Совфед вертолетам не помеха

Увлечение Юрия Яблокова – до недавнего времени гендиректора корпорации «Нордтекс», а ныне – члена Совета Федерации от Ивановской области – вертолетным спортом не является секретом. Сам Яблоков не слишком афиширует свое хобби, но на вопросы об участии в соревнованиях отвечает с удовольствием. Надо отметить, что ему есть чем гордиться: он входит в состав сборной России по вертолетному спорту, а в ходе Кубка России в июне этого года выполнил норматив мастера спорта. Выступление на Кубке России, который проходил в Ульяновске, стало очень удачным для экипажа вертолета Robinson-44 Юрия Яблокова и Вадима Сазонова: они заняли 1-е место в упражнении «Навигация» - одном из самых сложных и самых «дорогих» по очкам во всей программе соревнований. Негласный чемпионат мира Вертолетный спорт – один из тех видов, где Россия до сих пор является безоговорочным мировым лидером. Костяк нашей сборной составляют военные – российская летная школа, несмотря на все трудности постсоветского периода очень сильна. В мировом рейтинге восемь из десяти первых мест занимают российские спортсмены, сборная нашей страны восемь раз подряд становилась абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. При этом, как отмечают сами спортсмены, существует любопытная особенность: уровень мастерства спортсменов на Чемпионате России и Кубке России существенно выше, чем на чемпионатах европейских стран и даже на чемпионате мира. И победа на российских соревнованиях считается более почетной, чем звание, скажем, абсолютного чемпиона европейской страны или СНГ. Однако если учесть некоторые особенности российского спорта, то все легко объясняется. Вертолетный спорт – достаточно дорогой вид. Чтобы принять участие в соревнованиях, экипаж должен перегнать вертолет в другой город или страну, обеспечить заправку, техническое обслуживание и т.д. При том, что значительную часть российских вертолетчиков составляют военные, очевидно, что участие во многих соревнованиях, тем более за рубежом, им не по карману. Что же касается Чемпионата России, который традиционно проводится под Москвой, то организационные и финансовые вопросы берет на себя Министерство спорта РФ. А соревнования Кубка России проводится в Поволжье – там, где сосредоточены учебные заведения и части ВВС, так что «логистика» в этом случае обходится не столь дорого. Поэтому в Чемпионате и Кубке России принимают участие сильнейшие экипажи военных вертолетчиков. Конечно, в России проводятся соревнования и более низкого уровня: Чемпионат Москвы, Чемпионат СНГ и др., но ЧР и Кубок России остаются самыми представительными. Впрочем, в последние годы в вертолетный спорт приходят не только военные, но и любители – их называют «бизнес-пилоты», так как подобное увлечение могут позволить себе лишь достаточно обеспеченные люди. Юрий Яблоков входит именно в эту категорию, которая уже набирается опыта и начинает теснить на вертолетном пьедестале спортсменов в погонах. Небо над Ульяновском Ближайший Чемпионат мира по вертолетному спорту пройдет в 2012 году в России. И наша страна как принимающая чемпионат имеет право выставить не пять, а восемь экипажей (4 на МИ-2 и 4 на Robinson-44). Кто будет представлять Россию на ЧМ из сборной, зависит, в первую очередь, от личного рейтинга пилотов, который формируется исходя из результатов, показанных на соревнованиях. В соревнованиях Кубка России в Ульяновске приняли участие 34 участника, в командном первенстве состязались 8 команд: Ульяновской, Московской, Самарской (ЦСК ВВС), Саратовской областей, города Москвы, ВВС РФ, Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ) и аэроклуба «Аэросоюз». В числе пилотов и операторов - многократные абсолютные чемпионы мира, абсолютные чемпионы России Виктор Дегтярь и Петр Васильев, Виктор Коротаев и Николай Буров и многие другие. «Я ехал на Кубок России в Ульяновск с задачей выполнить норматив мастера спорта и поднять свой личный рейтинг», - рассказывает Юрий Яблоков. И это ему удалось: норматив был выполнен, кроме того, экипаж под руководством Яблокова занял 