием кризиса было принято решение выпустить коллекцию марки «Модно.ru» эконом-класса. «Результаты уже есть, коллекция пользуется спросом. Я считаю, что удешевления нам удалось добиться не в ущерб качеству, - отметил Эдуард Копралов. - Во-первых, появилась масса новых предложений от поставщиков полотен, фурнитуры и так далее, они идут на сокращение издержек, предоставляют скидки производителям, понимая особенность момента. Во-вторых, мы применяем более простые приемы обработки, принты и так далее». Собственная розница – плюс или минус? По мнению коммерческого директора Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян, в ходе кризиса многие производители одежды, а также оптовые компании оказались заложниками неудачливых ритейлеров. Поэтому сейчас руководство ряда российских и зарубежных компаний настроено на создание собственной розницы. Говоря об этом процессе, Ануш Гаспарян отмечает, что подходить к нему необходимо с осторожностью: далеко не всегда продукции компании достаточно для того, чтобы выстроить ассортиментную матрицу магазина. Некоторые ивановские производители уже прошли путь создания собственной розницы. По словам Эдуарда Копралова, наличие розничных магазинов, безусловно, помогло компании «Модно.ru» выстоять в 2009 году: «Это лакмусовая бумажка, которая позволяет максимально быстро получать представление о реакции покупателей на ту или иную коллекцию, отслеживать изменения потребительских настроений. У нас достаточно гибкое производство, так что мы имеем возможность оперативно реагировать на смену ситуации на рынке». В дальнейшем компания продолжит развитие розничной сети. Причем, как отмечает Эдуард Копралов, позитивным моментом является то, что кризис дал возможность взвешенно и серьезно подойти к планированию. Оптимальная ассортиментная матрица будет формироваться за счет расширения собственного ассортимента, а также привлечения продукции других производителей. Нелли Силина также подчеркнула, что ритейл позволяет руководству компании «Модика» получать оперативную информацию о рынке, осуществлять продвижение новых коллекций, а также обеспечивать возврат оборотных денежных средств предприятию. «Ассортиментная линейка марки «Модика» строится по принципу комплектности, каждая коллекция представляет собой законченный гардероб для разных жизненных случаев. Такой подход, по мнению руководства компании, оправдывает себя и с точки зрения прибыльности, и с точки зрения удобства для покупательниц. Расширение ассортимента в данный момент происходит за счет аксессуаров (сумок, ремней, головных уборов). К мысли о необходимости собственной розничной сети в 2009-м году пришло и руководство ЗАО «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ». Однако, как пояснили нам в компании, речь идет вовсе не о том, чтобы продавать свою продукцию. «Розницей мы планировали заниматься с самого начала, - говорит генеральный директор ЗАО «Компания «Мега» Василий Гущин. - Если у компании нет прямого контакта с потребителем, нужно признать, что это бизнес, связанный только с услугой по производству товара. Однако мы понимаем, что на одежде, которую мы выпускаем, нельзя построить розничный концепт: либо магазины уничтожат фабрики, либо фабрики уничтожат магазины. Приведу грубый пример: сети из 10-15 магазинов нужно не более 150 изделий определенной модели. А фабрика не может шить по нормальной себестоимости меньше 500 изделий. Мы не можем насиловать ни фабрики, ни магазины. Многие думают, что, если их продукцию покупают и покупают неплохо, то почему бы на этом не заработать самостоятельно? Мы не заблуждаемся на этот счет. Нашу продукцию в 2009 году купили 960 магазинов, все довольны. Она хорошо вписывается в их ассортиментную матрицу. То, что мы собираемся делать в рознице, никак не связано с нашим нынешним бизнесом». Розничный магазин «Юнистайл» в Иванове, как отмечают в руководстве фирмы, существует не столько для получения прибыли, сколько для того, чтобы в городе, где работает компания, можно было купить ее продукцию по хорошим ценам. Тем не менее, собственная розница – это далеко не всегда безусловный плюс. Как отмечает Лариса Кислякова, компании «Ланика» в кризис было проще работать с оптовиками: «У нас есть розничные магазины в Иванове, Владимире, Ярославле, Нижнем Новгороде. Продажи в рознице существенно упали. При этом большинство владельцев торговых центров не идут на снижение арендных ставок. Так что в ближайшее время новых магазинов у нас не появится». Будущее в светлых тонах Ну и, конечно, самый животрепещущий вопрос: что же будет дальше? По оценке Ануш Гаспарян, емкость российского рынка одежды пока не исчерпана, и в ближайшие годы неизбежен его рост. Правда, медленный – на 2-3% в год. Как отмечают ивановские производители одежды, главное, что вселяет надежду, – это то, что потребители уже более или менее адаптировались к ситуации и спрос на одежду начал постепенно расти. «Рынок текстильных товаров в кризис страдает одним из первых, но так же быстро восстанавливается, - говорит Василий Гущин. - Во-первых, одежда изнашивается, и больше, чем два сезона, никто при всем желании не может обойтись без покупок. Во-вторых, формируются новые стандарты потребительского поведения». Кризисный год был характерен тем, что люди не хотели опускать привычную планку потребления, предпочитая отказаться от покупок. Поэтому так сильно пострадали верхний средний и люксовый ценовые сегменты. В дальнейшем, как говорят аналитики, примерно половина покупателей, сохранивших свои доходы, вернется к прежнему стандарту потребления, а вторая половина будет покупать более дешевую одежду. Согласно некоторым прогнозам, в люксовом сегменте продажи не поднимутся выше 70% от объемов 2008 года, в среднем сегменте - 80% от 2008 года. Эконом-сегмент останется на уровне 2008 года. По мнению Василия Гущина, уже сезон осень-зима 2010 года будет нормальным с точки зрения продаж. В отношении весенне-летнего сезона прогнозы также оптимистичные, но более осторожные. Лариса Кислякова отмечает, что ближайшие год-два будут благоприятными для российских компаний благодаря усилиям государства по защите внутреннего рынка. Болевая точка Многие руководители швейных компаний нашего региона в качестве серьезного препятствия для развития производства называют даже не падение спроса, а жесткую конкуренцию за кадры, которую вынуждены вести предприятия. Как говорит Эдуард Копралов, именно этот фактор мешает производителям выйти на новый уровень, реализовать массу идей и планов. Меры, которые принимают компании, касаются только отдельных предприятий и не решают проблемы в целом. Как говорят производители, в особенно невыгодном положении оказываются фирмы, которые платят своим работника «белую» зарплату. Компании, которые работают «вчерную», платят в два раза выше за 12-16 часовой рабочий день, и люди работают, потому что им нужно кормить семью. По мнению участников рынка, в ближайшее время государству или областным властям придется вмешиваться в эту ситуацию. Нелли Силина обозначила еще одну проблемную зону, с которой сталкивается не только «Модика», но и все компании, работающие в среднем и верхнем сегментах. Российские производители текстиля не способны предложить конкурентоспособные ткани и фурнитуру. В итоге практически 100% сырья приходится импортировать из-за рубежа, что сказывается на повышении накладных расходах и уязвимости компании в условиях кризиса. Врезки: Рынок швейных изделий одним из первых страдает от кризиса, но быстро восстанавливается: больше двух сезонов не обновлять гардероб не может никто. По прогнозам аналитиков, уже сезон «осень-зама 2010-2011» продемонстрирует рост продаж одежды. Подпись под фото: В выигрыше в ходе кризиса оказались предприятия, подготовившие полноценные коллекции.
24 Марта 2010, 16:16 +123

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...