Соцнорма: правда и вымысел

Руководитель РСТ Владимир Шарыпов – о том, какой энергопаек ждет жителей Ивановской области

Социальная норма потребления электроэнергии, или, как ее еще называют, энергопаек, постепенно становится все более и более актуальной темой. Недовольство жителей некоторых регионов, где социальная норма была ведена в качестве эксперимента с 1 сентября 2013 года, попытки подсчитать, сможет ли обычная семья уложиться в энергопаек, чтобы не переплачивать за электричество, неопределенность с размером самой социальной нормы в конкретном регионе, отсутствие внятных разъяснений, будет ли соцнорма распространяться на плату за ОДН – все это оставляет большой простор для различных домыслов и слухов. И хотя до сих пор нет окончательной ясности по целому ряду моментов, связанных с установлением и применением социальной нормы потребления в Ивановской области, мы обратились за комментариями к руководителю Региональной службы по тарифам Ивановской области Владимиру Шарыпову – ведь именно РСТ и будет определять размер того самого энергопайка на территории нашего региона.

- Владимир Николаевич, когда все-таки будет вводиться соцнорма по электроэнергии в Ивановской области и когда будет ясен ее размер?

- В соответствии с постановление Правительства РФ № 614, размер социальной нормы потребления электроэнергии в Ивановской области, как и в других регионах РФ, не вошедших в число пилотных, должен быть утвержден до 1 марта 2014 года, а применяться социальная норма будет с 1 июля 2014 года.

Так что, на мой взгляд, социальной норме потребления сейчас уделяется излишне много внимания. Только после того как мы произведем предварительные расчеты, можно будет говорить, ждет ли наших жителей нечто неприятное, или же большинство населения и не почувствует на себе ведение социальной нормы.

- Возможно, нервная реакция общества обусловлена тем, что практика последних лет показывает: если граждане не начинают возмущаться заранее, власти сначала принимают решение, а затем, когда выясняется, что продумано и просчитано было далеко не все,  разводят руками: извините, надо было говорить раньше, что здесь что-то не так…

- Возможно. Если же говорить о том, каким образом мы будем определять размер социальной нормы для нашей области, то хочу подчеркнуть: мы стараемся учесть если не все, то максимальное количество существенных факторов, чтобы социальная норма действительно удовлетворяла бы потребности 70 % населения региона. Сейчас называются цифры порядка 150 кВтч на человека в месяц, но я бы не хотел говорить о каких-то конкретных цифрах, пока мы не обладаем всеми нужными данными.

Сейчас мы запросили в органах регистрации и органах местного самоуправления данные по людям, прописанным на территории каждого муниципального образования для того чтобы понимать, где сколько людей проживает. Конечно, нередко количество прописанных и фактически проживающих сильно отличаются. Но при расчетах мы можем ориентироваться только на официальные данные. Позже эти данные можно будет скорректировать – если управляющая компания или ТСЖ предоставят соответствующие сведения. Думаю, такие корректировки мы будем делать в течение года, и тогда все встанет на свои места.

Параллельно мы сейчас запросили в департаменте соцзащиты и Пенсионном фонде сведения относительно льготных категорий граждан. Методика расчета и применения социальной нормы подразумевает выделение группы пенсионеров по инвалидности и по возрасту. Кроме того, есть дифференциация по типу проживания: отдельно проживающий пенсионер, группа отдельно проживающих пенсионеров. Для этих групп размер социальной нормы будет выше, чем для остального населения.

Более того, в первый год действия социальной нормы, то есть с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года, для пенсионеров и инвалидов социальная норма фактически применяться не будет. То есть плата за электроэнергию для них будет начисляться только по тарифу, применяемому в рамках соцнормы, независимо от объема потребления. И лишь с 1 июля 2015 года пенсионеры и инвалиды будут оплачивать электроэнергию, потребленную сверх социальной нормы, по повышенному тарифу.

 - А почему такое преимущество предоставлено именно пенсионерам и инвалидам, а не, скажем, многодетным семьям или семьям с маленькими детьми? Ведь именно в таких семьях потребление электроэнергии выше: как минимум, постоянно работает стиральная машина.

- Это определено Правительством РФ. Мы же видим свою задачу в том, чтобы от введения социальной нормы не пострадало максимальное количество населения.

Также хочу подчеркнуть, что социальная норма будет различаться для домов, в которых установлено разное оборудование. Речь, безусловно, идет о нормативном оборудовании. Например, если в доме есть централизованное горячее водоснабжение, а вы установили себе дополнительно бойлер, то он учитываться не будет, если он не зарегистрирован в установленном порядке. А если в доме нет газоснабжение и установлены электроплиты, то для таких домов соцнорма будет устанавливаться с повышающим коэффициентом, то есть ее размер будет больше, чем для домов с газовыми плитами. В некоторых сельских районах у нас до сих пор предусмотрен нагрев воды для горячего водоснабжения с помощью электроэнергии. И если это изначально предусмотрено проектом, то, конечно, соцнорма там будет выше.

Также мы запросили в сбытовых компаниях данные о потреблении электроэнергии в домохозяйствах региона за 2012 год. Согласно методике, мы будем делать выборку 10 тысяч домохозяйств, исходя из которой и рассчитаем социальную норму и коэффициенты  ней.

 - А нельзя было просто получить данные о среднем потреблении у сбытовых компаний? Зачем такие сложности?

