«Соломка» для потребителей

Надеемся, что наша очередная публикация – репортаж из кабинета Александра Коновалова (который, кстати, на днях стал главным специалистом отдела потребительского рынка ивановской мэрии, и мы его от всей души с этим поздравляем) - послужит для читателей той самой соломкой. Куплю квартиру… Молодая женщина рассказывала свою историю, глядя на себя как бы со стороны и даже посмеиваясь. Однако на самом деле ей было не до веселья. 10 августа она заключила договор купли квартиры стоимостью 350 тыс. руб. Внесла аванс – 10 тыс. руб. Сделка должна была состояться 1 сентября, но агент вдруг пропала. Ее поиски ни к чему пока не привели. В ходе разговора выяснились прелюбопытнейшие подробности. В роли агента выступала не сотрудница агентства недвижимости, а индивидуальный предприниматель. Правда, все было обставлено чин чином: офис в центре города, в котором сидят какие-то люди, которых вполне можно принять за таких же агентов, осмотр квартиры, процедура подписания договора… Впрочем, протягивая Коновалову бумагу, посетительница уже предвидела его реакцию и смущенно спросила: «Что – филькина грамота?». Действительно, невооруженным глазом было видно, что договор более чем странный: стандартный лист, распечатанный на компьютере, без печати, без многих обязательных для купли-продажи квартиры статей. Такой, с позволения сказать документ, мог наваять кто угодно – от дворника до школьника. Но только не солидная фирма или добросовестный предприниматель. К счастью, в «договоре» были указаны паспортные данные «агента». А при подписании удалось посмотреть паспорт и убедиться в том, что все сходится. Александр Петрович посоветовал женщине послать претензию по почтовому адресу, где прописана «агент». Несостоявшаяся покупательница вправе требовать расторжения договора, даже такого ущербного. Обнадеженная посетительница решила пойти дальше и спросила, может ли она получить неустойку. И была разочарована ответом: ни о какой неустойке не может идти и речи, потому что нигде не прописана ответственность продавца. Об этом надо было позаботиться заранее. А я подумала: еще не факт, что паспорт, который предъявила «предпринимательница», мог оказаться липовым. «Рога и копыта» по-ивановски Следующими на приеме были две сестры. Старшая заказала в мебельном центре кухонный гарнитур за 2 тыс. 200 руб. Из центра приехал дизайнер, сделал замеры. Заказчица произвела предоплату – 10 тыс. руб. Но когда рабочие привезли кухню, оказалось, что некоторые ящики не подходят. Гарнитур увезли на доработку. Через некоторое время привезли снова, и снова проблемы - появились другие недоделки. Кроме того, мебельщики стали требовать полной оплаты – вот тогда они устранят все недочеты и выполнят сборку. Заказчица отказалась. Кухню снова увезли. Срок исполнения заказа истек, а в мебельном центре начали темнить: то ссылаются на отсутствие материала, то говорят, что нет директора. Заглянув в договор, который заказчица подписала с исполнителями, Александр Петрович удивился: какой же это мебельный центр, если договор подписан индивидуальным предпринимателем. Впрочем, не секрет, что громкие имена придумываются для солидности. Может, не будь на вывеске слова «центр», и клиенты бы не клюнули. А тут якобы не шарашкина контора, а как бы солидное предприятие. А на деле оказывается, все те же «Рога и копыта». В общем, всегда актуален старый совет: «Доверяй, но проверяй». Ну а ежели оплошал, пиши претензию. Обязательно в двух экземплярах - второй оставляется себе. И обязательно на обоих должен расписаться кто-нибудь из исполнителей заказа. Причем не обязательно сам владелец фирмы или индивидуальный предприниматель, это может быть даже приемщик. Именно это и посоветовал Коновалов нашей очередной «героине». В претензии она может указать новый срок для исправления недоделок. Или потребовать снижения стоимости кухни. Или настаивать на изготовлении нового гарнитура. Или вообще расторгнуть договор на оказание услуги. Как говорит Коновалов, обычно исполнители и продавцы «перед лицом» письменной претензии пасуют и идут потребителю навстречу. Ну а в крайнем случае остается суд. Уж он то непременно удовлетворит требование заказчицы, ведь очевидно, что она права. Обмену и возврату не подлежит Параллельно с приемом посетителей Александр Петрович отвечает на телефонные звонки. На этот раз сразу несколько человек обратились с одним и тем же вопросом: купили в магазине учебник, и точно такой же приобрел сын (или дочь). Однако в магазине отказываются принять ненужную книгу обратно. Правильно ли это? Специально для читателей «Частника» А. Коновалов распечатал утвержденный правительством «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». В этом перечне 14 пунктов: предметы санитарии и гигиены; лекарственные препараты; предметы личной гигиены – зубные щетки, расчески, бигуди парики и т. д.; парфюмерно-косметические товары; швейные и трикотажные изделия; ткани, тесьма, кружево; линолеум, ковровые покрытия и другие товары, отпускаемые на метраж; посуда, столовые и кухонные принадлежности; мебельные гарнитуры и комплекты; изделия из драгоценных металлов и ограненные драгоценные камни; бытовая техника – радиоэлектронная аппаратура, вычислительная и множительная техника и т. д., фото-и киноаппаратура, электронные игрушки и пр. (Список приведен в сокращении). Последний, 14 пункт добавлен в перечень в феврале 2002 года. В нем записано: «непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)». То есть магазин вполне обоснованно отказывает покупателям в приеме проданных книг и учебников. Правда, как показывает практика, если не настаивать оголтело, то порой с продавцами можно договориться. Они тоже понимают, что наши законы – нет лучшее наше достижение. Людмила Котляр
05 Сентября 2005, 15:22 +74

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...