1-е место в упражнении «Навигация», набрав 298,5 очков из 300 возможных и опередив ближайшего соперника на 0,4 очка. Впервые бизнес-пилот показал столь высокий результат, оставив позади профессиональных вертолетчиков. Его коллега по команде г. Москвы, также бизнес-пилот Максим Сотников и оператор Олег Пуоджюкас заняли в «Навигации» лишь шестое место. Однако удачное выступление обоих экипажей в других упражнениях позволило команде Москвы занять призовое 3-е место в командном зачете. «Мы впервые так удачно выступили на Кубке России, наравне с военными пилотами, - отмечает Юрий Яблоков. – И хотя в прошлом году на открытом чемпионате Германии Сотников стал абсолютным чемпионом, а я занял второе место, в российском рейтинге мы не поднимались так высоко – на прошлом Чемпионате России Сотников оказался на 7-м, а я на 14-м месте». Кстати, уже в конце июня Яблоков и Сотников приняли участие в открытом чемпионате Швейцарии, где Максим Сотников стал абсолютным чемпионов, заняв первые места во всех четырех упражнениях. Юрий Яблоков выступил не столь удачно, заняв лишь 12-е место в общем зачете. А в ближайшие дни – с 16 по 18 июля – на аэродроме «Борки» г. Кимры Тверской области пройдет открытый чемпионат Москвы «Москва винтокрылая», в котором Юрий Яблоков также будет принимать участие. Так и напрашивается вопрос, как же удается Юрию Яблокову совмещать работу сенатора с увлечением вертолетным спортом? Сам он не считает это чем-то удивительным: одно другому не мешает. «Это два параллельных направления. Спортом я занимаюсь только в выходные, но практически каждую неделю. Так что работе он не мешает нисколько, наоборот, помогает переключиться, сбросить напряжение, - рассказывает, наверное, самый высокопоставленный член сборной России по вертолетному спорту. – Вертолетный спорт – это выброс адреналина, это умение выполнять движения с точностью до десятых долей секунды и до миллиметра, поэтому здесь нужно полностью отключаться от внешних событий. Так что, наверное, это лучший отдых от напряженной работы». Анна Семенова Для справки: Программа соревнований по вертолетному спорту включает 4 упражнения «Навигация» В задачу экипажа входит прокладка маршрута за 5 минут до вылета, полет по 25-минутному маршруту, поиск 3-х поворотных пунктов, опознание 10 целей в зоне поиска, финиш в точно заданное время, выполнение 60-секундной коробочки со сбросом 2 грузов в мишени на первом ее отрезке, второй финиш и сброс кегли в отверстие крыши не более, чем за 20 секунд. «Полет на точность» Это упражнение – классика вертолетных соревнований. Полет выполняется по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 м, контролируемой двумя грузами, подвешенными под вертолетом. Выполняются перемещения вперед вправо, назад, влево, по диагонали, а также 2 разворота на 360 градусов. В конце полета экипаж должен точно посадить вертолет на линию шириной 5 см. «Развозка грузов» В этом упражнении экипаж производит опускание груза поочередно в 3 контейнера, пройдя перед этим соответствующие входные ворота. При этом длина фала, на котором крепится груз, имеет разную длину: 4, 6 и 8 м. Задача экипажа – точно опустить груз в контейнеры за минимальное время, которое не должно превышать 75 секунд. Четырем экипажам удалось уложиться в это время, пройти площадку без штрафа и получить максимальное количество очков – 300. В этом случае выигрывает тот, кто показал меньшее время полета. «Слалом» Одно из самых зрелищных упражнений. Экипаж зачерпывает воду из бочки с высоты 3 метра (чисто российское изобретение!), а затем должен в заданной последовательности пронести прикрепленное к фалу ведро, наполненное водой, через 12 ворот, не коснувшись стоек, и с одной попытки поставить его на стол. Высота прохода площадки – 5 м, постановки ведра – 11 м. В полете оценивается чистота и правильность прохождения ворот, а также время, которое не должно превышать 200 секунд. (По материалам официального сайта Федерации вертолетного спорта России helisport.org)
14 Июля 2010, 15:10 +69

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...