Согласие и примирение

В Берлине стартовал второй этап российско-немецкого культурного проекта «Воспоминания, мысли, будущее соглашения и примирения – 60 лет окончания войны, что дальше?». Он является продолжением русско-немецкой акции, в рамках которой ивановские и немецкие художники собрались вместе несколько лет назад в нашем городе, чтобы демонстрацией своих работ привлечь внимание людей к проблеме взаимопонимания. Инициатором той акции, как и всего проекта в целом, стала общественная организация «Общество друзей Иванова», работающая с Ивановом около 15 лет. В активе общества - оказание материальной помощи областному хоспису, регулярное проведение семинаров для учителей и студентов. В 2002 году это общество решило расширить свою деятельность и совместно с ивановскими художниками Владимиром Колобовым, Светланой Кузьмичевой и Сергеем Насоновым впервые организовало культурный проект. Его первый этап прошел в фотостудии «Африка», где русские и немецкие художники представили выставку из своих работ, посвященных человеческому общению и взаимопониманию между людьми. Свое продолжение проект получил уже в этом году, но теперь уже на немецкой земле. Всех его участников пригласили в Германию, чтобы художники смогли познакомиться с жизнью и работой немецких коллег и вместе с ними организовать выставку своих работ. Тема экспозиции, которой планировалось завершить второй этап проекта, возникла сама собой - юбилей после окончания второй мировой войны и движение к миру – «Воспоминания, мысли, будущее соглашения и примирения- 60 лет окончания войны, что дальше?». Художникам захотелось привлечь внимание к проблеме мира и войны на земле и в душе каждого человека. Поэтому все представленные на финальной выставке работы, были посвящены этой теме. Однако, как рассказывают сами участники проекта, вопреки ожиданиям, речь больше шла не о войне, а о мире, как его достичь, как жить в согласии с окружающими и самим собой. Первые дни пребывания в Берлине ивановские художники посещали различные музеи, выставки и мастерские немецких коллег, накапливали материал для своей экспозиции, таким образом, большинство произведений были сделаны участниками проекта непосредственно за время их пребывания в Германии. Основная же работа началась у художников в Райнеберге, куда они приехали сразу после Берлина. Там они и воплощали свои идеи в жизнь, организовывали финальную выставку проекта, открытие которой пришлось на 17 июля. Жили и работали художники в пансионате Хаус Райнеберг, который на время акции заменил им и дом, и мастерскую. Интересна была и форма самой выставки. Так как она проходила все в том же пансионате, а уместить ее в один зал было невозможно, каждый художник выставлял свои произведения в отдельных помещениях Хаус Райнеберга, однако, объединенная общей идеей, выставка стала единым пространством. Ее основную мысль согласия и примирения между народами художники оценивали через свои работы, пытаясь соединить ее со своим творчеством. Так, например, немецкий скульптор Анне-Катрин Шторк долгое время занимается исследованием темы ведения диалога между людьми, ее очень волнует неспокойная ситуация в мире. И в своей экспозиции она представила скульптуры, которые назвала «женщина-бомба». Они олицетворяли собой террористок, которые вместо того, чтобы приносить в мир жизнь, наоборот уносят ее. Главными героями ее работ стали бомбы - из восковых листов, искореженные, устрашающие и неразорвавшиеся. Как продолжение женской темы и хрупкости мира - экспозиция Светланы Кузьмичевой. Идея ее проекта - память, женщины и цветы. Все такое хрупкое, легкое и нежное, это то, что проще всего ранить и «разбить». И снова в инсталляции Ханны Брундик - противопоставление жесткости и мягкости. Так как Ханна часто пишет к своим работам тексты и стихи, не обошла она этим и рейнебергскую выставку. За основу своей инсталляции она взяла игру слов. Она попыталась обыграть немецкое слово «stahl», которое означает не только сталь, но и нечто мягкое. Поэтому она разделила свою работу на две части. Первая была сделана из металла и гипса, поэтому создавала впечатление жесткости и стойкости. Вторая, наоборот была изготовлена из мягких материалов и казалась нежной и беззащитной. Таким образом, автору удалось противопоставить агрессию мягкости. На похожем противопоставлении были построены и работы Владимира Колобова, который выставил несколько своих триптихов и диптихов. В частности, «Диисусный чин», центром внимания которого стали глаза Иисуса Христа, в которых отражается Дева Мария и Иоанн Креститель. А обрамляют картину светлый и темный ангелы, символизирующие борьбу добра и зла. Так как в Германии нет иконописи, картина привлекла внимание многих. Она как бы говорила, что Бог против войны, он призывает к всепрощению и пониманию. Однако у Владимира Колобова были и светские работы, например, триптих, посвященный ассоциативному восприятию войны. На нем изображены две природные стихии – холодный и темный грозовой пейзаж и светлый день. Война и кровь были и в работах председателя «Общества друзей Германии» Дитера Шторка. Его ярко-красные абстракции были посвящены памяти жертв вооруженных столкновений, давали понять, что мы помним и скорбим о них. Однако мир во всем мире начинается с мира в душе, мира между конкретными людьми. Подтверждение тому - работы Райнера Циммерана и Николь Шук. Ранейр Циммерман, не раз выставлявшийся в Иванове представил ряд своих абстракций. Главный герой его картин – круг, как символ солнца, а значит и жизни. Он присутствует во всех его работах. Они проникнуты идеей единения с солнцем, жизнью, природой. Возможно, несколько неожиданной в этом проекте выглядела экспозиция Николь Шук, которая уже не первый год работает над темой коммуникации. Она представила «Мебель для общения». Смастерила ее художник за время работы акции из старых досок, столов, стульчиков и табуреток. После небольшого «колдовства» они превратились в удобную мебель с массой подставочек, подлокотничков, чтобы, разместившись на ней, людям было удобно общаться друг с другом. Кстати, вся ее мебель рассчитана не на одного, а как минимум на двух человек, которым должно быть комфортно в общении. Однако ключом к выставке большинство ее посетителей признали проект Сергея Насонова «100 фотографий из русских и немецких альбомов». С этой экспозиции и советовали начинать осмотр выставки. Часть фотографий была привезена художником из Иванова, а часть собрана уже в Германии. Люди приносили свои семейные альбомы, фотографии своих родителей, бабушек, дедушек. В результате, когда они уже были отсканированы и оформлены, оказалось, что снимки очень похожи: их герои одинаково одеты, причесаны, у них похожие выражения лиц. Иногда становилось трудно понять, русская это или немецкая семья запечатлена на фото, непонятно, где проходит граница между ними. Таким образом, у зрителей создавалось впечатление, что герои фото объединились, забыв о существовании границ, хотя на самом деле, в 30-50-е годы они были далеки друг от друга. Люди вдруг почувствовали, что их семейные альбомы интересны не только им, поэтому с удовольствием обменивались рассказами о запечатленных на фото людях. Герои этой экспозиции не выдуманы, они реальны. Впоследствии финальную выставку русско-немецкого проекта ожидает неплохая судьба. Со 2 сентября ее посмотрят жители города Хэрфорд, а затем она переедет в Ленгерих. Однако уже сегодня ведутся разговоры о том, чтобы разместить ее в Берлине, в «Русском доме». Мария Востокова
08 Августа 2005, 18:37 +77

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...