- Конечно, можно было бы рассчитать соцнорму по выборке, которую бы предоставили сбытовые компании. Например, мы могли бы запросить данные по 7 тысячам домохозяйств у «Ивэнерго» и по 3 тысячам у ООО «Ивановоэнергосбыт».  Но дело в том, что сбытовым компаниям выгоднее показать заниженный объем потребления электроэнергии, чтобы соцнорма была пониже, а потом уже выставлять повышенную плату гражданам за перебор элктроэнергии сверх социальной нормы. Тут мы дополнительно страхуемся от подобных действий энергосбытовых компаний. Единственный момент: филиал «Ивэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» осуществляет сбытовую деятельность только с 1 февраля 2013 года, так что сведений за 12 месяцев у них нет.

- И, кстати, не факт, что «Ивэнерго» будет дальше осуществлять сбытовую деятельность…

 - Да, мы это в ближайшее время узнаем. Так что по городу Иваново могут возникнуть вопросы. Но в любом случае, даже если придет новый гарантирующий поставщик, мы не будем включать в расчеты неполные данные. Мы просто отложим на месяц принятие социальной нормы. Думаю, что ничего страшного в этом не будет, зато мы будем ориентироваться на полный объем данных и расчеты будут более точными.

 - Возникали ли в пилотных регионах какие-то накладки, которые вы будете учитывать?

- Да, к сожалению, без накладок, которые, в частности, вызвали серьезное недовольство людей, не обошлось. Например, в одной из областей большое возмущение вызвало то, что был установлен заявительный порядок на льготы по соцнорме и перерасчет платы. То есть сначала пенсионерам начислили плату исходя из социальной нормы, и только после этого им надо было прийти в сбытовую компанию, доказать, что они являются льготниками, и им делали перерасчет. В СМИ была информация, что льготникам приходилось стоять в огромных очередях, некоторых из тих очередей увозили на «скорой помощи». В результате все сотрудники сбытовой компании, включая гендиректора, были вынуждены заниматься приемом граждан. Именно поэтому мы сейчас запросили данные у департамента соцзащиты и Пенсионного фонда, чтобы к тому моменту, когда будет введена соцнорма, у сбытовой компании были все сведения, где живут льготники, и подобных проблем не возникало бы.

- Будет ли распространяться соцнорма на ОДН в многоквартирных домах?

- Да, будет. И для того чтобы и здесь не возникло проблем, чтобы людям не приходилось платить за ОДН по повышенным тарифам, мы сейчас рассматриваем возможность установления нормативов на ОДН по электроэнергии. Проект постановления правительства мы уже разработали, направили на рассмотрение в правительство области.

Норматив на ОДН дает сбыту возможность выставить счета тем жилым домам, где сейчас ОДПУ не установлены. Если же общедомовой прибор учета есть, то в рамках норматива на ОДН плата жителей рассчитывается по низкому тарифу, а все, что выше, должно стать заботой управляющей компании.

При расчете нормативов на ОДН мы учитываем, в том числе, оборудование, установленное в доме. Ведь очевидно, что в тех домах, где есть не только освещение в подъездах, но и лифты, подкачивающие насосы и т.п., потребление электроэнергии на общедомовые нужды будет больше.

Постановление Правительства РФ № 354 четко предусматривает, что потребление на ОДН сверх нормы – это проблема исполнителя коммунальных услуг.

- А у нас этот исполнитель коммунальных услуг – сбытовая организация…

- Нет, вопреки распространенному мнению, в большинстве случаев исполнителем коммунальных слуг, в том числе по электроснабжению, является управляющая компания, ТСЖ или другие организации, осуществляющие управление домом. Просто сбытовые компании заключают договор с УК, по которому функции выставления счетов и сбора платежей просто передаются сбытовой компании. Конечно, тут возникает определенный дисбаланс в пользу сбытовиков, потому что они деньги собирают, а потом еще и выставляют счета управляющей компании. И не заинтересованы в конечном результате: в сокращении потребления.

Так что у нас сейчас стоит вопрос: как заставить исполнителя коммунальных услуг, кем бы он ни был - сбытовой компанией, управляющей компанией, ТСЖ – заниматься снижением расходов на ОДН. Смысл в том, что исполнитель коммунальных услуг не может без согласия граждан начислить плату, которая получилась сверх утвержденного норматива на ОДН по электроэнергии. Ведь если для какого-то дома, скажем, норматив по ОДН составляет 100 кВт*ч, фактически потребление было 150 кВт*ч, жители оплатят 100, а плата за 50 кВт*ч «повиснет» на управляющей компании. Собственных средств у УК нет – она работает на средства жителей. То есть рано или поздно УК должна будет обанкротиться или использовать средства граждан на содержание.

Сейчас задача региональных и муниципальных органов власти заставить УК приводить значение  потребление на ОДН к нормативным показателям. Ведь до сих пор на жилых домах остаются несанкционированные подключения, причем даже к тепловым сетям.

Еще одной причиной высоких ОДН по электроэнергии является не одновременное списание показаний индивидуальных счетчиков. Эту проблему можно решить, например, путем установки АСКУЭ, но она очень дорогостоящая, или обязать исполнителей коммунальных услуг организовать своевременное и одновременное снятие показателей приборов учета коммунального ресурса.

- И все-таки, будет распространяться соцнорма на ОДН или нет?

- Конечно будет. Это предусмотрено методикой расчета объемов потребления коммунальных услуг, утвержденной постановлением Правительства. Если потребитель не выбрал полностью социальную норму, то ОДН он будет оплачивать с учетом оставшейся части соцнормы.

- А как будет рассчитываться социальная норма для квартир, где живет несколько человек? Просто складываться?

- Нет, не складываться. Методикой предусмотрено установление базового объема потребления, к которому потом будет прибавляться 50 кВт*ч на 2го зарегистрированного и по 20 кВт*ч на последующих зарегистрированных, но не более 5ти человек.

 

19 Декабря 2013, 08:58 +1328

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...